СКАЖИ ЧЕСТНО: ПОЧЕМУ ТЫ НЕ ХОДИШЬ В ЦЕРКОВЬ?

 

 

Вне Церкви нет христианства, а значит не может называть себя христианином человек, не посещающий установленные Церковью службы в храме. Какие мысли отводят тебя от Церкви?

Каждый раз, когда ты в воскресенье или в праздничный день не идёшь в храм, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в своей жизни решение. Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к жизни вечной.

Ты – крещёный человек. Слава Богу. Но если крещёный – это совсем не значит, что место в раю тебе обеспечено.

Крещение даёт тебе шанс на спасение, если угодно – «вид на жительство» в Царстве Небесном, но гарантией спасения оно никак не является.

Среди крещёных людей была масса нелюдей, чьи имена у всех на слуху – Ленин, Сталин, Свердлов и пр. Данных исторических персонажей привожу в пример только для того, чтобы подчеркнуть: сам факт Крещения не является гарантией святой жизни и наследования Царства Небесного.

Важно, КАК ты живёшь, чем живёшь, являешься ли ты живым членом Церкви, к Которой ты приобщился, приняв Святое Крещение.

Вне Церкви нет христианства, а значит не может называть себя христианином человек, не посещающий установленные Церковью службы в храме.

Почему ты не ходишь в храм?

Какие мысли отводят тебя от Церкви?

А ведь отводят именно мысли.

Это только кажется, что это твои мысли, хотя они и находятся в твоей голове. Но это не так.

Мы говорим: «Мне пришла мысль». Вот именно – мысль пришла! Только вот – откуда? Есть мысли от Бога и есть мысли от лукавого.

И те, и другие приходят в нашу голову, а мы говорим: «Я подумал».

Давай же рассмотрим набор самых распространённых мыслей, преграждающих нам путь к Богу – в Его Церковь.

«НО Я ЖЕ ПОСЕЩАЮ ХРАМ!»

Так зачастую говорят люди, которые заходят в церковь время от времени – освятить куличи, запастись крещенской водой. Постоять на крестинах или на венчании. Проводить покойника. Может быть, иногда «поставить свечку».

При этом, они искренне считают, что в церковь «ходят».

Но сама Церковь так не считает.

Господь дал нам заповедь: шесть дней работай, а день седьмой посвящай Богу.

День седьмой – это воскресенье.

Воскресение Христово – основа нашей веры.

Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещёные люди, имеем надежду на спасение.

Если у тебя по воскресеньям всегда есть какие-то дела помимо храма, это значит, что главная цель твоей жизни – не соединение с Богом, не спасение души, а удовлетворение своих похотей и всего того, что чуждо истинным потребностям души и делу твоего спасения.

Всё живое растёт постепенно и постоянно. Вот и душа наша, возродившись в Таинстве Крещения для жизни вечной, как родившийся на свет младенец, постоянно нуждается в соответствующем уходе и питании.

Питается душа исключительно благодатью Святого Духа. Это – единственная пища, дающая ей жизнь и возрастание.

Благодать же нам подаётся, прежде всего, в православном храме – в Святых Таинствах Церкви, которые осуществляются только в храме.

Душа, не получающая благодать, начинает голодать. Чувствуя голод, душа бросается утолять его всевозможными духовными суррогатами, которые принимает за настоящую пищу. В результате, душа тяжело заболевает, деформируется и духовно умирает – подобно тому, как умирает срезанный с клумбы цветок. Помещённый в вазу, он какое-то время ещё сохраняет признаки жизни и даже аромат, но по сути он уже мёртв.

Проведите аналогию.

Например, все мы слышали о правильном питании и о здоровом образе жизни. Но каждый ли из нас строго реализует в своей жизни принципы здорового питания и воздержание от вредных привычек? Лично я знаю массу людей, питающихся неправильно и регулярно отравляющих себя алкоголем и никотином. Но среди этих людей я не встречал ни одного здорового человека…

А ещё каждый человек старается как-то заработать себе на жизнь. И при этом нередко занимается нелюбимым делом. Тем не менее, вопрос идти на работу или остаться дома – даже не стоит. Человек встаёт по будильнику и спешит на работу, боясь опоздать.

Но если бы мы заходили туда несколько раз в год, разве могли бы мы сказать, что «ходим на работу»? И что бы мы заработали?

А ведь Церковь для души – это и есть работа. Для неё там и труд, и учение, и вознаграждение (та самая благодать Святого Духа).

«У МЕНЯ БОГ В ДУШЕ»

Величайший самообман и самообольщение!

Если бы Бог действительно был в нашей душе – мы бы тогда постоянно стремились туда, где всё говорит о Боге, где славится Его имя, где находятся Его изображения, где Его особое Присутствие, Его благодать.

