ЦЕРКОВНОСТЬ

Понятие «церковность» до сих пор очень мало понятно многим людям. Практически каждый человек вкладывает в него своё содержание – как правило, весьма далёкое от истинного…

Епископ Таврический Михаил (Грибановский), 1856-1898, – одним из первых среди русских епископов стал настойчиво говорить о необходимости сделать сокровищницу Православия доступной всем мирянам и всем неверующим, сомневающимся, ищущим правду.

Владыка положил массу трудов на претворение этой идеи в жизнь, и для верующих XXI века более чем актуальны слова архипастыря:

«Нужно вновь и вновь познавать Церковь, таинственное пребывание в ней Святого Духа и стремиться приобщить прежде всего к Нему все частные стороны нашего бытия».

(Из речи на заседании Братства Пресвятой Богородицы 14 декабря 1886 года).

Идея церковности до сих пор очень мало понята. Каждый – и из её сторонников, и из её противников – вкладывает в само понятие «церковности» то содержание, которое ему заблагорассудится.

В нашем общественном сознании под церковностью как правило подразумевают внешнюю богослужебную и обрядовую сторону нашей православной веры.

Однако такое понимание далеко не исчерпывает всего содержания понятия церковности, которое несравненно богаче и неизмеримо выше, так как объемлет, кроме внешней, и внутреннюю сторону церковной жизни.

Церковность – это то, что свойственно Церкви, что отличает её от остального мира, стоящего вне церковной благодати: церковно то, на чём лежит печать Церкви.

Церковным мы должны называть человека, который живёт Духом Христовой Церкви, освящается её Таинствами, любит её Постановления и руководствуется ими во всех своих делах.

Церковным мы должны считать то общество, в котором царит духовный авторитет Церкви, в котором её представители имеют решающее нравственное влияние на все формы частной, общественной и государственной жизни, в котором, наконец, все отдельные лица и учреждения свободно и любовно преклоняются перед её божественными указаниями и получают от них силу и направление своей деятельности.

Церковность – это такое направление жизни, в котором видно преобразующее действие Святого Духа, присущего Церкви.

Через церковность Дух проникает в нашу стихийную земную жизнь, возрождает и укрепляет её.

Это деятельное участие Духа Божия озаряет идею церковности божественным светом и придаёт ей характер несокрушимой прочности и небесного величия – как бы иногда ни пренебрегали ею в своём легкомыслии дети мира, как бы ни боролись против неё её враги, как бы ни искажали и ни разменивали её по мелочам её друзья.

Напрасно думают, что церковность есть знамя лишь той или другой общественной организации или политической партии. Нет, это – знамя Святого Духа, это знамя тех, кто на временное течение личной и общественной жизни смотрит с точки зрения вечности.

Народы и государства сходили, сходят и сойдут с лица земли – Церковь же пребудет во веки.

И только тот народ, и только то государство могут крепко стоять и расти, которые подчинят свою шаткую, изнемогающую в своём же собственном развитии естественную жизнь – могущественной, непреодолимой и для самого ада, благодатной силе Святого Духа.

Ошибаются те, кто думает, что церковность есть преходящая второстепенная струя в общем течении народного развития.

Нет, она есть единственный проводник божественных созидательных сил на земле и от неё всецело зависит рост и благоденствие каждого народа.

Кто не привьётся к этой Христовой лозе, не вберёт её живительного сока во все разветвления жизни и внутренней, и внешней – тот нравственно засохнет и погибнет навеки, будь то отдельный человек или целая (даже великая) нация.

Противники Церкви считают, что внести церковность в общественную жизнь – значит вогнать эту жизнь в «устаревшие и окаменевшие церковные рамки», которые общество давным-давно переросло.

Они заблуждаются.

Призванная по своему божественному происхождению давать направление и характер всем сторонам жизни, Церковь нимало не стесняет их свободного роста, нимало не налагает на них однообразного мертвящего колорита.

Нося в себе бесконечную властную высоту, церковность вместе с тем отличается беспредельной любвеобильной широтой.

Она даёт полный простор всем частным проявлениям жизни, лишь углубляя, направляя и возвышая их к действительному идеалу.

Нелепо даже предполагать, что если народ возьмёт своим знаменем церковность, то перестанет развиваться и застынет в установившихся формах.

Совсем наоборот.

Нет такой живой былинки на народной ниве, которая, воспринявши в себя луч церковности, не зацвела бы во всей своей идеальной божественной красе.

Церковность убивает не жизнь, а её злую борьбу, её мучительные противоречия.

Под светозарным солнцем церковной истины иссякает не полнота жизни – исчезают лишь её призрачные, обольщающие нас иллюзии.

Не «устаревшие» и «отжившие свой век» рамки налагаются церковностью на общество, а рамки идеальные, небесные, вечно юные – они не задерживают, не искажают побегов жизни, а лишь направляют их к норме жизни Христовой – во всей полноте и гармонии её божественных сил.

Да и можно ли верующему христианину допустить возможность того, чтобы Дух Божий, Дух жизни убивал жизнь?

Лишь неверие в силу Святого Духа, действующую в Церкви, могло породить эту нелепую боязнь за развитие жизни при восприятии ею церковности.

Наоборот.

Действительный рост жизни возможен только в Церкви – как в царстве ниспосылаемой Богом животворящей, всемогущей любви.

«Но как это сделать? – спросите вы. – Пусть мы, как верующие, убеждены, что церковность необходима для жизни, но как приложить её к конкретным жизненным проявлениям?

