Стихия примитивности

Чем объяснить, что нас захлёстывает стихия примитивности?

Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом «самой читающей в мире». Почти в каждом доме была собственная библиотека.

Сегодня уходит то общество, в котором читать было престижно, а не читать – стыдно.

По данным социологических исследований, 37% наших соотечественников не читают книг вообще, а 52% не читают даже газет и журналов.

Человек у экрана активно вытесняет человека с книгой.

Чем объяснить, что нас захлёстывает стихия примитивности?

На мой взгляд, сначала человек отошёл от Бога, а потом и от книги. Умной, хорошей книги, которая заставляла человека разбирать, рассуждать, сопереживать. Которая учила человека мыслить масштабно, связывать воедино разрозненные события и явления. Которая помогала русскому человеку в его стремлении к целостному миросозерцанию, в котором правда-истина соединяется с правдой-справедливостью.

Нечитающая страна – это отражение того духовного кризиса, в который погрузилось наше общество.

Если не сердцами, то умами большинства овладела кучка бессовестных беспринципных людей, захвативших телевидение и пользующихся поддержкой власти.

На общем фоне падения нравственности и смещения понятий, когда то, что во все времена называлось «стыдом», а сейчас зовётся «комплексом», они пропагандируют жизнь «без комплексов», призывая наслаждаться и «брать от жизни всё».

Нечитающий человек познаёт жизнь посредством телевидения, радио и компьютерных игр, то есть поверхностно и фрагментарно. Он не может ответить на важнейшие вопросы, имеющие к нему непосредственное отношение: зачем он пришёл в этот мир, в чём предназначение человека?

Нечитающий человек становится опасным для общества. Он не может сделать осознанного выбора: будь то выбор жизненного пути или выбор президента, а значит, и будущего своей страны.

Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. И им есть с кого брать пример.

Уже выросли поколения родителей, которые сами не читают или читают только комиксы и литературу, качество которой, как правило, значительно ниже стоимости бумаги, на которой опубликованы «произведения», внедряющие в сознание читателя разного рода бредовые измышления под видом «реальной истории» и заставляющие сопереживать персонажам, проблемы которых не стоят выеденного яйца и обусловлены лишь примитивностью их натур …

Вкус к хорошей книге не выработается сам по себе. Его надо прививать – методично и настойчиво. Иначе рука ребёнка, потянувшаяся к комиксу, не выпустит его вплоть до поры, когда рисованные приключения «мультяшных» персонажей заменит глянцевая журнальная гниль.

Сегодня перед нами двойная задача: воспитание и детей, и родителей. Причем вторая задача гораздо более трудная, чем воспитание детей-читателей.

В развитых странах Запада и в Японии создаются национальные программы чтения. И проходят они под девизом: «Нация в опасности – дети перестают читать!».

И нам нужно заявить, что отказ от чтения говорит о том, что и наша нация в опасности. Необходимо создавать национальную программу поддержки чтения, чтобы это стало образом жизни нашего человека, уделив особое внимание детскому чтению и книгоизданию: сформировать социальный заказ на издание детских книг, увеличить часы, отведённые на преподавание литературы в школе (сегодня в 7-8 классах этому уделяется всего 2 часа в неделю).

Необходимо принятие закона, защищающего ребёнка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию – в том числе от распространения печатной, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение.

Александр Крутов