УКЛАД ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ

Мы, православные XXI века, где-то в глубинах души осознаём, как далеко мы ушли от православных людей прошлых веков. Вряд ли вперёд…

Мы настолько позволили миру проникнуть в нашу душу, что там не осталось и уголочка для Господа. То ли вследствие того, что мы живём в век информационных технологий, то ли потому что мы – православные «нового призыва», принявшие ниточку веры, чудом сохранившуюся за время её 70-летнего истребления, – но мы, в основной своей массе, очень слабы, как носители Православия.

Наверное, именно поэтому вера закономерно не приживается и в наших детях, а мы не знаем, с какой стороны нам подступиться к нашей собственной жизни, чтобы начать менять её – ведь так жить нельзя!

А ведь ещё столетие назад православным удавалось пронести свою веру всю жизнь и передать её потомкам. Не потому ли, что сам уклад жизни верующих был пронизан Православием, которое эту жизнь и созидало?

Все мы привыкли жаловаться на жизнь. Редкий человек своей жизнью доволен – включая верующих. При этом, мы как-то совсем не задумываемся над тем, как же жилось православным прошлых времён? Без стиральных и прочих машинок, без метро, без газа и т.д.

Как удавалось им сохранять свою веру среди стольких трудов, порой, нищеты и бедствий.

«Дух дышит, где хочет» (Ин. 3:6), поэтому во все времена находились святые – и среди простых людей, и среди царей…

И мы в XXI веке можем не придумывать себе оправдания, а попытаться изменить, с Божьей помощью, свою жизнь, построив её по новым лекалам – по лекалам православного жизненного (и, прежде всего, семейного) уклада!

Православный семейный уклад – это особый образ бытия семьи, при котором все её проявления от мытья полов до семейных праздников пронизываются православным Духом.

И именно этот Дух, входящий в плоть и в кровь всех членов семьи, включая детей, преображает их в Православных и даёт им силы пронести Веру каждый день своей жизни: «Человекам сие невозможно – Богу же всё возможно» (Мф. 19:26).

ФУНДАМЕНТ ПРАВОСЛАВНОГО УКЛАДА – БОГОЦЕНТРИЧНОСТЬ

За свою многовековую историю христианской жизни наши прародители создали особую систему духовно-нравственных, культурных, национальных и семейно-родовых ценностей, которая охватывает все сферы семейного бытия.

Так сложился уклад жизни православных людей, представляющий собой и особый образ жизни, и особое поведение, и по-особому выстроенные отношения, и особым образом организованный быт.

Это «особость» состоит в том, что православная семья представляет собой «Малую Церковь», во главе которой – Сам Господь.

Именно Создателю, даровавшему жизнь каждому из членов семьи, эта жизнь и посвящается, и это то «особое», что порой чувствуют и другие люди, приходя в православную семью.

Верующие люди в своих семьях стараются проводить жизнь перед Очами Божиими, стремясь исполнять Божии Заповеди, поэтому одна из основных черт православного семейного уклада – наполненность семейных отношений любовью, взаимным служением, терпением и прощением.

За этими словами, кажущимися такими поверхностными для непосвящённых, скрывается огромная каждодневная борьба с самим собой и каждодневные поиски Бога, без благодатной помощи Которого нет в нас ни любви, ни терпения, нет сил на прощение и на служение.

ЧЕРТЫ ПРАВОСЛАВНОГО СЕМЕЙНОГО УКЛАДА

Семейный уклад – это система семейных отношений, сложившихся на разных уровнях бытия семьи – на духовном, душевном и материальном.

Каков этот уклад зависит от того, какой из этих уровней главенствует в семье.

При главенстве материального, семья стремится к достижению материальных благ, мало обращая внимания на душевное состояние её членов – не говоря уже о духовном, которое в семьях, нацеленных на потребление, находится за гранью.

При главенстве душевного в семье много внимания уделяют чувствам и отношениям. В таких семья семейная лодка вполне может разбиться о быт. Если при этом духовный уровень в семье отсутствует, то накапливаются обиды, претензии, недовольство, уныние.

По-настоящему объединяющим и возвышающим началом для семьи может быть только духовность, когда члены семьи дышат одним Духом – Божьим.

Вернее, изо всех сил стараются Им дышать.

