Учите ребёнка видеть красоту

Наблюдение за современными детьми  и подростками позволило заметить во многих из них одну неутешительную черту – равнодушие к красоте.

Красота мира как была, так и есть, но она всё больше вне поля интересов таких от природы пытливых созданий, какими являются дети.

Страшно, что в современных детях всё больше проявляется ещё одна черта – тяга к безобразному, которое их не только не пугает и не отталкивает, а наоборот – привлекает и заинтересовывает.

Дети устроены губкой, ведь им так много нужно впитать, пока они превратятся во взрослых. Вот они и впитывают.

А мы, взрослые, призванные охранять мир детства от того, что может изуродовать неокрепшую душу ребёнка, видимо, не успели заметить, как много в окружающем детей мире появилось безобразного.

Появилась целая индустрия, работающая на удовлетворение всё более раздуваемого рекламой спроса на антиэстетику и откровенный демонизм. И возникает резонный вопрос: что в этих условиях делать родителям, которые хотят оградить своих детей от царящего вокруг культа уродства и примитивизма.

Выход есть и только один: развить в детях чувство прекрасного, любовь к прекрасному, развить в них вдохновение и жажду творить!

Тогда в их душах всегда будет присутствовать тот незримый цензор, в очах которого уродливое и безобразное – отвратительно и отталкивающе, и недостойно внимания.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУТЬЁ

Эстетическое чутьё – это чувство Красоты, умение отличать красивое от безобразного.

Красота имеет дивное свойство – она гармонизует всё вокруг, услаждает, возвышает душу, унося её в неведомые,  но такие светлые и просветляющие дали.

Детский возраст – самая благодатная почва, на которой легко культивировать  восприимчивость Красоты. Причём, у детей есть врождённая тяга к Красоте, происходящая от незамутнённости своей детской чистоты.

Но уж таков закон детского восприятия: эстетические идеалы ребёнка формируются исключительно тем, ЧТО преподносится ему в качестве эстетических эталонов.

Поэтому в том, что безобразное кажется ребёнку притягательным – нет ничего удивительного.

Если его почти с рождения окружают «монстрики», «вампирёныши» и зверьки несуществующих в природе видов, и их же он ежедневно видит на экране телевизора, если он ежедневно видит маму в порванных джинсах и папу, до бровей разрисованного татуировками, – то именно всё это и будет вызывать в его душе ассоциации с красивым и прекрасным.

Однако тяга к безобразному отнюдь не безобидна. Дело в том, что душа наша тянется именно к тому, что ей близко по духу. Поэтому постоянная кормёжка детей безобразным и уродливым постепенно обезображивает и уродует душу ребёнка.

Поэтому ох как не безобидны все эти куколки-монстры и пр. шедевры нынешнего масскульта для детей!

Нужно спешить наполнить душу ребёнка красотой, максимально отдаляя для него момент соприкосновения с изнанкой мира.

Бесконечными источниками красоты являются: мир живой и неживой природы, мир великих художников, воспевших в своих произведениях красоту мироздания, глубину и высоту человеческой души.

Однако при этом не надо забывать о том, что далеко не все творения человеческого таланта отмечены красотой.

Творение рук человеческих – это всегда материализованное воплощение духовного мира его творца. Поэтому так часто они являют порой и примитив, и уродство, и безобразие.

«Безобразие» – в том смысле, что в них отсутствует печать образа Божия, которым помечено всё, сотворённое по вдохновению Творца. Именно поэтому в них отсутствует подлинная красота и гармония.

Поэтому родителям нужно, прежде всего, самим иметь здоровый эстетический вкус и чутьё и, обладая ими, подойти с рассуждением к анализу всего, с чем соприкасается их ребёнок.

И в каждом случае решающим должен быть критерий доброго влияния на ребёнка, ясный ответ на вопрос: не растлит ли его знакомство с этим творением? А вовсе не толерантное согласие с тем, что в этой жизни всё имеет право на жизнь, и ко всему, что создают самые разные люди, должен быть открытый доступ!