Мы бы тогда старались жить так, как Бог велит. А ведь Бог велит нам в храм ходить, который Он сам называет Своим домом (Мф. 21:13)!

Преподобный Серафим Саровский, духовник Земли Русской, говорил: «Кто причащается, на всяком месте спасен будет. А кто не причащается – не мню».

Каждому крещёному человеку необходимо регулярно приступать к таинствам исповеди и причащения Святых Христовых Тайн. Ведь мы же регулярно моемся – очищаем своё тело. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Поэтому Церковь так и называется: духовная баня.

«Я ЕЩЁ НЕ СОЗРЕЛ»

«Зрей! – говорит дьявол. – Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть».

Не читай Евангелие, «Закон Божий», творения святых отцов.

Не ходи в храм, ни о чём не спрашивай священников, хотя они для того и поставлены Богом, чтобы помогать народу в его духовной жизни.

Этим приёмом враг нашего спасения особенно любит ставить людям заслон на пути к Богу.

Чтобы прийти – нужно идти, а не «созревать», сидя в погребе.

Созревает лишь плод под солнцем, а наше Солнце – Христос, Который есть и Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14:6).

«НЕ ХОЖУ В ЦЕРКОВЬ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО СТАЛО МОДОЙ»

Этот аргумент я однажды услышал от одной молодой женщины.

– А почему же вы носите эти, с позволения сказать, брюки? – задал я ей встречный вопрос. – Не потому ли, что этот фасон стал модным в последнее время? Почему же тогда вы считаете модным то, что на Руси делали люди тысячу с лишним лет?

Что интересно, этот «аргумент» мне привела женщина-юрист, чья профессия построена на логике. Но почему-то её логика не действует в вопросах духовных.

Ведь в самом деле, что плохого в моде на благородство, порядочность, чистоту речи, любовь, душевную отзывчивость?

Другое дело, что моды на все вышеперечисленные качества нет и в помине. Может быть, кто-то считает, что это хорошо? Я лично так не думаю.

«НЕ ХОЧУ УПОДОБЛЯТЬСЯ ПОЛИТИКАМ И БАНДИТАМ СО СВЕЧКАМИ В РУКАХ»

Так не уподобляйся!

Уподобляйся множеству других людей, которые всегда скромно ходили в церковь, рискуя подчас даже своим положением в советское время, исповедовались, причащались… Уподобляйся полководцам Суворову и Кутузову, Пушкину и Достоевскому, академикам Павлову и Виноградову, святым благоверным князьям Александру Невскому и Даниилу Московскому, преподобным Сергию и Серафиму, миллионам православных русских людей – они ведь ходили в церковь!

Уподобляйся множеству наших современников, которые сегодня искренне молятся Богу за наше страждущее Отечество и вымирающий без Бога народ.

«МЕНЯ НЕ ВОСПИТЫВАЛИ В ВЕРЕ, А ТЕПЕРЬ ПОЗДНО МЕНЯТЬ СВОЁ МИРОВОЗЗРЕНИЕ»

Во-первых, изменить своё мировоззрение, признав его ошибочным, никогда не поздно.

А во-вторых, менять его всё равно придётся: когда душа покинет тело, и мы увидим совершенно точно, что всё, что сказано в Библии – это правда.

Правда – что есть иной мир, в котором нам нужно только одно: то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни.

Мы можем оказаться в ситуации глупого человека, который всю жизнь считал, что ему не нужно учиться и попавшему в общество, где без образованности и соответствующих навыков можно работать лишь уборщиком в городском туалете.

Можно привести массу других аналогий.

К примеру, вспомните себя, впервые планирующего поездку в малоизвестную вам страну. Неужели вы не интересовались особенностями этой страны – её языком, народными обычаями, национальной кухней, стоимостью жизни, особенностями климата и пр. – ещё до поездки?

А ведь мы сейчас говорим о нашей жизни в Вечности, когда ничего уже нельзя будет изменить! И время нашей земной жизни нам дано только для того, чтобы мы успели подготовиться к подлинной жизни – жизни в Вечности.

Наша физическая смерть – есть рождение в эту Вечность. И как страшно родиться в неё выкидышем – сродни тому, как оказаться заграницей в совершенно незнакомой стране без паспорта, без денег, без знания языка!

Просто представьте это. А ведь в таком положении ежедневно оказываются десятки тысяч человек, покидающих наш мир.

Вы тоже хотите оказаться в их числе?

«Я НЕ ЗНАЮ, КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ЦЕРКВИ И ЧТО ТАМ НАДО ДЕЛАТЬ»

Все мы когда-то чего-то не знали. Но мы шли в школу, в армию, в спортивную секцию, учились плавать и управлять автомобилем. Справились?

