Сущность смирения и его плоды

Что такое смирение?

На этот вопрос святые Отцы не дали единого и точного определения, но сущность его заключается в искреннем признании себя самым последним и самым грешным из всех людей, в забвении своих добрых дел и в познании своих грехов, своей немощи и бессилия.

Чем больше человек смиряет себя, тем больший дар он получает от Бога. За один лишь смиренный помысл человеку возвращается утраченная благодать.

Смиренный человек легко приобретает все другие добродетели, но без смирения святость переходит в прелесть, и все подвиги совершаются ради тщеславия.

Сущность гордости – замкнуться для Бога, а сущность смирения – дать Богу жить в себе. Это значит – прислушиваться к голосу Божию и исполнять Его святую волю.

Злую силу смирение опаляет, как огнём. Оно так же ненавистно лукавому, как и Крест Господень, поэтому смиренный человек совершенно свободен от власти злой силы, и в сердце его всегда царят мир, радость и покой.

Признаки смирения

Как гордый человек не видит в себе гордости, так и смиренный человек не замечает своего смирения.

Святые Отцы это объясняют тем, что чем больше добродетелей приобретает душа, тем она чище становится, тем больше в ней света. Поэтому при Божественном свете смиренная душа духовными очами видит в себе самые малые и ничтожные грехи так, как телесными очами в ярких лучах солнца замечают мельчайшие соринки и пыль.

Чем чище и светлее душа, тем она ближе к Богу, ей страшно становится за себя, за своё недостоинство. Она жаждет ещё большей близости и общения с Богом и потому скорбит, что грехи её отдаляют от Бога, и душа казнит себя постоянным, непрерывным покаянием, пока, наконец, не приобретёт мира и успокоения в Боге.

Смирение имеет несколько ступеней, которые легко определяются по осуждению других.

На первой ступени смирения человек уже не судит других, как это делал он прежде, но не осуждает и себя, а на высшей ступени сам себя всегда осуждает, хотя и не заслуживает осуждения.

Признак смирения – это когда человек не только не хочет видеть чужих грехов, но и не может видеть их, потому что свои собственные грехи заслоняют чужие грехи и при свете благодати он слишком ярко зрит Бога.

Признак смирения – это когда человек постоянно укоряет себя за все свои даже самые малые грехи и погрешности, за леность и нерадение, за малодушие, маловерие и за все неблагочестивые и даже просто неблагоговейные чувства, слова и помыслы, за малейшее проявление раздражительности и неодобрения.

Ряд признаков совершенного смирения указывает епископ Вениамин Милов:

«На лице смиренного – отблеск радости, незлобия и кротости. Он приветлив и ласков ко всем, неподражаемо прост и готов оказывать всякие услуги и уважение окружающим. Кротость смиренного часто похожа на детскую нежную наивность…

Кроткая любовь невинного привлекает к смиренному сердца окружающих.

Все его взаимно любят, как Ангела, услаждаются его смиренномудрой беседой и радостно отвечают на его приветствия.

К нему расположены даже своевольные люди – за редкостное совмещение им в себе преизобильной любви, тихости, простоты и общедоступности.

Смиренный назидает окружающих с любовью, запрещает с тихостью и без конца долго терпит согрешающих – в надежде на их исправление.

Смиренные не терпят никакого отличия себя от других; во власти своей над другими видят только знак «обязанности служить их спасению, ставят себя ниже подвластных во мнении о себе и обращении».

П. Иванов о признаках смирения пишет так: «Никто не должен делать свыше своих сил, это не полезно. Но всегда должно быть недовольство своими делами. Постоянное сознание: мало, мало я делаю. Плох я, несовершенен.

Это сознание – и есть наша непрерывность в стремлении к Богу. Беспредельное совершенствование.

Не видения и чудеса служат мерилом праведности, ибо видения и чудеса доступны также и демонам, – но смирение и послушание.

Смирение говорит: всё, что имеешь – это от Бога. Чем меньше будешь полагаться на свои силы (прося у Бога помощи), тем лучше.

Христианский идеал – вручить себя, всю свою жизнь, всякое своё дело, каждую свою минуту Богу.

Не мы делаем, а Бог через нас делает – вот христианское сознание, выше какого нет».

Как приобрести смирение

Иисус Христос сказал: «Приидите… и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:28-29).

Таким образом, основной путь к приобретению смирения – подражание Иисусу Христу. Значит, надо много и внимательно читать Евангелие, чтобы хорошо изучить каждый шаг земной жизни Иисуса Христа, чтобы легче было следовать за Ним.

Надо читать и жития святых, ведь все святые были во всём подобные нам люди, но были кротки и смиренны, подражали во всём Иисусу Христу и строго исполняли Его святой закон.

Вот какой путь ко смирению указывает нам Господь наш Иисус Христос: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: «уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «друг! пересядь выше»; тогда будет тебе честь перед сидящими с тобою. Ибо всякий, возвышающий сам себя унижен будет; а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:8-11).

Господь повелевает нам быть слугою для всех и для подражания даёт нам и такой пример: «Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем…» (Ин. 13:4-5).

Чтобы приобрести смирение, надо всячески избегать похвал, надо бояться и отвращаться от тех людей, которые хвалят, почитают нас и льстят нам.

При желании смирение можно приобрести каждому. Надо только использовать каждый случай, который помог бы нам вытравить у себя нашу гордость.

Наше больное самолюбие уязвляется на каждом шагу: и дома, и на работе, и в транспорте, и в разных общественных местах.

Случаев для учёбы смирению жизнь нам предоставляет в избытке. Остаётся только вступить в брань с самим собой: смолчать, стерпеть, на грубость ответить лаской, насмешку пропустить незамеченной мимо ушей, укор и обличение принять с благодарностью, обращаться со всеми вежливо, ласково, предупредительно.

При встрече с кем-либо первому сделать поклон, при обидах первому попросить прощения.

Не стыдиться уничижать себя перед другими, молча терпеть всякого рода оскорбления; делать добро всем, особенно тому, к кому чувствуешь неприязнь.

Надо безропотно нести скорби и болезни и благодарить Бога за них.

Надо считать себя самым худшим и самым последним из всех.

Как из причины вытекают следствия, так и от смирения происходят все добродетели. Вот почему от гордых Господь отвращается, а смиренным даёт благодать.

Напомню ещё несколько моментов, помогающих человеку приобрести смирение.

Прежде всего, надо помнить о грехах своих в течение всей своей жизни. Затем, надо помнить, что смерть наша не за горами, а за плечами. Это очень способствует приобретению смирения.

Бранные и оскорбительные слова надо немедленно забывать, и не воспроизводить их даже в памяти.

Жилище, пища и одежда наша должны быть скромными. Подвиги же свои, даже самые малые, надо непременно скрывать от постороннего взгляда или слуха.

Обвинения от всех, особенно от отца духовного, принимать как заслуженные и не оправдываться. Быть послушным отцу духовному, родителям и друзьям.

Внимательно прислушиваться к тому, в чём обвиняют нас люди, и самому себя уничижать в том.

Не допускать тщеславных помыслов, говоря себе: всё, что я с Божией помощью сделал доброго, возможно, погубил уже страстями моими: дела милосердия – тщеславием и гордостью; молитву – рассеянностью и небрежностью; служение ближним – их осуждением; пост – самодовольством.

Никогда не надо забывать слова Господа: «Когда исполните всё порученное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).

Схиигумен  Савва. Отрывок из книги «Опыт построения истинного христианского миросозерцания»

 

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!