Томос раздора

Почему православный мир не признаёт новосозданную «церковь» Украины?

Православное сообщество фактически объявило бойкот становлению новой украинской «церкви». Её глава, одобренный Стамбулом, до сих пор не получил сигнала одобрения ни от одной поместной церкви. Не высказываются и в поддержку Константинополя – факт весьма говорящий…

МИРОВОЕ ПРАВОСЛАВИЕ ОБЪЯВИЛО БОЙКОТ «НОВОЙ ЦЕРКВИ» УКРАИНЫ

Ни один из высоких иностранных гостей не приехал ни на «объединительный собор», ни на церемонию вручения томоса «церкви Порошенко».

Для сравнения: при избрании митрополита Онуфрия Предстоятелем УПЦ, соответствующие поздравления он получил уже на следующий день от предстоятелей всех поместных церквей, включая патриарха Варфоломея.

Украинские власти полагали, что Вселенский патриарх своим авторитетом привлечёт к томосу ряд знаковых для Православия фигур, а также поспособствует тому, чтобы создание ПЦУ получило одобрение со стороны ряда европейских церквей. Однако ни того, ни другого не произошло.

Большинство древних православных церквей считают нынешний томос для Украины, предоставленный с нарушением многих правил и в страшной спешке, выходом за рамки каноничности, а также – и за рамки компетенций патриарха Варфоломея, который хотя и носит звание Вселенского, но всё же не обладает полномочиями Папы Римского.

Кстати, католики, в лице Папы Римского, осудили действие патриарха Варфоломея и выразили понимание позиции РПЦ.

8 января 2019 года состоялось заседание Священного Синода Элладской Православной Церкви, участники которого не признали ПЦУ, но приняли решение передать украинский вопрос на рассмотрение Священного Собора Иерархии Элладской Церкви (Греция).

«Этому молодому светскому человеку был причинён большой вред, когда его назначили митрополитом, – говорит Митрополит Варшавский и всея Польши Савва о «предстоятеле» ПЦУ Епифании. – В свете канонического права он – не священнослужитель. Он не рукоположен в канонической Церкви».

Митрополит Савва напомнил, что, согласно церковным канонам, вернуть раскольников в лоно Церкви может только та Церковь, от которой они отпали.

«Конечно, при условии, что раскольники принесут покаяние, – добавил он. – Нарушение канонического права – плохой прецедент. Нас ждёт хаос».

Польский архипастырь подчеркнул, что украинской власти необходимо объединить страну и положить конец войне, а не заниматься церковными вопросами.

ТОМОС ЕСТЬ, АВТОКЕФАЛИИ – НЕТ!

27-29 ноября 2018 г. на заседании Священного синода Вселенского патриархата был утверждён устав ПЦУ, принятый на так называемом «объединительном соборе» 15 декабря.

Среди основных моментов, нашедших отражение в уставе, следует выделить то, что ПЦУ «неразрывно связана» с Константинопольским патриархатом, а через него – со всеми иными автокефальными Церквями (т.е. это никак не отличается от ситуации с нынешним положением УПЦ, которая связана с православным миром через РПЦ).

В уставе говорится, что высшим титулом в автокефальной церкви будет митрополит Киевский – притом, что многие автокефальные православные церкви возглавляются патриархами.

Руководству ПЦУ предписано по всем значимым вопросам связываться с Константинопольским патриархом, а тот, реагируя на обращение, будет решать эти вопросу по своему усмотрению. При этом есть оговорка о том, что пояснять свои решения Константинополь не обязан.

Вселенский патриархат берёт на себя и вопрос утверждения уставов церковных единиц. То есть без согласия Священного Синода Вселенского патриархата ПЦУ не сможет утвердить уставы монастырей.

Не исключено, что Фанар намерено вписал этот пункт, желая получить под свой контроль ряд монастырей, сделав их ставропигиями, т.е. получив эти монастыри в прямое управление. А это – вопрос дохода, имущества, создание представительств, как новых точек присутствия в Украине.

ПЦУ лишена и права самостоятельно канонизировать святых – притом, что право канонизации является неотъемлемой частью полномочий автокефальных церквей.