Именно благодать Святого Духа – особая нетварная энергия – проникая во все уровни семейного бытия, утверждает там любовь, мир, порядок и созидание.

Поставляя в центр своей жизни Саму Любовь, традиционная семья избегает эгоизма своих членов.

Столетие назад особенности семейного уклада передавались из поколения в поколение – от родителей к детям и внукам – вместе с верой и христианским мировоззрением, которые были в укладе запечатлены.

Каковы же эти особенности православного уклада семьи?

Богопосвящённость

Вся жизнь православной семьи как Малой Церкви посвящена Богу и освящена Богом.

Верующие проживают свою жизнь в присутствии Бога.

Всё, что касается Отца Небесного, в семье православных свято.

При приближении души к Богу, всё преображается, приобретает другой смысл.

С особой любовью с Богом разговаривают (то есть молятся), с особым трепетом содержат Святой угол, где пребывают иконы и освящённые предметы.

С благоговением разговаривают о Боге, каждый раз открывая для себя дивный промысел Божий в каждом событии своей жизни и жизни других людей, рассуждают о путях Закона Божьего, читают духовную литературу, обсуждают духовные вопросы, ищут ориентиры духовной жизни.

Посвящённость Богу отнюдь не означает отсутствие самой жизни или её пресность, безвкусность.

Наоборот!

Жизнь православного человека приобретает дополнительное измерение – таинственную глубину, из которой все явления обыденности видятся в особом свете – как проявления богосотворённой реальности.

Поэтому одухотворённый взгляд верующих позволяет им глубже проникать в суть вещей и от этого их жизнь делается неописуемо наполненной и богатой.

Что же касается того, что разрешено православным, а что – нет, хорошо сказал блаженный Августин: «Люби Бога – и делай, что хочешь!»

Молитвенность

Уклад православной семьи немыслим без общей молитвы и чтения Слова Божия.

Это – ежедневные утренние и вечерние молитвы, присутствие на воскресной вечерней службе и на Литургии, а также на богослужениях годичного круга: Воскресении Христове (Пасхе), на двунадесятых праздниках, постовых службах, днях памяти Богородицы, святых и ангельских сил.

В идеале утренние и вечерние молитвы читаются общесемейно.

В каждой семье молитвенный ритм имеет свои особенности. Иногда у домочадцев не совпадает время подъёма и ухода из дома – тогда каждый читает молитвы сам, а вечером уже собираются на общую молитву.

При наличии маленьких детей, молитвы матери сокращаются, общая молитва проходит в более свободном режиме.

По мере взросления дети тоже привлекаются к молитве.

Поначалу они присутствуют на молитвенном правиле частично, по силам. В одной семье, к примеру, дети стояли на предначинательных молитвах, а остальную часть правила слушали, лежа в кровати.

В некоторых семьях любят включать в молитвенное правило песнопения, и такая практика особенно нравится детям.

Общесемейно молятся в дни особых семейных событий и нужд: в Дни рождений, годовщины смерти близких, в моменты поступления на работу или в учебные заведения, по случаю болезни близких, в случае семейного раздора, неприятностей и бед.

Памятуя о том, что молитва – это условие, при котором наш дух соприкасается с Богом, верующие стараются исполнить повеление Господа: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5:17).

Святитель Феофан Затворник писал, что «непрестанная молитва – не случайное предписание, а неотъемлемая черта духа христианского. Жизнь христианина, по Апостолу, сокровенна со Христом в Боге (Кол. 3:3). В Боге и должно неотлучно ему пребывать вниманием и чувством – что и есть непрестанная молитва…

Заповедь Апостола не исполняется одним совершением положенных молитв в известные часы, но требует всегдашнего хождения перед Богом, посвящения всех дел Богу, Всевидящему и Вездесущему.

Вся жизнь, во всех её проявлениях должна быть проникнута молитвой. Тайна же её – в любви к Господу».

Церковность

Жизнь православной семьи тесным образом сопряжена с жизнью Церкви, которая представляет собой богочеловеческий организм.

Участвуя в церковных богослужениях и таинствах, верующие становятся живыми членами Тела Христова.

Малышей уже сразу после Крещения приносят в храм на Причастие и стараются причащать не реже раза в неделю.

Для того, чтобы восполнить православное воспитание детей в семье, при многих храмах организовываются детские воскресные школы.