Возможно в храме первое время ты также будешь испытывать некоторый дискомфорт. Ну, ничего страшного. Это ненадолго. Но тоже надо потрудиться.

Скажи смиренно: «Простите, я тут ещё ничего не знаю, но я хочу узнать. Подскажите мне, пожалуйста…».

Уверяю тебя: даже самая строгая бабушка дрогнет от такого смирения и смягчится. Но помни, что не она в храме главная. По всем духовным вопросам обращайся к православному священнику.

А ещё не забывай о том, что мы живём в информационном мире и сейчас любая информация доступна как никогда. А значит – узнавай о православных сайтах и порталах, которым можно доверять, смотри познавательные и просветительские фильмы, слушай проповеди известных проповедников, лекции – и при желании через пару лет ты получишь богословское образование, не учась в семинарии.

А пока – не надо делать из мухи слона. Тебе что-то не понравилось в храме – и ты уже сделал вывод, что в церкви тебе не место…

А когда в первом же спарринге ты получал фингал – ты так же сразу убегал из секции и говорил, что бокс не для тебя?

Но ведь ты знаешь, как называется человек, который пасует перед трудностями и сдаётся после первой же неудачи? Ты ведь не такой?

«Я НЕ ТАКОЙ УЖ СИЛЬНО ВЕРУЮЩИЙ»

Но всё же верующий?

Я так скажу: мы все на пути, мы все учимся вере и все в той или иной степени маловерны.

Но нужно не жизнь подстраивать под своё маловерие, а веру свою укреплять. А вне храма этот процесс невозможен.

«С кем поведёшься, от того и наберёшься», – говорит народ.

Поведёшься с правдой, с истиной, с красотой, с чистотой – станешь умнее и добрее, станешь чище и счастливей.

Молись евангельской молитвой: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк. 9:24).

Не сомневайся – очень скоро и вера укрепится, и новые горизонты откроются.

«Я ТАКОЙ ГРЕШНЫЙ – КУДА МНЕ ЕЩЁ В ЦЕРКОВЬ?»

Обращаясь к аналогиям, этот аргумент звучит примерно так: «Я такой грязный, куда мне ещё в баню?».

Церковь создана Христом (Мф. 16:18) именно для грешных людей.

Создана, как школа, в которой грешники учатся бороться с грехом и постепенно возрастают нравственно и духовно, для чего Господь снабдил Свою Церковь всеми необходимыми для этого средствами духовного возрождения, обновления, очищения, укрепления, совершенствования и спасения человека.

Все эти средства сосредоточены в Таинствах Церкви, которые непостижимо воздействуют на личность и природу человека, сообщая ему силу и способность изменить свою жизнь в сторону добра и святости.

Вот для чего нужна Церковь!

Вне Её невозможно получить ту благодатную помощь, без которой человек не способен изменить свою жизнь, избавиться от рабства греху и всего того, что является препятствием на пути спасения души.

Так что, добро пожаловать!

Ты – крещёный человек. Слава Богу! Но если крещёный – это совсем не значит, что место в раю тебе обеспечено. Крещение даёт тебе шанс на спасение, если угодно – «вид на жительство» в Царстве Небесном, но гарантией спасения оно никак не является.

Важно, КАК ты живёшь, ЧЕМ живёшь, являешься ли ты ЖИВЫМ членом Церкви, к Которой ты приобщился, приняв Святое Крещение.

Давайте же продолжим анализировать набор самых распространённых мыслей и доводов, преграждающих нам путь к Богу – в Его Святую Соборную Апостольскую Церковь.

«НА БОГА НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ»

Совершенно верно! Сам не плошай – трудись, молись, постись, ходи в храм, делай добрые дела во имя Христа.

У христианина, который надеется на Бога, дел – невпроворот. И прежде всего – с самим собой: с греховными мыслями, чувствами, со своими лютыми болезнями души – эгоизмом, гордостью, ленью, маловерием, гневом, сребролюбием, унынием, блудом, чревоугодием… Только успевай!

И, конечно, занимайся своими обычными делами, связанными с твоей профессией, служебными и семейными обязанностями.

Если Господь благословит твои труды – всё будет спориться, всё успеешь, и всё пойдёт на пользу. А без Бога можно весь день пробегать как белка в колесе, а вечером оглянуться на прожитый день – и не понять, куда день ушёл…

Да что там день! Можно сжечь годы и всю свою жизнь на ничто, на пустоту, на суету, на совершенно бесполезные дела, которые казались тебе такими важными…

Только жизнь в Боге наделяет человека разумом и способностью различать важное и не важное, а главное – даёт понимание, что силы осуществить задуманное нами даёт только Бог.