Словом, как воплотить церковность в современной реальности, в обычном житейском быту?»

Тут мы вступаем в область совершенно далёкую для общественного сознания.

Мы не знакомы ни с жизнью Церкви, ни с её вероучением, ни нравоучением, ни с её канонами, ни с её историческим развитием. А без этого знакомства невозможно озарить церковным светом ни самих себя, ни всё окружающее.

Мы часто не знаем даже самых простых требований Церкви относительно устройства и характера тех или иных сторон нашей жизни.

Как внести церковность в свои мысли, в своё мировоззрение?

По мнению Церкви, прежде чем блуждать по запутанным тропинкам естественной человеческой мысли, нужно обратить внимание на церковное учение – на то, КАК оно выражается в Священном Писании, Священном Предании, в постановлениях соборов и творениях святых отцов.

Знакомство с учением Церкви должно быть отрешено от всех предубеждений, от всякой предвзятой мысли – как и подобает беспристрастному поиску истины.

При этом, насколько возможно, нужно избегать односторонней оценки Церкви, не увлекаться одними доводами рассудка или образами фантазии, не верить влечению одного чувства или протестам одной воли, а стараться воспринимать церковное учение всем существом, в полном согласии душевных сил – только после того, как удалось сосредоточиться, углубиться в себя, настроить своё сердце и дух на возвышенный лад.

Только тогда ищущий истину сможет увидеть, что именно в этом учении заключено то, к чему стремится его жаждущая истины душа.

Затем останется только прояснить и отполировать найденную драгоценную жемчужину.

Церковь предлагает в руководители святых отцов, которые в своих творениях представили нам величайшие образцы постижения христианства.

Наконец, по примеру тех же святых отцов, должно пользоваться сокровищницами науки и философии, посредством которых ещё отчётливее предстанет перед духовным взором искателя истины всё Божественное величие церковного учения, его несравнимое превосходство пред всеми односторонними измышлениями человеческого ума и фантазии.

Церковь учит, как облагородить область своих чувств, как относиться к тем односторонним порывам и стремлениям души и к тем страстям, которые переполняют и волнуют нашу стихийную греховную природу.

Если мир смотрит на всё это равнодушно и даже считает аффекты и страсти полезными и необходимыми двигателями жизни, то Церковь наставляет непременно искоренять их со всей возможной энергией.

Для Церкви чистота сердца, мир души и духовная радость составляют высший жизненный идеал и главное условие реальной, а не иллюзорной созидательной деятельности.

Церковь предлагает целую систему борьбы со страстями, опытно проверенную тысячами подвижников и запечатлённую величайшими трудами самоотвержения и пламенной любви ко Христу.

Необходимым условием успешной борьбы Церковь видит отказ от чувства горделивой самонадеянности: если человек полагается только на свои личные силы – его неизбежно ожидает поражение – ибо враг, ведущий борьбу с человеком на духовном плане, несоизмеримо сильнее его.

Вот почему нужно постоянно призывать помощь Христа и Его святых – с искренним признанием своего бессилия и своей греховности.

Только при таком чувстве безусловного смирения возможны победа над злом и приближение к той нравственной чистоте, к которой призывает Церковь каждого своего члена.

Наконец, Церковь предлагает нам в руководители пастырей и подвижников, у которых должно искать практического совета, помощи, утешения в печали и возвышения духа и через которых она подаёт свои спасительнейшие при всех падениях жизни Таинства покаяния и причащения.

Если мы перейдём от личной жизни к семейной, то и здесь Церковь учит нас,

как правильно строить семейные отношения.

Церковь, безусловно, запрещает браки ради одного личного удовольствия, по корыстным или другим сторонним соображениям.

Она признает только одну цель – взаимную самоотверженную любовь ради славы Христа.

В семье Церковь видит святилище, в котором бы воспитывались настоящие христиане – будущие граждане Небесного Отечества.

Какова должна быть, ввиду такой высокой цели, нравственная атмосфера в семье, какой религиозный характер должны носить все житейские мелочи – это уже в состоянии понять каждый, кто искренне решится устроить свою семейную жизнь по церковному идеалу.

Но, конечно, и у такого решившегося могут в семье встретиться недоразумения, в которых ему будет трудно беспристрастно и трезво разобраться.

В таких случаях, по указанию Церкви, необходимо авторитетное участие её пастыря, который по самому званию своему обязан всеми силами оберегать семейное благосостояние своих пасомых, вникая в их душевные нужды и помогая им прийти к согласию.

Как духовник, как учитель, как священнослужитель он имеет все возможные средства успешно действовать в этом направлении и является необходимым членом семейства, устроенного на началах церковности.

Общественная деятельность, с церковной точки зрения, есть многоразличный подвиг любви к ближним во славу Христа.

Всякие корыстные, властолюбивые и самолюбивые побуждения к ней – прямое ниспровержение основных требований Церкви.

С церковной точки зрения, каждый общественный деятель должен служить Богу и людям своей профессией, своей должностью, используя все свои ресурсы для созидания на вверенном ему секторе ответственности царства любви, мира и истины.

…Нам нужно от всей души молить Бога, чтобы мы поняли, наконец, что всё наше спасение – как отдельных лиц, так и всего общества, государства, всего народа – во внесении повсюду христианско-церковного духа и в руководстве нравственным авторитетом Церкви во всех сферах нашей личной и общественной жизни.

Подготовил Леонид Ильинский

 

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!