СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ: НЕ ВЕРЬТЕ СМИ!

Уже более 1000 лет прошло со дня Крещения Руси. Однако наш народ так и не сумел полностью преодолеть языческую ментальность и избавиться от некоторых, мягко говоря, странных традиций.

Мало того, часть людей, причисляющая себя к верующим, умудряется связывать такие недобрые традиции с христианством, к которому они не имеют ни малейшего отношения. И не только не имеют, но полностью противоречат Божьим повелениям, изложенным в Священном Писании.

Первые христиане не праздновали ни Рождество Спасителя, ни Его Крещение во Иордане. Церковь концентрировала внимание верующих исключительно на событии Воскресении Христа – Новозаветной Пасхи.

Однако в начале второго столетия Церковь начинает отмечать Рождество Христово и Крещение Господне, совершая празднование этих двух событий в один день под общим названием Феофания (от греч. Θεος «Бог» и φαινω «явление») – Богоявление, т.к. Рождество Христово знаменовало собой явление миру Воплотившегося Бога, а Крещение Христа – явление миру Бога, как Единосущной Троицы.

Дата Рождества Христова установлена в соответствии с апостольскими Преданием, согласно которому Спаситель находился на Земле полное количество лет. Следовательно, Его Распятие произошло в тот же день, в который Пресвятая Дева Мария получила Благую весть от Архангела Гавриила о том, что станет Матерью Божьей.

Дата Крестной казни Спасителя известна из Евангелий – Христос был распят в день иудейской Пасхи 25 марта (по григорианскому календарю). Соответственно, Рождество Иисуса Христа произошло 25 декабря (по ст. ст.).

Со временем, учитывая огромную духовную значимость событий Рождества Христова и Его Крещения, Церковь решила развести эти два события по датам, что представляется вполне логичным – ведь речь идёт о двух совершенно различных событиях, отстоящих друг от друга на 30 лет.

В 336 году Рождество Христово впервые празднуется как отдельный праздник, а все дни от Рождества До Крещения названы святыми.

«ЗАБАВНОЕ» ЗАНЯТИЕ

В святые дни – Святки – истинные верующие христиане стремятся проводить время в духовной радости, посещая службы, причащаясь и размышляя о смысле и значении Боговоплощения.

Люди нецерковные и суеверные – наоборот – используют эти дни для буйных гуляний, которые сопровождаются не только пьянством и обжорством, но и так называемыми «святочными гаданиями».

Играя на народном невежестве СМИ вещают всякие небылицы – якобы на Руси в дни Святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Более того – якобы Церковь относится к этому «с пониманием» и не возражает против «святочных гаданий».

Это, конечно, ложь.

Ни с каким «пониманием» к невежеству и суевериям Церковь относиться не может. То, что это всё имеет место в жизни крещёного народа и до сегодняшнего дня – это несомненная беда.

Об этом прямо говорит Господь: «Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19:26) и «Да не будет среди тебя гадателя, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18:9-12).

Следовательно, если гадание Богу неугодно, значит ворожба есть обращение не к Нему.

К кому же тогда?

Святые отцы отвечают однозначно: к бесплотным сущностям инфернального мира, которые ненавидят Бога и враждуют против Него.

В 61-м правиле Шестого Вселенского Собора (680 г.) говорится о том, что тех, кто гадает о счастье, о судьбе и так далее, следует отлучать от Причастия на 6 (!) лет.

А в случае, если они упорствуют, и вовсе отлучать от Церкви – «ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6:14-16).

В древности гадания были неотъемлемой частью языческих мистерий. Жизнь непросвещённого Божественным светом язычника всецело подчинялась силам природы, которым нужно было либо покориться, либо найти способ заставить их себе служить. Древний человек верил в то, что у каждого рождённого на земле есть своя, заранее уготованная ему неведомым провидением, судьба.

С целью выведать наперёд некоторые обстоятельства и события, а также с надеждой повлиять на свою участь, язычники стали прибегать сначала к помощи жрецов, а затем и самостоятельно проводить определённые ритуалы.

ПОЧЕМУ ИМЕННО НА СВЯТКИ?

Господь, зная склонность человека к подобного рода действиям, перед вступлением еврейского народа в языческие земли, даёт им заповедь: «Не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18:9-12).

Вспомним, что история человечества началась с грехопадения, причиной которого явилось желание приподнять завесу тайны, сокрытой Творцом.

Возникает закономерный вопрос: если Бог закрыл от человека то, что знать ему неполезно, то кто же тогда открывает эти знания?

Ответ очевиден: это тот, кто «от начала был человекоубийцей и не устоял в истине, потому что в нём нет никакой истины. Когда он лжёт, то делает то, что ему свойственно, потому что он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Во время гадания человек вступает в отношения с представителями мира тьмы и, вверяя себя им, тем самым отказывается от дарованной ему Богом свободы и своего права делать самостоятельный выбор.

Часто бывает так, что человек, получив во время гадания некий ответ, невольно программирует себя на те или иные действия, живя иллюзиями и ожидая осуществления предсказанного.