Но эти силы Он даёт только тем, кто обращается к Нему, кто доверяет Ему и надеется на Него. Так что не плошайте!

«А ЧТО В ЦЕРКВИ ДЕЛАТЬ?»

Дел в церкви немало.

Входя в храм, перекрестись, поклонись Господу, Матери Божией, всем святым.

Поставь свечи: за здравие – перед иконами и за упокой – на канун (перед Крестом Спасителя).

Подай записки с именами крещёных православных христиан – о здравии и о упокоении.

Выбери место в храме и постарайся настроиться на общение с Тем, к Кому ты пришёл, Кто тебя слушает, Кто тебя видит насквозь – все твои мысли, чувства и желания.

С самого начала службы мы слышим призыв: «Миром Господу помолимся» – то есть помолимся с внутренним миром, тишиной души. А потому постарайся умирить свои мысли и чувства – ведь ты пришёл говорить с Самой Любовью, с Вездесущим Творцом всего мироздания и тебя лично.

Старайся ни с кем не беседовать и не отвлекаться на внешние раздражители. Вслушивайся и вдумывайся в то, что читают и поют, соединяя со словами и песнопениями богослужения свою личную мольбу, вливая её в общую просьбу молящихся.

Молись и проси своими словами о самом важном, о самом сокровенном. У каждого человека есть такие сердечные просьбы.

О чём мы говорим с Богом?

Прежде всего, мы Бога благодарим (для этого мы, в первую очередь, и приходим в церковь).

Вторая наша просьба к Богу – о прощении грехов. Все мы – грешные. И только Господь может нам прощать грехи и очищать наши души.

Третья просьба – о помощи Божией.

Все наши вопросы решаются, прежде всего, в церкви: государственные, семейные, медицинские, педагогические, финансовые, военные…

Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, не проигравший в жизни ни одного сражения, учил своих солдат: «Молись Богу – от Него победа!».

Однако мы ходим в церковь и просим помощи Божией не только для себя. Ведь и в обычной нашей жизни мы живём и что-то делаем не только для себя, и не только своими силами. Поэтому в церкви мы со всеми вместе молимся и о мире во всём мире, и о своей стране и её народе, и о своём городе или селе, и обо всех, кто живёт в нём – особенно о своих единоверцах.

Мы молимся «об изобилии плодов земных» (т.е. о том, чтобы Бог дал нам хороший урожай).

Мы молимся о том, чтобы Господь сохранил нашу страну от социальных потрясений (войн, народных волнений и междоусобиц), молимся о всех плавающих в море, путешествующих, всех болящих, страждущих, плененных и скорбящих.

Нет ни одной сферы нашей жизни, о которой бы в храме не возносилась молитва к Хозяину нашей жизни – к Тому, от Которого зависит всё: каждый наш вздох, каждый наш шаг.

«У МЕНЯ НЕТ ВРЕМЕНИ»

Если быть до конца откровенным, этот «аргумент» звучит так: «У меня есть дела поважнее, чем ходить в церковь».

На самом деле, никаких «дел поважнее» у нас нет. Во всяком случае таких, которые нельзя было бы прервать на 2-3 часа в неделю.

Мы часами просиживаем перед телевизором, «зависаем» в интернете и соцсетях, порой без умолку трещим по телефону и натираем мозоль на подушке пальца, набирая десятки и сотни смс сообщений. На ЭТО время у нас есть?

А сколько у нас ежедневных «важных дел», связанных с осуждением и обсуждением других людей, перемыванием костей своих начальников и их любовниц и пр.

Иными словами, если честно рассмотреть все наши «дела поважнее», окажется, что наш реальный КПД не превышает порой десяти процентов, а всё остальное – совершенно бесполезная трата времени на всё вышеперечисленное и не упомянутое.

Проводя в таком режиме годы вне Христа, мы духовно беднеем и деградируем, обеспечивая себе незавидную участь на Суде, не оставляя на нём места Милосердию Божию, которое не сможет преступить Им же положенный закон: «Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2).

«Я НЕ ПОНИМАЮ, ЧТО В ЦЕРКВИ ГОВОРЯТ»

Скажи, пожалуйста, а тебе что, всегда всё в жизни было сразу понятно?

В первом классе нам многое было непонятно из программы десятилетки. Но в школу мы всё же ходили. Каждый день вставали по будильнику. Преодолевали свою лень (кстати, именно ЛЕНЬ чаще всего маскируется под всеми этими якобы «аргументами»).

Мы же не бросаем изучать иностранный язык на основании того, что там слишком много непонятных слов?

