Современное экономическое образование: духовно-нравственные и социокультурные приоритеты

Современный социально-экономический кризис, о котором столько говорят в последние годы, на самом деле – лишь вершина системного кризиса, которым поражены все сферы жизнедеятельности общества: политика, культура, образование, семья.

В основании системного кризиса находится кризис духовно-нравственный – кризис человеческой личности, а для нашего общества этот кризис усугубляется ещё и ошибками выбора цивилизационного пути развития.

Знания являются фактором стабильного социально-экономического развития только в том случае, если система образования, через которую они попадают в общество, выстроена в духовно-нравственных координатах.

Образование всегда было мощнейшим фактором формирования культуры общества.

К сожалению, сегодня оно нередко направлено на разрушение ценностных основ нашей (православной) цивилизации. Особое место в таких разрушительных процессах играет экономическое образование, построенное на ценностных стандартах западной цивилизации.

В нашем обществе долгое время отсутствовала какая-либо значимая государственная идеология, но поскольку «природа не терпит пустоты»,  её место с «успехом» заняла экономическая наука, по сути превращенная сегодня в некую идеологию.

Эта идеология проповедует, что «всеми и всем движет прибыль» и что «деньги – источник всякого блага».

Следствием действия такой идеологии стало изменение сознания нашего общества – особенно сознания молодого поколения.

Ценностная пирамида современной молодежи перевернута по сравнению с её идеалом, сформированном в православной культуре.

Главными ценностями становятся не Бог, Отечество, семья, созидательный труд, а накопление, богатство и потребление, получение максимума удовольствий.

А искаженное сознание неизбежно порождает девиантное поведение.

Отсюда – разрушение семьи, кризис общества и его атомизация, а также – кризис экономики, охваченной невиданной в мире коррупцией.

Есть ли выход из сложившейся ситуации?

Думается, что он пока ещё существует.

Поэтому хотелось бы предложить Вашему вниманию статью доктора экономических наук, профессора Украинской государственной академии железнодорожного транспорта Компаниец  Виктории Витальевны, в которой речь идёт о новых подходах к  высшему образованию в целом и экономическому образованию в частности.

И хотя это статья научная, мы думаем, что она вызовет интерес у родителей, чьи дети сейчас стоят перед выбором – где им продолжить свое образование.

Начиная с периода Крещения Руси и вплоть до революции 1917 года, наше общество развивалось в рамках православной цивилизации. Ядром этой цивилизации является православная вера, на основе которой выстраивалась духовно-нравственная культура, духовно-нравственная экономика и система образования.

Однако, с 1917 года траектория развития государства, социально–экономическая модель общества была резко изменены: ядром развития стала новая вера: вера в коммунизм и его вождей. Соответственно были разрушены практически все основы православной цивилизации: сложившаяся политическая, сословная основа общества, духовно-нравственный тип экономики. Физически был уничтожен образованный класс.

Однако сформированную веками православную ментальность русского человека уничтожить не удалось, и бытийные основы нашей цивилизации всё же были сохранены: патриотизм, любовь, мужество, верность, почитание старших, стремление к высшему духовному (а не материальному) идеалу.

Именно это помогло нашему народу выстоять в Великую Отечественную войну, а потом в считанные годы возродить страну из руин.

В начале 90-х годов ХХ века в очередной раз была сделана роковая ошибка – мы соблазнились идеалами развития западной цивилизации.

Всего двадцать лет безнравственного и непрофессионального хозяйствования превратили когда-то сильнейшую экономику Украины в зависимую, слабую, неконкурентоспособную.

Имея огромный промышленный, аграрный, культурный, интеллектуальный потенциал, сегодня мы находимся на «задворках» Европы.

Так в рейтинге международной конкурентоспособности, Украина в 2012 году заняла 56-е место из 59 государств мира.

Мощнейшим фактором, способствующим ускоренному процессу национальной деградации, стал постмодернистский тип экономического мышления, навязанный в виде экономикса – как базовой экономической дисциплины в украинских университетах: экономической теории, которая откровенно занимается апологетикой социального неравенства, защищает существующую финансово-банковскую систему, обосновывает коммерциализацию высшего образования, камуфлирует истинные причины экономического и финансового кризиса.