Подросшим детям хорошо иметь послушание при храме (помогать пожилым прихожанам, участвовать в организации праздников и приходских мероприятий и мн. др.).

«Того человека называют церковным, который живёт духом Христовой Церкви, освящается её Таинствами, любит её постановления и руководствуется ими во всех своих делах… Церковность – это такое направление жизни, в котором видно преобразующее действие Святого Духа, присущего Церкви.

Через церковность Бог проникает в нашу земную стихийную жизнь, возрождает и укрепляет её.

Это деятельное участие Духа Божия озаряет идею церковности божественным светом и придаёт ей характер несокрушимой прочности и небесного величия» (епископ Таврический Михаил Грибановский, 1856-1898).

Послушание

Важнейшая особенность православной семьи – её иерархичность.

Глава семьи –  муж, жена – помощница мужу, дети – обязаны послушанием и отцу, и матери. Все вместе – послушники Господа и Его Церкви.

Если дети видят, как искренно их родители верят в Бога, как они молятся, стараются заниматься благотворительностью, как они избавляться от всего дурного, как они трудятся и заботятся о ближних, – то всё это они принимают в свою душу.

Благой родительский пример всегда побуждает детей следовать ему!

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин поясняет: «Когда человек приходит в Церковь, он должен приучать себя прежде всего слушаться Бога. Он должен учиться всю жизнь распознавать волю Божию о себе и быть ей послушным. Принимать со смирением всё то, что посылает Господь в жизни, глубоко веря, что Бог САМ знает, что нужно для нашего спасения; что не только доброе, хорошее, но и все испытания, искушения, скорби, которые встречаются человеку на его жизненном пути – тоже есть действие Промысла Божия и ведут его ко спасению.

Для того чтобы научиться послушанию Богу, нужно учиться послушанию людям.

Ведь и любовь к Богу невозможна без любви к людям – это двуединая заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27).

Если человек не приучился слушать других людей, то и Бога он слушаться не будет.

Послушание в самом общем смысле этого слова воспитывается в семье.

Дети должны слушаться старших – это аксиома. С ней сегодня активно борются, но тем не менее это – один из краеугольных камней, на которых стоит человеческая цивилизация. Точно так же в школе ученик слушается учителя, на работе подчинённый – начальника и так далее.

Если же младшие перестают слушаться старших – исчезает всякий порядок в семье, обществе и государстве.

Послушание – очень важная часть человеческой жизни, без которой всё скатится в полный хаос».

Единодушие

Православную семью объединяет взаимная любовь, служение друг другу и жизнь в согласии.

Супруги по важным вопросам советуются друг с другом, а по мере взросления детей привлекают и их к обсуждению семейных дел.

В семье верующих стараются сохранять мир, общаться вежливо и уважительно, воздерживаться от криков, споров, и, тем более, ругани.

В прошлом, в идеальном христианском браке, муж и жена каждый вечер поверяли второй половине свои согрешения. Вот до какой степени духовной близости поднимались верующие супруги!

Впрочем, никто не мешает и в наши дни мужу и жене время от времени искренне открывать друг другу то, что лежит на сердце.

Также и детей хорошо приучать к открытости в отношениях с родителями. И, конечно, в случае совершения недостойных поступков, дети должны просить у близких прощения.

Православная семья – своеобразное духовное училище. Ведь для того, чтобы взросло доброе семя, душе нужно потрудиться.

Не зря ещё в IV веке Пахомием Великим был основан первый общежительный монастырь, – духоносному наставнику было открыто, что удобнее спасаться, живя сообща.

Так и в семье – удобнее исцелиться от своих пороков и обогатить друг друга добродетелями.

И если семья полная – родители, дети и старшее поколение – это великое благо для всех!

Воспитание детей

В соответствии с православным укладом семьи, воспитанию детей уделяется огромное внимание.

Родители не жалеют ни времени, ни сил на воспитание детей и, прежде всего – воспитание их в духе православной веры.

И хотя людям, далёким от Православия, за этими словами видятся оковы и мерещится психологическая тирания, на самом деле – православное воспитание приучает детей различать добро и зло, и в ситуации выбора сознательно выбирать добро.

Таким образом дети воспитываются истинно свободными, а православный уклад семьи учит их деятельно включаться в жизнь по мере сил и способностей.

