СЛАДКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Большинство родителей даже не подозревают о влиянии «белой смерти» на поведение ребёнка, на его способности и интеллектуальное развитие…

О вредном влиянии сахара на организм ребёнка, вероятно, слышали многие. А вот о влиянии «белой смерти» на поведение ребёнка, на его способности и интеллектуальное развитие большинство родителей даже не подозревают…

БИОХИМИЯ ВОПРОСА

Начнём с описания состава сахара.

Свекловичный или тростниковый сахар – сахароза. На 99% сахароза представлена углеводами. Сама сахароза состоит из фруктозы и глюкозы – в примерном соотношении 1:1. Именно на фруктозу и глюкозу и расщепляется сахар в организме под действием ферментов.

В свою очередь, сахар повышает кислотность желудка, общего кровотока и кровотока головного мозга в частности.

В высокой концентрации сахароза способна приводить к усилению образования свободных радикалов, которые провоцируют «изношенность» тканей организма и снижение его защитных механизмов.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ВОПРОСА

Чтобы понять принцип воздействия сахара на поведение, опишу некоторые возрастные особенности активности мозга.

Согласно исследованиям В. Ф. Фокина, максимальная активность мозга наблюдается в 4 года у мальчиков, в 9 лет – у девочек. После 17-20 лет активность мозга начинает ослабевать. Выходит, что в детском возрасте – вплоть до 17-18 лет – мозг наиболее чувствителен и уязвим.

Дело в том, что активность головного мозга напрямую зависит от кислотно-щелочного баланса его кровотока. Чем выше кислотность – тем выше и активность.

У взрослого человека закисление тканей головного мозга и нарушение церебрального энергетического обмена происходит при гипоксии, наркотической и алкогольной зависимости, а также – в активных стадиях стресса, при заикании, эпилепсии, ишемии и т.п.

Закисление снижает функциональную активность нейронов – вплоть до их гибели по механизмам некроза. При повышении тонуса сосудов понижается мозговой кровоток. Вот и получается, что гора съеденных ребёнком шоколадок ухудшает его высшие психические функции (память, внимание, мышление, речь).

Если мы вернёмся выше по тексту и соотнесём информацию, то можем смело сделать вывод о том, что употребление сахарозы (торговое название «сахар») в детском возрасте нежелательно. Ведь повышение кислотности и без того склонного к повышенному энергетическому обмену мозга чревато.

Одно дело, если вы разово дали ребёнку шоколадку или горсть конфет и совсем другое – накачивать его таким количеством сахарозы ежедневно.

С другой стороны, закисление – закислением, да вот без глюкозы детскому организму тоже не обойтись. Получается палка о двух концах.

С одной стороны сахароза вредна, а с другой – без её потребления мозг начинает использовать в качестве энергетического топлива кетановые вещества (ацетоновые тела – по своей сути токсины), что опять же повышает концентрацию кислых продуктов метаболизма в головном мозге.

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ СТОРОНА ВОПРОСА

Сахароза более безопасна для ребёнка, не имеющего каких-либо невротических диагнозов и симптомов. А вот детям с гиперактивным синдромом необходимо повышать активность головного мозга.

Дело в том, что собственного энергетического потенциала детям хватает лишь на 5-15 минут. Далее мозг «отключается» на 3-7 минутную подзарядку. Они вертятся, крутятся, прыгают, «сломя голову» носятся и т.д. – чтобы «включить» свой мозг. Поэтому им требуется больше глюкозы и как можно меньше продуктов, содержащих пищевые добавки.

Чтобы «подзарядить» мозг, детям (особенно до 10 лет) желательно пить виноградный сок, есть фрукты и щелочные овощи (листовой салат, малина, арбузы).

Глюкоза должна быть биологически доступной – поэтому лучше избегать шоколадок, заменив их, например, на яблоки.

Кстати, в одном яблоке, банане или апельсине содержится примерно 2 столовые ложки сахарозы.

ПСИХОСОМАТИКА ВОПРОСА

Сладкий вкус активизирует работу центральной нервной системы, обостряя зрение и слух. Например, при сахарном диабете, побочным эффектом служат ослабление именно слуха и зрения.

Влияние сахарозы на ребёнка аналогично наркотической и алкогольной зависимостью. И здесь нет ничего удивительного – действие-то подобное: повышение тонуса сосудов и снижение мозгового кровотока. К этому добавьте нейрохимическое воздействие на центр удовольствия – и перед вами чистой воды фармакологическая зависимость!

Любая зависимость – замкнутый круг.

Ребёнок, привыкший к «шоколадному допингу» для заряда головного мозга и чувства удовольствия, снова и снова будет прибегать к шоколаду. Но вот беда: для фармакологической зависимости характерно изнашивание тканей и ухудшение функционирования нейронных связей, гипоксия и мигрени. И чтобы решить проблему плохого самочувствия ребёнок снова требует шоколад.

Вердикт: ограничивайте число сладостей (в том числе, шоколадки-газировки), заменяя их на разнообразные фрукты-овощи и крупы (углеводы под действием ферментов видоизменяются в глюкозу) и почаще гуляйте с ребёнком.

Яна Горшечникова