Так же и здесь.

Начни ходить в церковь, начни читать на церковно-славянском языке знакомые слова – и очень скоро язык Церкви станет для тебя таким же родным, как тот, на котором ты говоришь в своей повседневной жизни.

Да, язык Богослужения – это особый язык. Это не «язык древних славян». Он никогда не был разговорным языком.

Это единственный язык в мире, который был разработан святыми братьями Кириллом и Мефодием специально для православного Богослужения – для общения с Богом!

В него «зашиты» глубочайшие сакральные смыслы, которые мгновенно теряются при переводе на любой современный язык.

Эти смыслы воспринимаются не только (а точнее – не столько) нашим разумом, сколь душой, меняя её, очищая и возвышая.

Именно по этой причине церковно-славянский язык не подлежит «языковой реформе»!

Церковно-славянский язык – это великое наше сокровище. На нём и по сей день служат в православных храмах России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Болгарии, Сербии, Черногории, Польши.

Однажды я прочитал где-то о том, как один молодой человек подошёл к батюшке и сказал, что пока не поймёт, что происходит в церкви, ходить в неё не будет.

Батюшка спросил его:

– А ты понимаешь, как у тебя в животе пища переваривается?

– Нет, – ответил молодой человек.

– Ну, тогда пока не поймёшь, – не ешь, – посоветовал ему батюшка.

Как по мне – в точку!

«ЭТО ВСЁ ОЧЕНЬ ТРУДНО»

Да, трудно. Очень трудно. Но разве всё истинно великое, настоящее, полезное не связано с трудом, с усилием, с борьбой?

Вырастить хлеб, приготовить вкусный обед, родить и воспитать ребёнка, построить дом, получить образование, написать книгу – разве это не требует труда? Но мы идём на это, потому что хотим видеть результат.

Но ведь в данном случае речь идёт не о нашей жизни в течение каких-то десятков лет – речь идёт о Вечности! То есть о нашем существовании в условиях безвременья, которое может стать для нас не просто мучительным, а – что намного страшнее – НЕСКОНЧАЕМО мучительным!

Так неужели подготовка к этой жизни, которой не избежать никому из нас, не стоит усилий?

Да, нам предстоит познать себя, познать свою душу, познать Божественное Откровение, законы духовной жизни, понять – Кто такой Бог, что мы должны Ему и что Он хочет от нас.

Мы должны понять, что отделяет нас от Бога и как можно с Ним соединиться.

В результате этого познания мы должны будем переосмыслить свои взгляды, идеалы, внутренние установки, и на фундаменте Православия выстроить новую систему ценностей, на основе которых сформировать свою новую жизненную парадигму.

Для этого есть всё: есть учебные пособия, есть учителя, есть, собственно, Сам Институт Спасения – он же Церковь – обладающий всеми средствами просвещения, исцеления, восстановления и спасения человеческой души.

«МОЖНО МОЛИТЬСЯ И ДОМА»

Не только можно, но и нужно.

Церковные люди тоже молятся дома. Читают утренние и вечерние молитвы, каноны и акафисты любимым святым и т.д.

Но домашняя молитва никак церковную не заменит. Церковная молитва сильнее, чем домашняя. Но дело даже не в этом.

Вне Церкви, вне храма не осуществляется самое главное церковное Таинство – Таинство Святой Евхаристии, которое является центральным Таинством Церкви, в котором хлеб и вино по молитве Церкви действием Святого Духа прелагаются в истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

То есть, в отличие от всех существующих религий и христианских конфессий, Православная Церковь не просто говорит о Боге – Она ЯВЛЯЕТ Бога!

Причащаясь Телу и Крови Христовым, верующий соединяется с Господом Иисусом Христом и во Христе с такими же причастниками, образуя таким образом единый Богочеловеческий организм – собственно Церковь Христову, «которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём» (Еф.1:22-23).

Таинство Евхаристия совершается только в храме на Божественной Литурги́и (Литургия греч. Λειτουργία – «общее дело»).

«ВСЕ ТАК ЖИВУТ»

А ты знаешь, что в Заповедях Божьих употреблён глагол во втором лице единственного числа? «Не кради», а не «не крадите»; «не убивай», а не «не убивайте».

То есть Бог обращается ЛИЧНО К ТЕБЕ.

Это значит, что, если даже все люди на свете совершат кражу или убийство и в этом не раскаются, – все они в полной мере ощутят на себе последствия содеянного. И попытки оправдаться массовостью данных преступлений ни к чему не приведут. Каждый будет отвечать только за себя.

Мы можем оправдывать себя тем, что сделали что-то из-за кого-то, потому что «время было такое» или «все так делали» – но грех не перестаёт быть грехом.