Кроме того, ПЦУ будет получать миро, используемое в таинствах, только у Константинопольского патриархата, что является одним из главных признаков отсутствия настоящей автокефалии.

Наконец, Константинопольский патриархат, согласно уставу, становится высшей апелляционной структурой. Это значит, что Константинопольский патриарх становится последней инстанцией по всем важнейшим вопросам ПЦУ (т.е. у ПЦУ не будет самостоятельности даже в вопросе внутренних дисциплинарных решений).

Иными словами, именно Стамбульский патриарх будет неформальным главой ПЦУ.

ПЦУ не будет иметь право создавать зарубежные епархии и приходы, а подконтрольная территория ПЦУ ограничивается только Украиной.

Более того, в Томосе заявлены права Стамбула на экзархат (!) и ставропигии в Украине.

Если вдуматься, по сути, Украина получила абсолютно обезличенную псевдоцерковную структуру, которую правильнее было бы назвать национальным общественным объединением.

А теперь сравним статус ПЦУ со статусом канонической УПЦ (смотрите таблицу на стр. 3).

Согласно Уставу РПЦ, куда в ноябре 2017 г. была внесена отдельная Глава X: «Украинская Православная Церковь», подчёркивающая особый статус УПЦ, Украинская Православная Церковь абсолютно самостоятельно решает кадровые, финансовые, хозяйственные, имущественные, судебные вопросы, а также и внешние связи.

В частности:

  •  избрание всего духовенства – начиная от иподиаконов и заканчивая Предстоятелем УПЦ;
  •  все вопросы финансирования приходов, монастырей, епархий и самой митрополии УПЦ;
  •  образование и упразднение епархий, определение их границ, создание в случае необходимости митрополичьих округов, создание и упразднение синодальных отделов, определение их полномочий и т.д.;
  •  в УПЦ действует собственная независимая высшая церковно-судебная инстанция.

УПЦ подчиняется РПЦ исключительно в вопросах вероучения, нравоучения и канонических вопросах и через поминовение Московского Патриарха входит в каноническое общение со всем православным миром (что собственно и придаёт ей статус каноничности).

Таким образом, устав ПЦУ красноречиво говорит о том, что ни о какой её автокефалии речь не идёт.

Стремясь выйти «из-под власти РПЦ», Украина оказалась в куда менее завидной ситуации полной зависимости от иностранного государства.

Впрочем, украинцы уже не первый год наблюдают успешно реализуемый государственными мужами принцип: назло маме отморожу уши.

Вот и получается, что вместо распиаренной «независимой поместной церкви» Украина получила подчинённую Стамбулу митрополию Вселенского патриархата, практически стамбульский экзархат.

ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

«К сожалению, сегодня православный мир смотрит на нас с глубоким разочарованием, – говорит глава информационно-политического центра «Перспектива» Павел Рудяков. – Большинство публикаций о Томосе в европейской прессе выдержаны в раздражённо-недоумевающих тонах… Одно из ключевых мнений европейских аналитиков: Порошенко принёс независимость своей церкви в угоду своим политическим интересам. А также – Варфоломей хочет выбросить на помойку 300 лет истории европейского Православия».

«Все последние пять лет наша власть бездарно прожила, не добившись по сути никаких успехов ни во внешней, ни тем более во внутренней политике. И поэтому теперь она вынуждена «выковыривать из носа» успехи вроде томоса – чтобы порадовать маргинальный электорат, – считает политолог Валентин Гайдай. – Впрочем, ближе к выборам реальные проблемы украинцев всё равно перевесят выдуманные Банковой «перемоги»…».