А далее – ежедневный труд над развитием культуры ребёнка, формированием и развитием его эстетического вкуса. Потому что именно этот вкус и послужит в дальнейшем надёжным цензором, который позволит ребёнку безошибочно отличать красивое от некрасивого, богатое от примитивного, прекрасное – от безобразного.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ВИДЕТЬ КРАСОТУ

В жизни всё намного проще, чем мы порой привыкли считать.

Чтобы научить ребёнка видеть красоту, то есть – воспитать в нём чувство прекрасного, нужно вначале самим родителям освежить свои припорошённые житейской пылью чувства. И начать любоваться миром вместе с детьми.

Показывайте им, как удивителен мир во всей своей красе, находите слова, чтобы описать и воспеть его великолепие!

Развивать восприятие красоты нужно с самых ранних лет, а лучше – месяцев, а ещё лучше – со времени пребывания ребёнка в материнской утробе.

Малыш уже тогда восприимчив к красоте!

Научить ребёнка видеть красоту можно через рассматривание Божьих творений – природы и человека, а также творений человеческих – произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, кино, архитектуры, выбирая те из них, которые отмечены светлой духовностью.

Должным образом устроенная семейная среда, в которой растёт ребёнок, будет способствовать воспитанию у него внимательности, наблюдательности, а в некоторой доступной ребёнку степени –  даже созерцательности.

И с помощью этих инструментов он сможет успешно развиваться эстетически.

Многие родители отмахнутся: где же взять время на всё это?

Но времени для того, чтобы приобщать ребёнка к красоте нужно не так много, как кажется – значительно больше нужен определённый настрой – настрой на лирический лад.

Эстетическое воспитание, при правильном родительском подходе, естественным образом пронизывает всю жизнь ребёнка: при общении с людьми и природой, знакомстве с произведениями искусства, при собственном творчестве.

Пытливое око видит красоту везде.

Разве не прекрасны деревья в золотом осеннем уборе или украшенные снежными одеждами?

Разве не красота – искрящийся на солнце алмазами снег?

Разве можно оторвать взгляд от солнечных бликов, бегающих по дну моря или от играющих друг с другом котят?

Красота есть и в дожде, и в ветре, взметающем листья…

Красота бывает и рукотворная, когда творит подлинный талант, данный Богом.

Показывайте ребёнку картины – в альбомах, в музеях, на выставках, слушайте хор, оркестр, отдельных исполнителей, – и красота звучания и красота красок войдёт в детскую душу.

Читайте детям талантливые стихотворения, сказки, чтобы они приучались воспринимать красоту слова.

Даже в повседневном быту есть место красоте!

Из чувства красоты мы просим малыша сложить игрушки – чтобы было аккуратно и красиво. Мы вместе поливаем цветочки, строим красивый дом, красиво пишем буквы, выразительно читаем – и таким образом приучаем ребёнка все дела доводить до максимально возможного совершенства.

Из чувства красоты нужно прививать детям бережное отношение к природе, учить соблюдать чистоту.

Никто не мешает вам украсить вместе с детьми цветами ваш подъезд или посадить их во дворе.

Хорошо выбирать для прогулок интересные красивые места, чтобы любоваться ими вместе с детьми.

При этом обязательно обращайте внимание ребёнка на какие-то моменты (небо, облака, закат, радуга, осенний листик, цветок, бабочка – всего не перечесть), описывайте их и искренне выражайте своё восхищение увиденным!

Старайтесь подбирать достаточно богатые слова для описания красоты – это значительно расширит словарный запас ребёнка.

Чувство красоты развивает и посещение театра и музеев. Только постановки и экспозиции нужно выбирать соответствующие возрасту.

В каждом городе есть старинные дома с красивой архитектурой. Полюбуйтесь ими вместе с детьми.

Иногда родителям кажется, что дети не способны воспринимать классическое искусство из-за его недетской глубины. Однако приобщение  к нему чрезвычайно важно.

Всё классическое искусство сфокусировано на поиске божественного, на поиске смысла жизни, и поэтому как можно раньше приобщать детей к классике особенно важно.

На самом деле пластичность детского восприятия огромна, поэтому ребёнок вполне способен воспринимать самые что ни на есть серьёзные музыкальные произведения и художественные полотна. Главное, чтобы время восприятия было дозировано.