Грешили-то мы!

Цель нашей жизни в том, чтобы стать лучше вопреки любым обстоятельствам, склоняющим нас преступить Заповеди Божьи.

«МНЕ ПРИДЁТСЯ НАЧАТЬ НОВУЮ ЖИЗНЬ»

Это правда.

Но надо понять, что всё зло греха состоит не в нарушении церковных правил, а в том, что грех – это яд для человеческой души.

При этом особая опасность его состоит в том, что этот яд всегда маскируется под нечто съедобное и желанное.

Влияние греха на душу человека очень напоминает процесс воздействия на человеческий организм алкогольного напитка. Сначала – вожделение, предвкушение удовольствия, затем – краткий период состояния некоей эйфории, за которым следует длительный, тяжкий период похмелья – вследствие отравления организма этанолом.

В какой-то степени грех воздействует на человека так же.

Сначала – вожделение, желание вкусить некий запретный плод, затем – краткий миг наслаждения и – неизбежное падение в отчаяние, в болезнь, в страдание и скорби, как следствия произошедшей деформации души в результате нарушения духовной техники безопасности, изложенной в Законе Божьем.

Жизнь грешника на самом деле мучительна, тяжела и беспросветна – в силу отсутствия в его жизни мотивации, направленной в Вечность.

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Мф. 11:28-30), – говорит Господь наш Иисус Христос.

Называя жизнь по заповедям игом и бременем, Спаситель в то же время утверждает, что жизнь эта блага (счастлива) и легка.

Удивительно? Ничуть!

Действительно, ни в одной религии самый отпетый грешник столь легко не может получить благо прощения и спасения, как в христианстве.

Самый яркий тому пример – благоразумный разбойник, распятый вместе со Христом, покаявшийся за несколько часов до смерти и, по обетованию Христа, первым вошедший в рай!

Только христианство, даровав человеку покаяние, открыло грешнику врата рая. Поэтому святые отцы и сказали: «Нет греха непростительного – кроме греха нераскаянного».

«КАК Я МОГУ ОТКРЫТЬ СВОЮ ДУШУ СОВЕРШЕННО НЕЗНАКОМОМУ ЧЕЛОВЕКУ?»

Вообще-то незнакомому человеку открывать душу как раз легче, чем знакомому.

Так бывает в поезде: люди видят друг друга в первый и в последний раз и бывают предельно откровенны.

Ну, а когда ты приходишь к незнакомому врачу? Разве ты не открываешь ему своё тело? На исповеди мы открываем душу Богу, а не «совершенно незнакомому человеку», который, кстати, тоже грешен и несовершенен. Но он – служитель Бога, Им Самим поставленный на служение, наделённый от Бога властью «прощать и разрешать» тебя от всех грехов твоих.

Имея свои личные грехи и пороки, свойственные всякому человеку, священнослужитель знает, что такое грех, он знает, как грех мучает человека и как порой мучителен процесс избавления от него. И так же, как и врачей не удивят наши болезни, так же и священника не удивят наши грехи.

Если у больного какой-то серьёзный недуг, то это вызывает лишь большее сочувствие врачей, заставляет их быть к нему внимательнее. Поэтому и этот «незнакомый человек» относится к приходящему на исповедь с большим сочувствием и доброжелательностью.

Церковь – это лечебница. В ней врачуются и душа, и тело, страдающее от недугов души.

На исповеди мы стоим, прежде всего, перед Богом. Мы Его не видим, но Он видит нас насквозь – как на рентгене. А батюшка – только свидетель того, в чём мы каемся Богу.

Так, от исповеди к исповеди, мы учимся жить перед Богом с прозрачной душой. Мы начинаем сами себя лучше видеть.

Мы становимся более искренними, более честными перед своей совестью, перед Богом и перед людьми.

Господь говорит каждому из нас: «Покайся. Постарайся больше этого не делать. Я любой грех прощу. А если забыл что-то, не заметил, – прощу в таинстве соборования».

Такова милость Божия к роду человеческому.

«ЕСТЬ НЕДОСТОЙНЫЕ СВЯЩЕННИКИ. А ВДРУГ К ТАКОМУ ПОПАДЁШЬ?»

Да, к сожалению, это горькая правда. Про одного из них могу точно сказать – это пишущий эти строки. Уж очень высокое у нас служение. Очень трудно быть его достойным.

Но то, что мы недостойны, вовсе не значит, что лучше в церковь не ходить. Без Церкви не спасёшься.

В бане вполне могут быть безнравственные банщики, а в больнице – грубые врачи. Но что же нам, не мыться и не лечиться?