Поэтому довольно странным выглядит то, что именно сегодня, когда ведущее научное сообщество признает кризис существующей экономической теории и образования, украинская власть стремится внедрить у нас именно западную модель образования, причём не лучшего образца.

В ХХ в. знания превратились в мощный фактор экономического роста, его непосредственную производительную силу. Но, к сожалению, современные знания и информация, зачастую в огромных размерах используются в корыстных целях, наращивая асимметрию между богатыми и бедными, производителями и потребителями, увеличивая объемы коррупции, теневой и виртуальной (псевдоэкономической) деятельности.

Для мировой экономики главным вопросом становится вырождение реальной экономики и создание фиктивной виртуальной системы – финансовой пирамиды, в которой главной ценностью становятся ничем не обеспеченные деньги и их эквиваленты (на сегодняшний день по оценкам экспертов только 3% находящихся в обороте долларов имеют реальное товарное и ресурсное подкрепление, остальные 97% – фиктивные ценности).

Для большинства постсоветских стран глобальной проблемой, разрушающей экономику, является коррупция и теневая экономическая деятельность. Но, несмотря на то, что экономические проблемы разных стран разнятся в своих проявлениях, причина их – одна.

Необходимо понимать, что экономика – это не только производство, распределение и  использование благ. Это, прежде всего, отношения между людьми. А основой человеческих отношений является нравственность.

Поэтому, когда в обществе наступает кризис нравственности, когда целью экономической деятельности становятся исключительно нажива, кризис экономики неизбежен.

Знания без их духовно-нравственного наполнения, без прочного фундамента духовно-нравственных ценностей, сформированных, в том числе, в системе образования, способны в настоящее время разрушить как само общество, так и реальную экономику.

Знания действительно являются фактором стабильного социально-экономического развития – но только в том случае, если система образования, через которую они попадают в общество, выстроена в духовно-нравственных координатах.

Экономическая мысль и система образования, сформированные в восточнославянской (православной) цивилизации, изначально были основаны на фундаменте духовно-нравственного, социокультурного и антропологического подходов.

Основные проблемы высшего образования и главная причина кризиса образования – потеря его цивилизационной идентичности, в т.ч. холистического (целостного) подхода к образованию, который сформировался в восточнославянской цивилизации и предполагает ориентацию на всестороннее развитие личности – без ущерба для любой составляющей человеческой природы (дух, душа, тело); развитие всех сил души (разум, воля, чувства); опору на фундаментальность, системность, культуру, содержательность, консервативность, стабильность, традиционность и творчество.

Поэтому одним из базовых принципов качественного экономического образования является сочетание и системное развитие пяти взаимосвязанных составляющих:

  1. Духовно-нравственной (формирование духовно-нравственных ценностей и качеств личности);
  2. Социокультурной (изучение особенностей развития православной цивилизации в координатах её культуры, экономики, политики);
  3. Инновационно-интеллектуальной (развитие творческих и интеллектуальных способностей личности, её интеллектуального потенциала);
  4. Профессиональной (получение знаний и навыков в соответствующих областях);
  5. Прикладной (получение и закрепление духовно-моральных и профессиональных навыков в процессе обучения и практики).

Результатом образования должна быть цельная, гармонично развитая личность, обладающая духовно-нравственными качествами и навыками, знаниями культуры, истории государства, профессиональными знаниями и навыками.

Развитие интеллектуальных способностей в процессе образования должно находиться в согласии с духовно-нравственным совершенствованием человека.

Главная задача духовно-нравственного компонента образования – научить каждого человека следовать указаниям совести. Это даст возможность укрепить в обществе духовно-нравственные нормы и построить духовно-нравственную социально-экономическую систему (далее – СЭС), в т.ч. – систему управления.

Добро нужно выращивать, иначе оно будет подавлено злом – это известный духовно-нравственный закон.