Кино, как синтетический вид искусства, в котором слились воедино литература и театр, изобразительное искусство и музыка, также может с успехом использоваться для приобщения ребёнка к красоте (разумеется, мы говорим о достойных киноработах, которые можно смотреть с детьми).

В процессе просмотра и по окончании фильма обсудите картину с ребёнком и обратите внимание на важные моменты, обязательно дав свою, родительскую, нравственную оценку действиям героев.

С самого раннего детства детей нужно учить красоте слова, вежливости, эстетике внешнего вида, доброму отношению к людям. И всему этому можно научить только личным родительским примером.

По мере взросления обращайте внимание детей на красоту человеческих отношений, красоту дружбы и любви.

Что ещё нужно открыть ребёнку, так это красоту человеческой души.

Учите его отличать красивые и некрасивые чувства, красивые и некрасивые мысли, красивые и некрасивые поступки, красивое и некрасивое поведение.

Учите детей быть благодарными. В этом тоже красота.

Красота – в великодушии, в терпении, в уступчивости, в дружбе, в преданности, в заботе, в доброте, в милосердии. Учите детей замечать такую красоту.

ЧЕЛОВЕК-ТВОРЕЦ

Когда ребёнок начинает творить сам, он выходит на совершенно другой уровень восприятия красоты. При занятиях любым видом искусства ребёнок получает мощное эстетическое развитие, непосредственно приобщаясь красоты, участвуя в её рождении. Его внутренний мир значительно обогащается.

А богатый внутренний мир как раз и продуцирует тот надёжный критерий оценки, который не позволяет получать удовольствие (точнее – «свинячий восторг») от пошлости и примитива.

Одно дело, когда ребёнок слушает музыку или смотрит на картину, и совсем другое – когда под его руками оживают и наполняют пространство звуки или краски. Душа его испытывает небывалый восторг и буквально сродняется с Красотой.

Каждая рукодельная вещь хранит частичку души своего создателя. Поэтому занимаясь творчеством, ребёнок учится создавать красоту и выражать себя в произведениях искусства.

Для эстетического развития важно обращать внимание на красоту и богатство речи, которая как нельзя более полно отражает внутреннее богатство души.

Для речевого развития очень полезно просто регулярно беседовать с детьми: делитесь впечатлениями, рисуйте словесные картины, описывайте увиденное, услышанное, придумывайте сказки и рассказы, пишите друг другу письма. Только на электронные, а настоящие!

И, конечно же, самое главное – растить ребёнка творцом добра и любви во всех самых ёмких значениях этих слов.

Внутренняя красота

Красота настолько многолика, что нам даже трудно это осознать в полной мере. Одна красота присуща материи, другая красота – мысли, чувствам и поступкам, и совсем иная красота – это красота духовная, которая кроется в глубине.

Красота духовная появляется в душе с её приобщением к вере, потому что Бог есть Дух, и поэтому приобщиться к духовности возможно только при общении с Богом.

Проблема современной культуры и образования заключается в том, что люди путают душевное и духовное, утверждая, к примеру, что занятия музыкой или изобразительным искусством делают ребёнка более духовным, имея ввиду – более возвышенным.

На самом же деле, душевное – это те чувства и мысли, которые коренятся в душе, а духовное – это то, что коренится в Боге. Почувствуйте разницу!

И только с появлением веры в душе человека появляется новая координата его жизни – духовная – и он становится способен жить, одухотворяясь.

Бог отвечает на молитву, освящая и одухотворяя душу молящегося человека, и она, преображаясь Красотой, сама обретает способность глубоко постигать красоту.

Начиная с эпохи Возрождения, человек поставил себя в центр мироздания и им овладела иллюзия того, что прекрасное может существовать само по себе – вне связи с духовным, божественным.

В наше время дошли до того, что находят достойное внимания в произведениях искусства, воспевающих откровенно безобразное и антидуховное.

Однако каждый человек подспудно понимает, что на самом деле прекрасное, на самом глубинном уровне, связано с божественным.

Поэтому научить ребёнка воспринимать прекрасное нужно, прежде всего, ради понимания им гармонии и красоты в устройстве мира, чтобы, сопереживая красоте, ребёнок, переходя от простого к сложному, смог научиться видеть истинно духовную красоту и ею проверять истинность всех вещей в этом мире.

Елена Каневская

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!