РОКОВАЯ ОШИБКА ПАТРИАРХА ВАРФОЛОМЕЯ

ТЕЗИСЫ ИЗ ДОКУМЕНТА

УПЦ

ПЦУ

Упоминание политических причин выдачи документа нет есть
Ходатаи о документе архиереи светская власть
Запрет без Церкви, выдавшей документ, изменять титул

предстоятеля

нет есть
Установление о составе Синода нет есть
Изменение названия, принятого на учредительном Соборе нет есть
Запрет учреждать приходы за пределами государства нет есть
Ограничение юрисдикции только пределами Украины нет есть
Установление об упоминании кого-либо на Литургии нет есть
Высший апелляционный суд за пределами Украины нет есть
Рукоположение архиереев по согласованию с Церковью, выдавшей документ нет есть
Разрешение споров и сложных вопросов, по согласованию

с Церковью, выдавшей документ

нет есть
Право Церкви, выдавшей документ, на экзархат и

ставропигии на территории Украины

нет есть
Устав Церкви должен соответствовать Томосу нет есть
Упоминание о передаче документа Президенту Украины нет есть

Сравните возможности Томоса, выданного Патриархом Алексием II – УПЦ (1990 г.), и томоса об «автокефалии» ПЦУ, выданного патриархом Варфоломеем (2019 г.) – и сами сделайте вывод: какая из двух украинских церквей обладает подлинной самостоятельностью и независимостью.

На что же рассчитывал патриарх Варфоломей, ввязываясь в очевидную политическую авантюру и проявляя сущее безумие, грубо попирая незыблемые церковные каноны?

Безусловно, чисто прагматическая логика в его поступках есть.

Фанар не случайно интересовался именно почитаемыми историческими святынями. Патриарх полагал, что далеко не все православные откажутся от посещения традиционных святых мест только из-за смены юрисдикции. То есть поток паломников, может, и сократится, но незначительно и уж точно не иссякнет. Грека же интересует не вера, а доход.

Он считал, что, создавая на Украине подчинённую Фанару структуру и перехватывая контроль над наиболее важными святынями, он гарантированно прочно зацепится за украинское православие.

Затем же, под воздействием мер административного и принудительного характера, каноническая УПЦ должна была мало-помалу влиться в новосозданную митрополию.

Для этого и титул предстоятеля ПЦУ был полостью скопирован: «Митрополит Киевский и всея Украины».

Идея была неплоха. Вот только надо было иметь в виду, что реализовывать её придётся в союзе с людьми, которые в Бога верят ещё меньше, чем патриарх Варфоломей, а деньги любят ещё больше.

«Объединившиеся» под давлением власти раскольники, продолжая ненавидеть друг друга, в лице Варфоломея получили очередного общего врага, который для них стал конкурентом.

Им он уже не нужен. От него они получили всё, что могли.

С них были сняты анафемы и признана их каноничность. То, что это «снятие» и «признание» противоречит канонам – им плевать. В Бога они всё равно не верят, зато теперь, упирая на своё «константинопольское происхождение», могут попытаться отжать в свою пользу побольше имущества канонической УПЦ и заморочить головы ещё какому-то количеству людей, которые раньше их избегали по причине неканоничности, а теперь могут попасться на удочку томоса.

Они вовсе не горят желанием передавать наиболее прибыльные монастыри и соборы в варфоломеевскую ставропигию. Не ради этого они «кровь проливали на колчаковских фронтах».

В результате пока что Стамбульский патриарх ничего, кроме пары чемоданов американской валюты (в качестве признательности за томос) и вечно ремонтирующейся Андреевской церкви в Киеве – не получил. И получить ему что-то ещё будет сложно.

После того как Пётр Алексеевич получил свой томос и свою «церковь», патриарх Варфоломей ему тоже больше не нужен.

Своей цели Президент достиг – и теперь он может спокойно разъезжать по стране в рамках «томос-тура», выступая перед свезёнными бюджетниками и специально отобранными журналистами, рассказывая им об исторической значимости полученной из Стамбула бумаги.

«На Украине теперь канонична ПЦУ, а всем остальным следует свою каноничность доказать», – сообщил 13 января Пётр Порошенко во время своего выступления в Виннице. – Где их томос? Сталиным подписан?».

Надо сказать, что в УПЦ сразу же отреагировали на этот пассаж Гаранта.

«Если президент Порошенко уже стал таким специалистом в томосах, то может он бы для начала предложил бы самому Константинопольскому патриархату показать свой томос?», – заявил заместитель руководителя отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич в Facebook.