Этот закон подтвердил в своих исследованиях знаменитый русский социолог Питирим Сорокин, который отмечал, что «рост этического релятивизма от 40 до 48 % является достаточным, чтобы разрушить этические идеи или любые другие ценности».

Подготовка специалистов должна происходить в соответствии с определенными принципами, формами, методами и методикой.

Формы и принципы подготовки:

  • введение специальных курсов духовно-нравственного, социально-культурного, социально-психологического направления;
  • интеграция принципов духовно-нравственного управления в большинство дисциплин, которые изучаются;
  • принцип постоянного сочетание теории и практики;
  • введение внеучебной социальной практики, цель которой будет заключаться в изучении социальных последствий управления бизнесом;
  • введение специальных обязательных разделов в курсовых, дипломных работах;
  • проведение семинаров, тренингов, конференций, круглых столов, посвященных морально-этическим вопросам управления.

Необходимо применять психологические игры и расчёты, которые доказывают неэффективность экономического эгоизма, самоуверенности, авторитаризма и других нарушений принципов духовно-нравственного управления.

Важным является постоянное приведение позитивных и негативных примеров из реальной жизни путем использования видеоматериала, материалов прессы, личного опыта – как преподавателя, так и слушателей.

В Украинской государственной академии железнодорожного транспорта на специальности «Экономика предприятий» в течение восьми лет действует мини-проект по внедрению духовно-нравственной и социокультурной составляющих в процесс подготовки кадров путём введения в учебный план подготовки бакалавров, специалистов и магистров трёх взаимосвязанных авторских дисциплин:

  •  основы духовной культуры,
  • экономическая психология,
  • нравственные основы экономики и предпринимательской деятельности.

Для выяснения результатов проекта был проведен опрос, в котором принимали участие студенты выпускного курса трёх факультетов в количестве 98 человек, из которых 40 были участниками проекта.

Результаты опроса показали, что у студентов, которые изучали соответствующие курсы, в иерархии ценностей на первом месте оказались духовно-нравственные ценности.

Большим оказался и уровень выраженнности духовно-нравственных потребностей, а восприятие содержания таких социально-экономических категорий, как труд, собственность, богатство, власть, модели общения «сотрудничество-конкуренция» соответствует установкам, характерным для СЭС, которая сформировалась в рамках восточнославянской (православной) цивилизации – духовно-нравственной СЭС.

Наиболее выраженной разницей в когнитивном элементе сознания студентов оказалось отношение к смыслу труда, богатства, конкуренции, собственности.

В содержании соответствующих тем лекций по курсу «Нравственные основы экономики и предпринимательской деятельности» раскрывалось видение этих важнейших экономических категорий с точки зрения православной и западной СЭС.

Это и повлияло на результаты восприятия содержания этих категорий, а соответственно – и на результаты опроса (см. таблицу).

Так, две трети опрошенных студентов специальности «экономика предприятия» понимают труд как добродетель, способ творческого преобразования мира, возрастания личности, как средство помощи другим.

Такой смысл имеет труд в православной модели.

А вот подавляющее большинство студентов других специальностей, в труде видит лишь способ зарабатывать на жизнь, что свойственно западной социально-экономической модели.

Поскольку этот мини-проект по внедрению духовно-нравственной и социокультурной составляющей в экономическом образовании дал положительные результаты, далее необходима более масштабная его реализация.

Ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что выход из социально-экономического кризиса в первую очередь связан с выходом из кризиса духовно-нравственного. И этот выход невозможен без изменений в системе экономического образования.

Если мы хотим иметь духовно-нравственную социально-экономическую модель развития нашего государства – модель, направленную на гармоничное развитие каждого человека, его духовных, душевных и телесных сил, его ума, воли, чувств, то уже сейчас необходимо осуществлять стратегические изменения в системе экономического образования с учетом духовно-нравственной, социокультурной, интеллектуально-инновационной составляющих.

В качестве стратегических целей образования необходимо принять следующие:

1) Создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития Украины;

2) Преодоление социально-экономического и духовного кризиса;

3) Обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности.

Виктория Компаниец, доктор экономических наук, профессор Украинской государственной академии железнодорожного транспорта (г. Харьков)