Отношения родителей и детей основаны на евангельских заповедях и строятся в Духе Христовой Любви.

Почитание родителей и послушание им в православной семье для детей естественно, а для родителей естественно осознавать долг своего родительского служения.

В православной семье большое значение придаётся половому воспитанию детей: мальчика воспитывают как будущего мужчину – мужа и отца семейства, готовят его быть опорой, кормильцем, созидателем; девочку – как будущую женщину: жену и мать семейства, хранительницу домашнего очага.

Речь идёт об основном призвании, и это, конечно, не стоит понимать так, будто девочку достаточно научить варить борщи, а учёбу ей можно задвинуть на задний план – равно как и будто мальчика достаточно загрузить учёбой, а яичницу жарить – не его дело.

В наше время женщине вполне возможно сочетать свою творческую и профессиональную реализацию со служением семье (конечно, если рядом с ней будет настоящий друг – в лице мужа).

Что касается «полового воспитания», то в современном понимании этих слов, верующим родителям придётся прилагать титанические усилия, чтобы привить их детям целомудрие.

И, прежде всего, усилия молитвенные – ведь искушение блудом в наши дни мало чем отличается от повседневной жизни жителей Содома и Гоморры!

По мнению И.А. Ильина, задача воспитания заключается в том «чтобы ребёнок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на всё значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях».

Родители призваны раскрыть детям величие и целесообразность природы, познакомить их с истинным высоким искусством, взрастить в их душах сочувствие к страдающим, милосердие, привить им действенную любовь к ближним, пробудить их совесть, открыть им мир творчества и труда, научить их молитвенно обращаться к Богу.

Родительское благословение

Детей нужно приучать брать благословение у родителей на любое важное дело: перед выходом из дома и перед сном, на серьёзные покупки, экзамен, поездки, знакомство, вступление в брак.

Благословение – это одобрение и благопожелание старших в семье, которым восполняются, обновляются и направляются ко благу жизнь, силы и действия младших членов семьи.

Православное благочестие

Верующий человек всегда стремится к благочестию, которое бывает внешним и внутренним.

Внешнее – это скромная опрятная одежда, не вызывающая похотливые мысли у лиц противоположного пола и не подчёркивающая высоту положения или состоятельность, спокойная речь, благочестивое поведение в храме и дома, содержание дома в чистоте и порядке.

Но гораздо важнее внутреннее благолепие домочадцев, которое создаёт удивительную умиротворяющую атмосферу православной семьи.

В характере благочестивого христианина должны преобладать:

  •  искренняя любовь к Богу, к себе и к своему ближнему, а также – ко всему Его творению;
  •  милосердность;
  •  нищета духа (искренняя скромность, почитание себя за малость и возвеличивание Бога, всецелое упование Него);
  •  сокрушение о своих проступках, слабостях, падении нравов – как следствиях отдаления от Бога;
  •  кротость (мирность, спокойствие, сдержанность и самообладание – в сочетании с незлобием, лёгкой отходчивостью);
  •  честность и искренность;
  •  рассудительность (умение различать добро и зло, слова и помыслы);
  •  чуткость и сострадательность;
  •  умение примиряться с другими;
  •  хранение чистой совести (исполнение заповедей);
  •  стойкость в перенесении испытаний;
  •  открытое и безбоязненное исповедание веры в Бога и несение Света веры другим людям.

Частью семейного уклада являются не только трудовые будни, но и праздники: церковные, в дни которых верующие посещают богослужения, и семейные, приносящие в жизнь семьи отдохновение от трудов и укрепляющие семейные узы.

Распорядок

В традиционном семейном укладе важную роль играет распорядок жизни: в режим дня должны быть включены молитвы, трапезы, труд на работе, в учебном заведении и дома, совместный досуг.

Ритм жизни должен быть размеренным, так как ни в чём так сильно не теряется мирный дух, как в ежедневной гонке бесконечных дел.

СОВРЕМЕННЫЙ УКЛАД ПРАВОСЛАВНЫХ СЕМЕЙ

Традиционный семейный уклад остался в дореволюционном прошлом. За 70 лет безбожной власти его черты в православных семьях практически стёрлись. И теперь современным православным для начала нужно осознать саму важность семейного уклада.