Все священники, архиереи, даже сам Патриарх – люди грешные. И даже святые, которым мы молимся, были людьми грешными. Мы знаем из их житий, что некоторые великие святые когда-то совершили тяжкие, смертные грехи. Но Господь принял их покаянную жизнь.

Без греха Один только Господь. И Он именно для того и основал на земле Свою Церковь (Мф. 16:18), чтобы мы, люди грешные, с Божьей помощью, благодатью Святого Духа, которая изливается на нас в церкви, очищались от грехов и спасались.

Даже через недостойного священника на нас изливается благодать Божия. А кто ещё, кроме священника, отпустит нам грехи?

Ведь именно священнику дана от Бога такая власть. А с грехами, без покаяния, как нам, грешным людям, спастись?

А ещё священнику дана от Бога власть причащать верующих, крестить, помазывать святым миром, венчать супругов, соборовать больных, освящать воду, иконы, нательные кресты, жилища, автомобили, служить молебны, панихиды, отпевать умерших…

Неслучайно древние отцы Церкви говорят: «Священство есть спасение для мира».

«ЧТО ЛЮДИ СКАЖУТ?»

Отвечу словами Николая Васильевича Гоголя: «Да погибнет у нас такая философия: соизмеряться с тем, что скажут люди, а не Бог. С ней и Богу не угодишь, и людям не угодишь».

Богу угодишь – точно польза будет. А людям, как известно, угодить невозможно.

Если Сам Господь во время Своей земной жизни «не угодил» очень многим – что говорить о нас?

«И БЕЗ ЦЕРКВИ МОЖНО БЫТЬ ХОРОШИМ ЧЕЛОВЕКОМ И ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА»

Если бы это было так просто – быть хорошим человеком…

Все как один хотят быть хорошими людьми, все собираются быть счастливыми и приносить счастье другим, никто не планирует быть несчастным. А что происходит в жизни – мы видим.

Почему?

Наш главный враг – гордыня. Именно она больше всего мешает нам быть хорошими людьми: любящими, добрыми, скромными, чуткими, отзывчивыми, верующими…

Это она нам говорит: «Ты сам, без Бога, без Церкви можешь быть хорошим человеком. Да ты и так уже лучше многих из тех, кто в церковь ходит».

Однако добрые внешне дела, которые мы делаем без Бога, – уже не добрые, потому что мы приписываем их себе, питая тем самым нашу гордыню.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что только те добрые дела приносят пользу, которые мы делаем ради Христа.

Но главное даже не в этом.

Дело в том, что только Бог даёт человеку точное указание на то, что является добром и злом, а значит, вне Церкви понятие «хороший человек» – весьма относительно. Достаточно вспомнить коммунистическую идеологию, которая плодила миллионы действительно хороших людей-созидателей, считавших моральным физическое истребление своих идейных противников.

«Я ХОДИЛ В ЦЕРКОВЬ, НО НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ – БОГ МЕНЯ НЕ УСЛЫШАЛ»

Однажды одного человека спросили: «Что ты приобрёл, регулярно молясь Богу?».

Человек ответил: «Я могу сказать, что я потерял: злобу, эгоизм, жадность, депрессию, неуверенность и боязнь смерти…».

Очень часто, молясь, мы не приобретаем, а теряем… И то, что мы теряем, является, на самом деле, величайшим приобретением.

В силу своего маловерия и нетерпеливости, мы ожидаем немедленного результата своей молитвы. Не получая его, мы впадаем в уныние и разочарованно делаем вывод: «Бог меня не слышит».

На самом деле, ни одна молитва не бывает без последствий – мы просто можем их не видеть. Но если бы мы не молились, было бы ещё хуже.

С другой стороны, Бог не спешит немедленно выполнять наши просьбы по причине того, что просимое либо неполезно нам, либо – преждевременно для нас.

Бог медлит, чтобы мы, не обладая достаточным смирением, не возгордились, получив то, что просим – чтобы мы не сочли себя «Божьими угодниками» и «великими молитвенниками».

Поэтому Бог испытывает наше терпение на предмет того, готовы ли мы молиться и дальше, молиться в любом случае – без раздражения и ропота на Бога.

Ещё один важный момент.

Когда мы обращаемся к Богу, когда мы регулярно молимся Ему, мы УЖЕ меняемся.

Наше сердце становится тоньше, милосерднее, чувствительнее, добрее, а это – главное изменение, которого хочет от нас Господь.

Мы хотим, чтобы менялись обстоятельства вокруг нас, а Господь хочет, чтобы менялись мы. Для Него главная ценность – это сам человек, его душа.

Когда мы обращаемся к Богу, мы хотим, чтобы Он тут же исполнил все наши просьбы. А ведь сами мы так не делаем.