По его словам, у древних церквей (включая и РПЦ) нет томоса, поскольку его начали давать поместным церквям только в XIX веке.

Ранее деятельность Церкви регулировалась исключительно Соборами.

Но весь драматизм ситуации для Фанара заключается в том, что, ничего не получив на Украине, он уже начал терять в других местах.

Впервые с 1990-х годов РПЦ объявила о создании двух экзархатов: В Западной Европе – с центром в Париже и в Юго-Восточной Азии – с центром в Сингапуре.

Кроме того, будет создана епархия РПЦ, охватывающая Испанию и Португалию – с центром в Мадриде.

Да и в остальных местах более мощная и более авторитетная в православном мире РПЦ начнёт просто вытеснять сребролюбивых стамбульских хитрецов, перехитривших самих себя.

Во всяком случае, митрополит Илларион (Алфеев) пообещал, что отныне РПЦ будет действовать так, будто Константинопольский патриархат вовсе не существует.

Между тем, если будет потеряно существенное количество приходов за пределами Турции, Варфоломей действительно рискует превратиться в «патриарха одного квартала».

Безусловно, нынешняя украинская власть может склониться в пользу жёсткого силового варианта продвижения интересов Фанара на Украине, но вряд ли Вселенскому патриарху от этого будет лучше. В глазах мирового православия он будет главным виновником гонений на православных Украины, которая может оказаться для Фанара слишком большим (и слишком сложным) куском, чтобы её проглотить. А вот выплюнуть застрявшую в горле им же созданную проблему под названием «ПЦУ» ему не позволит жадность.

Словом, Стамбул открыл ящик Пандоры и породил раскол, последствия которого вполне могут быть сравнимы с Великой схизмой 1054 года.

РЕЙДЕРСКИЕ ЗАХВАТЫ ХРАМОВ КАНОНИЧЕСКОЙ УПЦ ВЫДАЮТ ЗА «ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПЕРЕХОД» В ЮРИСДИКЦИЮ ПЦУ

Люди, которые приходят «просвещать» верующих канонической УПЦ и агитировать за «правильную церковь», не знают не только православный Символ веры и молитву «Отче наш», но даже не носят нательных крестов.

Верховная рада Украины приняла закон, который устанавливает порядок смены подчинённости религиозных организаций. Теперь решение о переходе какого-либо прихода из одной юрисдикции в другую может быть принято на общем собрании прихожан. В поддержку такого решения должно выступить не менее двух третей членов религиозной общины. При этом созвать собрание для голосования может любой представитель прихода.

Закон, принятый с целью «честного отбора» у канонической УПЦ её храмов в пользу так называемой ПЦУ, Парламент Украины принял со второй попытки голосами 229 депутатов – при необходимом минимуме в 226 голосов.

Помимо процедурных вопросов, связанных с переходом религиозной общины в другую юрисдикцию, закон уточняет, что изменение подчинённости не влияет на право собственности и другие имущественные права.

Глава юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов считает, что принятый законопроект будет способствовать рейдерским захватам храмов и имущества УПЦ, и заявил, что закон будет оспорен в суде.

Ведь теперь фактически любая группа людей, которая на самом деле не имеет никакого отношения к конкретному приходу, может приехать на место, «провести собрание» и принять решение о переходе в «правильную церковь». И на этом основании они получат «законное право» изгнать из храма его законных хозяев – людей, которые этот храм созидали, строили, приобретали имущество и годами в нём молились.

– Но это же разбой! – воскликнете вы.

Да, разбой.

Причём разбой узаконенный.

Украинские СМИ сообщают, что со времени проведения так называемого «объединительного собора» 15 декабря, 47 храмов УПЦ Московского Патриархата ДОБРОВОЛЬНО перешли в юрисдикцию ПЦУ, игнорируя при этом некоторые детали такого перехода – в виде непременного присутствия на «собрании общины» множества людей в военной форме и прочих характерных моментов, давно ставших привычными для постмайданной Украины.

Ранее украинские парламентарии приняли закон №5309 о переименовании УПЦ в «РПЦ в Украине» – закон, который искусственно делает миллионы граждан Украины чужими, в своей собственной стране, противопоставляя их другой части общества.