Молитва, чтение Священного Писания, посещение Богослужений, отношения любви с ближними от случая к случаю не делают нашу жизнь православной и хоть в самой малой степени благочестивой.

Жизнь по вере (то есть жизнь в любви к Богу и ближним) должна быть постоянным образом нашего бытия.

Уклад современной православной семьи, не отличаясь от семейного уклада прошлого, своим фундаментом – краеугольным камнем, который есть Христос – имеет кардинальные отличия.

Век информации преподносит нам изощрённые соблазны: это и интернет с его бесконечной информацией самого разного толка, включая откровенную чернуху и сатанизм, это и культивирование животного начала и псевдосвободы, и эгоизма, и прямого безумия, и потребительства. Это – и бесконечные чаты, и форумы, отбирающие несметное количество времени и т.д.

Не погрязнуть во всём этом поможет только православный уклад жизни, который представляет собой определённые рамки, которые как стены защищают верующих от порабощения иллюзорной информационной необходимостью «всё знать» и «быть в курсе происходящего».

Нужно вовремя встать на молитву – придётся оторваться от компьютера.

Нужно просто взять – и заняться работой или делами по дому, помочь близким и просто пообщаться – вот и реальные, а не иллюзорные дела.

Так простое следование семейному укладу помогает нам избегнуть, к примеру, сетей компьютерной и игровой зависимости, которые являются сущим бичом нашего времени.

Но главное, что помогает сохранять здравомыслие – это понимание духовных истоков порабощающей силы интернета и поиск благодатной укрепляющей силы у Отца нашего Небесного!

Однако современным православным иногда нужно поостеречься, чтобы не «пережать» с «благочестием», которое так свойственно новообращённым и не в меру ревностным к чужому благочестию верующим, ведь ничто не стоит того, чтобы потерять любовь и душевный мир.

Главное, что должно стать целью духовного воспитания и развития православного христианина – это взращивание в себе любви.

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин. 4:16). Поэтому к Богу можно приблизиться только любовью.

Без любви всё – ничто.

Отсутствие любви либо её искажённое понимание обнуляет всё наше «благочестие», все наши молитвы, службы, посты и поклоны. Все они – лишь СРЕДСТВО взращивания в себе любви!

Православие – вера просвещённых людей!

В наш информационный век мы просто обязаны воспользоваться всеми возможностями, которые предоставляет нам тот же интернет.

Сейчас существует изобилие духовной информации на соответствующих сайтах, где можно найти ответ на любой вопрос о духовной жизни.

Не будет большим преувеличением сказать, что сейчас можно самостоятельно получить качественное духовное образование – было бы желание.

Поэтому все наши отговорки в стиле «нас этому не учили» – не имеют под собой никакого основания.

Сегодня можно свободно и беспрепятственно слушать проповеди, читать жития святых и ЛЮБУЮ богословскую литературу. В интернете можно найти толкования на все библейские книги.

Существуют целые православные видеоканалы, на которых размещены православные передачи, фильмы, мультфильмы.

Транслируются Богослужения с разных храмов и монастырей – для тех, кто не имеет возможности ходить в храм.

Вера без знания делает человека либо фанатиком, либо обрядоверцем, адептом «народного православия».

В XXI веке только просвещённость (с её практическим приложением) может позволить человеку (особенно молодому человеку) удержаться в Церкви.

Родители будут держать ответ перед Богом за воспитание своих детей!

И именно современным родителям, заражённым тлетворным либерализмом и сформированным им инфантилизмом, необходимо осознать тот факт, что достаточная строгость в воспитании чад является добродетелью, а не нарушением «прав детей».

Именно строгость, основанная на любви и ответственности пред Богом и обществом, даёт возможность вовремя отсечь ростки их греховных наклонностей и порождённого ими образа жизни.

Памятуя замечательную английскую поговорку – «Не воспитывай детей – они всё равно будут похожими на тебя – воспитывай себя!» – современным родителям необходимо постоянно прилагать усилия для того, чтобы САМИМ становиться носителями той духовно-нравственной культуры, которую они стремятся привить детям.

Особая роль уклада православной семьи состоит в том, чтобы каждый её член нашёл свой ЛИЧНЫЙ путь к Богу и вместе с тем был живым членом соборного тела Малой Церкви, которая призвана стать таким же живым членом Церкви Господней.

Елена Каневская