ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ТОРМОЗИТ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Современные дети перестают играть в обычные игрушки, отдавая предпочтение электронным. Более того, они вообще не умеют играть друг с другом. А когда собираются вместе, способны лишь на самое примитивное взаимодействие.
Эта примитивизация, которую несёт «электронный век», отнюдь не невинная примета времени. Психологи предупреждают, что наступление эпохи «Человека неиграющего» влечёт за собой неизбежное снижение интеллекта и творческих способностей, утрату навыков общения людей друг с другом, эрозию общественных связей.

«Куда деть игрушки?» – насущная проблема, которую решают многие родители на детских форумах в Интернете.
Во всём мире дети массово отказываются от традиционных игрушек, предпочитая им роботизированные новинки в виде говорящих собачек или озвученных кукол. И, конечно, гаджеты.
В нынешнем августе маркетинговая компания The NPD Group, специализирующаяся на изучении рынка игрушек, в очередной раз опубликовала доклад, в котором назвала «самой быстрорастущей суперкатегорией» игрушки, начинённые электроникой.

Их продажи в первой половине 2018-го выросли на 43%, уверенно обогнав прежних детских фаворитов – серийных коллекционных кукол, от динозавров из «Парка юрского периода» до прекрасных единорогов из диснеевских мультиков.

Эта тенденция будет лишь возрастать, считают исследователи, потому что спрос на высокие технологии для детей есть и у них самих, и у их родителей.
Недавний опрос американских детей в возрасте 7-13 лет выявил, что дети предпочли бы получить в подарок не игрушку, а технологический гаджет. А ведь именно в этом возрасте дети, выражаясь языком маркетологов, – «основные двигатели родительских покупок».
По сути, проблема в том, что детские игрушки, с одной стороны, средство развития детей, а с другой – товар. И эти два признака в корне противоречат друг другу.

Популярные нынче игрушки, умеющие говорить, считать, петь песни, указывающие ребёнку, что и как ему делать (не говоря уже о гаджетах), разрушают у детей само умение играть.

Они блокируют активность ребёнка, навязывая ему свою волю. Ведь с ними не нужно играть – ребёнку достаточно наблюдать, что они делают. А главные способности, формируемые игрой, – воображение, свобода действий, эмоциональная вовлечённость в деятельность, творческая активность, изобретательность – не развиваются совершенно.

Детские психологи в разных странах даже говорят о начале новой эпохи, ознаменовавшейся появлением нового человека, не умеющего играть в игры.

Зачем же родители покупают детям неправильные игрушки?

По наблюдениям экспертов, при выборе новинки они и сами не так уж сильно отличаются от собственных детей.

Чаще всего родители руководствуются тем, что рекламируется по телевизору, что более ярко и модно, а рынок соответственно поддерживается именно этим спонтанным родительским спросом.
Главная проблема: сами родители зачастую уверены, что современные дети – принципиально другие и что им для развития не нужны, скажем, традиционные пирамидки и мячики.

Увы, это большое заблуждение, которому больше других подвержены молодые родители. Именно они активнее других осваивают новый сегмент: электронные игрушки, адресованные детям, начиная с 3-4 месяцев.

Электронные погремушки, пирамидки, кубики, конструкторы – всё теперь доступно на экране.
Однако ребёнку в этот период крайне важно иметь физический контакт с миром.

Он должен видеть результат своего действия в реальном мире.

Отсутствие этого или сокращение взаимодействия серьёзно сказывается на психике – в первую очередь препятствует формированию эмоций и самосознания.
По словам специалистов, чем раньше ребёнок сталкивается с гаджетами или роботизированной игрушкой, тем активнее у него формируется зависимость.

Игра с обычной игрушкой, как бы странно это ни звучало, требует от ребёнка значительного усилия. Нужно представить себе воображаемую ситуацию, наделить игрушку характером и чувствами, придумать сценарий, по которому будут развиваться события, увлечь, в конце концов, своим невидимым миром другого ребёнка.
С электронными игрушками ничего этого не нужно: ребёнок нажимает кнопку и на него обрушивается целый поток сенсорной информации. Мозг получает удовлетворение простым и быстрым способом, а именно так возникает любого рода зависимость (в том числе – и химическая).

В итоге психологи сталкиваются с истериками и депрессиями детей уже в 3-4 года: обычное дело, когда тех лишают гаджетов и разговаривающих механических собачек.

В США недавно впервые появились нормы, регламентирующие время, которое дошкольники могут проводить с гаджетами, и контент, который они могут просматривать.

В частности, рекомендовано исключить абсолютно все электронные устройства из жизни ребёнка до 4 лет, а с 3 до 6 лет ребёнок может пользоваться гаджетом только вместе со взрослым и не более 15-20 минут.

Но проблема в том, что технологичные игрушки и гаджеты очень удобны самим родителями: занимаясь с ними, ребёнок молчит – возникает иллюзия, что он занят и в безопасности. На самом деле это не так.

У многих современных детей возникают серьёзные нарушения в коммуникации: человек перестаёт для них быть главным партнёром по общению. Этим партнёром становится гаджет. Иногда в детских садах можно наблюдать картину: ребёнок весь день ждёт маму, смотрит в окно, а когда она приходит, то бросается к ней… чтобы достать из её сумки телефон.

Эксперты разводят руками: представления большинства современных родителей о том, что такое детство и ЧТО нужно ребёнку для развития, находятся, как говорится, за гранью добра и зла.

В этом отношении ХХI век принес с собой много парадоксов, связанных с отношением к детству.
Сегодня эксперты говорят о размывании границ самого понятия детства, предлагая растянуть его, как тонкое тесто, до 18, а то и до 25 лет.

Родители считают, что, покупая новые игрушки, они украшают жизнь ребёнка и так выражают свою любовь. Между тем детям игрушек детям нужно совсем немного, но они должны быть хорошими.

Как показывают исследования объёма памяти и внимания, ребёнку для развития необходимо иметь всего 5-7 игрушек. Ребёнок должен их знать, связывать с каждой из них какую-то историю и понимать, что с ними можно делать.

А когда игрушек много, они обесцениваются, теряют свою индивидуальность и становятся не предметом игры, а имуществом ребёнка.

Из средства развития они превращаются в предмет потребления. В итоге мы растим идеального потребителя, которому постоянно требуются новые и новые вещи.
Немудрено, что среди всего этого изобилия дети разучились играть. Причём современные игрушки – лишь одна из причин этой патологии.

На научных конференциях, которые активно проводятся в последние годы по всему миру, на эти темы говорят серьёзно.

В частности, крупнейшая организация The International Play Association призывает помнить, что право детей на игру прописано в статье 31 Декларации прав ребёнка, и констатирует: дети не играют так, как играли полвека назад. Их игра становится всё более примитивной.

Так, старшие дошкольники сегодня играют на уровне трёхлеток: возят машинки, кормят кукол, бесконечно одевают и причесывают их.

Между тем в этом возрасте, в соответствии с нормой, дети уже должны придумывать развёрнутый сюжет: скажем, понимать, куда и зачем едет машина, что она везёт, кто шофёр и так далее.
Традиционно умение играть передавалось из поколения в поколение.

Но сегодня из повседневной жизни практически ушли разновозрастные компании: многодетных семей мало, на улицу детей гулять не пускают, в детском саду они общаются с ровесниками. Детям просто негде научиться играть! Родителям же проще сунуть ребёнку гаджет, чем уделить ему внимание.

Елена Кудрявцева