«Мне этот закон №5309 о переименовании УПЦ напоминает историю с жёлтыми звёздами, которыми метили в нацистской Германии евреев в 1930-е годы, – говорит замглавы ОВЦС УПЦ протоиерей Николай Данилевич. – Сначала метили, а затем помним, чем закончилось…Не сразу же немцы нацистами стали. Так и здесь, нужно назначить представителей агрессора и виновников всех бед в государстве… СМИ уже сформировали из УПЦ образ врага, теперь формируют этот образ законодательно. Интересно, наше общество осознаёт, к чему мы можем прийти с такими законами?».

И пока политики усыпляют общество мантрами, что всё будет проходить «цивилизованно» и «добровольно», а министр МВД почти поклялся «жёстко пресекать» любое насилие, лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош уже высказался о намерениях устроить «охоту на московских попов».

А Игорь Мосийчук, нардеп от Радикальной партии Ляшко, призывая коллег голосовать за законопроект №5309, сказал откровенно: «Каждый должен знать, что нажимая зелёную кнопку, он стреляет в русский мир. Смерть русскому миру!».

СМЕШНЫЕ ЛЮДИ

Подобный бигборд (Киевская область), совершенно немыслимый в любом цивилизованном государстве, – увы, реалии сегодняшней Украины…

Помните бесподобный эпизод из «Собачьего сердца», когда к профессору Преображенскому пришли Швондер сотоварищи? Насколько нелепо выглядели представители новой власти на фоне Филипп Филипыча.

Вот точно так же выглядят люди, которые участвуют в «каруселях», разъезжая по городам и весям, «убеждая» верных УПЦ переходить под омофор стамбульского раскольника.

Так, например, в Виннице представители «Правого сектора» – они же участники акции «Переходь до Православної Церкви України» – пришли рассказать верующим о том, какая Церковь «правильнее», но не смогли при этом прочесть ни «Символ веры», ни молитву «Отче наш». При этом оказалось, что на одном из борцов за ПЦУ не было даже нательного креста.

Не удивительно, что «открытые диалоги» с клириками и мирянами канонической Церкви, проходившие под лозунгами «Геть загарбників у рясах» и «Церква-окупант», имели примерно тот же результат, что и в эпизоде с профессором Преображенским.

А 6 января тысячи неравнодушных винничан отстояли Кресто-Воздвиженский храм.

Получив сигнал о готовящейся провокации, прихожане не стали расходиться после Литургии, и начали читать Евангелие.

В это время, со всех концов Винницы к храму стали подтягиваться люди, а к 14:00 в храм

прибыл архиепископ Винницкий и Барский Варсонофий – в сопровождении многочисленного духовенства города, чтобы отстоять храм.

Когда активисты «Правого сектора» подошли к стенам храма, несколько тысяч прихожан во главе с правящим архиереем вышли к ним, взяли их в кольцо и начали срывать с них балаклавы со словами: «Откройте ваши лица, пусть это увидят ваши матери».

Радикалы пытались сказать, чтобы «московские попы» ушли из Винницы, поскольку Украине уже дали Томос, однако архиепископ Варсонофий объяснил им, что Украинская Православная Церковь является намного более независимой, чем ПЦУ, и предложил за чаем сравнить тексты Томосов УПЦ и ПЦУ.

Вообще, современные богоборцы практически полностью повторяют методы большевистских безбожников вековой давности. И Стамбул, как и 100 лет назад, благословляет раскольников и присягает на верность безбожной власти (в 1920-е годы фанариоты расшаркивались перед Советами и называли себя «константинопольскими пролетариями»).

Но судьба обновленцев известна. Как известна и судьба безбожного государства, активно боровшегося с каноническим Православием.

Бог поругаем не бывает. И именно по этой причине проект ПЦУ обречён – как обречён любой богоборческий проект.

А вот творцам этого проекта есть о чём подумать. Пока ещё есть время просто почитать историю гонений на Церковь Христову, ознакомиться с судьбой гонителей и их детей.

Пока не поздно.

Александр Белявский, политолог