Надо ли говорить о том, КАК ведёт себя человек, получив предвестие о несчастье? Такие люди порой сами себя доводят до страшного конца.

Почему же силы зла подталкивают человека именно на Святки заниматься неугодными Богу делами?

Да именно потому, что силам, стоящим за святочными гаданиями, намного приятнее, чтобы христиане (пусть даже христиане формальные) обращались бы к врагам нашего спасения именно в те дни, когда они должны вспоминать о Христе и искать возможность приблизить свою жизнь к Его нормам.

Видите, какая здесь дьявольская логика?

О том, что гадание – отнюдь не «народная традиция», свидетельствует народная поговорка: «Гадать – судьбу прогадать».

О чём она говорит?

О том же, о чём говорил ещё в IV веке святитель Иоанн Златоуст: «Если вы будете внимать гаданиям, будете недостойны расположения и милости Божией, и этим приготовите для себя многочисленные бедствия».

Большой популяризации гаданиям, к сожалению, способствуют и нынешние СМИ. Экстрасенсы, знахари, мольфары (в культуре гуцулов – человек, обладающий некими древними знаниями и сверхъестественными способностями) – в качестве «экспертов» народных традиций вещают с телеэкранов, разъясняя, как нужно правильно проводить подобные ритуалы, чтобы получить требуемый результат.

Русская романтическая проза и поэзия первой половины XIX века (время начала богоотступничества русского народа) изобилует большим количеством сюжетов, по которым можно составить целый каталог гаданий.

Взять хотя бы поэму В. Жуковского «Светлана».

Из нескольких четверостиший можно узнать, чем забавлялись в Крещенский вечерок девушки: здесь и забрасывание башмачка, и вскармливание зёрнами кур, и растапливание воска, и высматривание суженого сквозь перстень и зеркало, и т.д.

А в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» поэт называет и причины, по которым народ придавался такому занятию: «ветреная младость» гадает, потому что ей «ничего не жаль», а старость – потому что живёт ложными надеждами.

Собственно, лживость, как точно подметил великий русский поэт, и является подлинной сущностью гаданий.

НЕБЕЗОБИДНЫЕ КАРТОНКИ

Для гаданий часто применяются карты. Но мало кто знает, какую губительную силу они имеют для души человека.

Между тем, все четыре картёжные «масти» подразумевают орудия казни Спасителя – священные для всех христиан предметы: Крест Христов, на котором был распят Спаситель; копие, которым Он был прободен; губку, поднесённую к Его устам; четырёхгранные гвозди, которыми Спаситель был пригвождён ко Кресту.

Игральные карты были созданы по внушению тёмных сил – как кощунственное хуление крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа.

Если осознать, что игральные карты невозможно использовать в других целях, кроме осквернения христианских святынь, то станет предельно понятна роль карт и в «гаданиях» – этих гадких исканиях бесовских откровений, лишающих человека промыслительного Божьего заступничества.

В современных учебниках по истории и краеведению можно прочитать, что «Святки приходятся на период так называемого зимнего солнцеворота, когда, согласно верованиям язычников-славян, пересекалась граница времён и можно было легче проникнуть в таинственный закрытый мир».

Там же написано, что «с принятием христианства для отвращения народа от языческих ритуалов было произведено своеобразное сублимирование (замещение) традиций, в результате которого и возникло такое явление, как гадания на Святки».

Однако любой православный верующий знает, что праздник Рождества Христова не имеет никакого отношения к языческим обычаям и не привязан ни к каким астрономическим явлениям, потому что сам дух христианства противен язычеству.

Святки – это особое время борьбы добра и зла.

Лукавые силы, постоянно искушающие человека, не дремлют и особенно активно «работают» в это время.

С целью прельщения человека именно в Святки лукавые духи активно «отвечают» на вопросы своих адептов – гадателей и прорицателей.

Независимо от того, насколько серьёзно относится к подобной практике «вопрошающий», она опасна для духовного здоровья человека, потому что вольно или невольно погружает его в область магии и подталкивает ко встрече с демоническим миром.

Гадание – это не народная «забава».

Гадание – это осмысленное обращение к бесовским силам. Но всякие заигрывания с тёмными силами наносят душе непоправимый вред.

Святой Василий Великий, увещевая христиан от подобного рода действий, писал:

«Не любопытствуй о будущем, но располагай настоящим в пользу».

А святитель Филарет, митрополит Московский говорил: «Помни бывшее, положись на Господа в будущем, употребляй во благо настоящее».

КАК ПРОВЕСТИ СВЯТЫЕ ДНИ?

Православная Церковь всегда призывала людей жить в такие дни полноценной духовной жизнью и соблюдать добрые традиции.

Среди них, например, святочный обычай украинского народа посещать своих крёстных родителей с рождественским ужином, собираться на Рождество всей семьёй.

Проведите их не только перед телевизором и не только за столом. Пусть развлечения будут на втором плане, а добрые дела – на первом.

Посетите своих близких.

Простите тех, кто вас обидел.

Соберите вместе с детьми рождественскую посылку в детский дом или в дом престарелых.

Сделайте что-то во имя Христа!

Священник Георгий Максимов

Валентина Новикова