Господь дал нам Заповеди, дал Евангелие, дал церковный Устав, дал наставления святых отцов, дал проповедников Его истины – всё для нашего блага. Он доказал нам Свою безмерную Любовь, пострадав за нас на Кресте. А мы?

МЫ Его слушаем?

Мы-то сами исполняем ЕГО просьбы?

«А КТО ЗНАЕТ, ЧТО ВСЁ ЭТО – ПРАВДА?»

В ХХ веке в России безбожники пытались полностью покончить с верой, с Церковью, с самой памятью о Православии и о том, что создано под его влиянием.

Убивали священнослужителей, верующих, уничтожали книги и произведения искусства, в которых содержалось малейшее упоминание о Боге.

Воспитывали детей в полном безбожии с детского сада, и за два десятилетия разрушили, кажется, всё религиозное. Казалось, вера, Церковь – всё это уже в прошлом.

Прошло 70 лет – и Православие воскресло в ещё большей красе и величии!

Восстановили разрушенные храмы и монастыри, построили новые – да какие красивые! Книг стали печатать ещё больше, появились православные радио- и телепередачи, православные фильмы и фестивали.

И вера в народе живёт, и в Церковь приходят всё новые и новые люди.

Разве это – не великое чудо Божие?

Назовите мне хотя бы одну религию, идеологию или политический режим, которые восстанавливались бы после такого тотального уничтожения?

Не назовёте.

Знаете, почему? Потому что Церковь – это не идеология. Это – Тело Христово, Которое не может быть уничтожено никакими усилиями сил зла (Мф. 16:18).

Церковь Христова устоит даже если весь мир ополчится на Неё.

И эта «непотопляемость» Церкви – лучшее доказательство того, что Она – создание Самого Бога!

«СРЕДИ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ В ЦЕРКОВЬ ХОДЯТ – МАССА НЕСЧАСТНЫХ И БОЛЬНЫХ»

Господь не избавляет нас от всех трудностей, от всех болезней и даже от смерти.

Церковь Божия помогает человеку избавиться от главной беды – от вечной гибели души.

Поэтому Промысел Божий направлен исключительно на то, что полезно для нашей души, на то, что содействует нашему спасению.

И среди средств спасения, Бог порой употребляет такие, которые мы с вами называем словом «неприятности».

С другой стороны, сколько бывает исцелений – по горячим молитвам верующих!

Вот, например, в московском Ново-Спасском монастыре, возле метро «Пролетарская», находится один из списков с иконы Божией Матери «Всецарица». Перед этой иконой особенно много молятся о раковых больных. И весь образ увешан золотыми крестами. Люди принесли их в благодарность Матери Божией за исцеления!

А рядом – монастырь Покрова Божией Матери, в котором находится рака со святыми мощами блаженной Матроны Московской. И на её иконе – тоже множество пожертвованных крестов.

Люди часами стоят в очереди, чтобы приложиться к её святым мощам, попросить помощи в скорбях и болезнях. И половина пришедших стоит с букетами цветов в руках – в благодарность за полученную помощь.

«ПОКА ЖИВЁМ, НАДО ЖИТЬ, А НЕ ДУМАТЬ О СМЕРТИ»

Дело в том, что после смерти думать о смерти будет уже поздно. Ещё ни один человек не избежал смерти оттого, что старался о ней не думать.

А смерть – временное разделение души и тела – ждёт каждого из нас.

Однако проблема заключается в том, что бессмертие души и её жизнь по разлучении с телом – это реальность, верить или не верить в которую – дело каждого. Но эта реальность «накроет» после физической смерти всех, включая самых убеждённых атеистов.

После физической смерти тела для души человека начинается другая жизнь, семена которой мы сеем здесь, на земле, во время нашей временной жизни. А мы считаем, что суета, которая наполняет нашу нынешнюю жизнь, и есть её смысл, и есть вся наша жизнь. Всё куда-то несёмся… А куда?..

Ведь мы перейдём в Вечность в том состоянии, в каком будем находиться в момент своей физической смерти. И туда, в Вечность, мы унесём то, чем мы жили в этой жизни – все свои ценности и идеалы, все свои слова и дела. И может оказаться, что то, чем мы жили, во что верили, над чем трудились и за что умирали – не будет иметь никакой ценности в глазах Божьих, не будет иметь места в Царстве Небесном.

Вот почему нужно серьёзно готовиться к будущей жизни.

Нужно здесь успеть так соединиться со Христом, чтобы не расстаться с Ним и в Вечности.

Не познав Бога в этой жизни, не соединившись с Ним сейчас – мы тем более, не сможем сделать это потом, за гробом…

Подготовил священник Александр Каневский