СКАЖИ ЧЕСТНО: ПОЧЕМУ ТЫ НЕ ХОДИШЬ В ЦЕРКОВЬ?

Каждый раз, когда ты в воскресенье или в праздничный день не идёшь в храм, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в своей жизни решение. Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к жизни вечной.

Ты – крещёный человек. Слава Богу. Но если крещёный – это совсем не значит, что место в раю тебе обеспечено.

Крещение даёт тебе шанс на спасение, если угодно – «вид на жительство» в Царстве Небесном, но гарантией спасения оно никак не является.

Среди крещёных людей была масса нелюдей, чьи имена у всех на слуху – Ленин, Сталин, Свердлов и пр. Данных исторических персонажей привожу в пример только для того, чтобы подчеркнуть: сам факт Крещения не является гарантией святой жизни и наследования Царства Небесного.

Важно, КАК ты живёшь, чем живёшь, являешься ли ты живым членом Церкви, к Которой ты приобщился, приняв Святое Крещение.

Вне Церкви нет христианства, а значит не может называть себя христианином человек, не посещающий установленные Церковью службы в храме.

Почему ты не ходишь в храм?

Какие мысли отводят тебя от Церкви?

А ведь отводят именно мысли.

Это только кажется, что это твои мысли, хотя они и находятся в твоей голове. Но это не так.

Мы говорим: «Мне пришла мысль». Вот именно – мысль пришла! Только вот – откуда? Есть мысли от Бога и есть мысли от лукавого.

И те, и другие приходят в нашу голову, а мы говорим: «Я подумал».

Давай же рассмотрим набор самых распространённых мыслей, преграждающих нам путь к Богу – в Его Церковь.

«НО Я ЖЕ ПОСЕЩАЮ ХРАМ!»

Так зачастую говорят люди, которые заходят в церковь время от времени – освятить куличи, запастись крещенской водой. Постоять на крестинах или на венчании. Проводить покойника. Может быть, иногда «поставить свечку».

При этом, они искренне считают, что в церковь «ходят».

Но сама Церковь так не считает.

Господь дал нам заповедь: шесть дней работай, а день седьмой посвящай Богу.

День седьмой – это воскресенье.

Воскресение Христово – основа нашей веры.

Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещёные люди, имеем надежду на спасение.

Если у тебя по воскресеньям всегда есть какие-то дела помимо храма, это значит, что главная цель твоей жизни – не соединение с Богом, не спасение души, а удовлетворение своих похотей и всего того, что чуждо истинным потребностям души и делу твоего спасения.

Всё живое растёт постепенно и постоянно. Вот и душа наша, возродившись в Таинстве Крещения для жизни вечной, как родившийся на свет младенец, постоянно нуждается в соответствующем уходе и питании.

Питается душа исключительно благодатью Святого Духа. Это – единственная пища, дающая ей жизнь и возрастание.

Благодать же нам подаётся, прежде всего, в православном храме – в Святых Таинствах Церкви, которые осуществляются только в храме.

Душа, не получающая благодать, начинает голодать. Чувствуя голод, душа бросается утолять его всевозможными духовными суррогатами, которые принимает за настоящую пищу. В результате, душа тяжело заболевает, деформируется и духовно умирает – подобно тому, как умирает срезанный с клумбы цветок. Помещённый в вазу, он какое-то время ещё сохраняет признаки жизни и даже аромат, но по сути он уже мёртв.

Проведите аналогию.

Например, все мы слышали о правильном питании и о здоровом образе жизни. Но каждый ли из нас строго реализует в своей жизни принципы здорового питания и воздержание от вредных привычек? Лично я знаю массу людей, питающихся неправильно и регулярно отравляющих себя алкоголем и никотином. Но среди этих людей я не встречал ни одного здорового человека…

А ещё каждый человек старается как-то заработать себе на жизнь. И при этом нередко занимается нелюбимым делом. Тем не менее, вопрос идти на работу или остаться дома – даже не стоит. Человек встаёт по будильнику и спешит на работу, боясь опоздать.

Но если бы мы заходили туда несколько раз в год, разве могли бы мы сказать, что «ходим на работу»? И что бы мы заработали?

А ведь Церковь для души – это и есть работа. Для неё там и труд, и учение, и вознаграждение (та самая благодать Святого Духа).

«У МЕНЯ БОГ В ДУШЕ»

Величайший самообман и самообольщение!

Если бы Бог действительно был в нашей душе – мы бы тогда постоянно стремились туда, где всё говорит о Боге, где славится Его имя, где находятся Его изображения, где Его особое Присутствие, Его благодать.

Мы бы тогда старались жить так, как Бог велит. А ведь Бог велит нам в храм ходить, который Он сам называет Своим домом (Мф. 21:13)!

Преподобный Серафим Саровский, духовник Земли Русской, говорил: «Кто причащается, на всяком месте спасен будет. А кто не причащается – не мню».

Каждому крещёному человеку необходимо регулярно приступать к таинствам исповеди и причащения Святых Христовых Тайн. Ведь мы же регулярно моемся – очищаем своё тело. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Поэтому Церковь так и называется: духовная баня.

«Я ЕЩЁ НЕ СОЗРЕЛ»

«Зрей! – говорит дьявол. – Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть».

Не читай Евангелие, «Закон Божий», творения святых отцов.

Не ходи в храм, ни о чём не спрашивай священников, хотя они для того и поставлены Богом, чтобы помогать народу в его духовной жизни.

Этим приёмом враг нашего спасения особенно любит ставить людям заслон на пути к Богу.

Чтобы прийти – нужно идти, а не «созревать», сидя в погребе.

Созревает лишь плод под солнцем, а наше Солнце – Христос, Который есть и Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14:6).

«НЕ ХОЖУ В ЦЕРКОВЬ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО СТАЛО МОДОЙ»

Этот аргумент я однажды услышал от одной молодой женщины.

– А почему же вы носите эти, с позволения сказать, брюки? – задал я ей встречный вопрос. – Не потому ли, что этот фасон стал модным в последнее время? Почему же тогда вы считаете модным то, что на Руси делали люди тысячу с лишним лет?

Что интересно, этот «аргумент» мне привела женщина-юрист, чья профессия построена на логике. Но почему-то её логика не действует в вопросах духовных.

Ведь в самом деле, что плохого в моде на благородство, порядочность, чистоту речи, любовь, душевную отзывчивость?

Другое дело, что моды на все вышеперечисленные качества нет и в помине. Может быть, кто-то считает, что это хорошо? Я лично так не думаю.

«НЕ ХОЧУ УПОДОБЛЯТЬСЯ ПОЛИТИКАМ И БАНДИТАМ СО СВЕЧКАМИ В РУКАХ»

Так не уподобляйся!

Уподобляйся множеству других людей, которые всегда скромно ходили в церковь, рискуя подчас даже своим положением в советское время, исповедовались, причащались… Уподобляйся полководцам Суворову и Кутузову, Пушкину и Достоевскому, академикам Павлову и Виноградову, святым благоверным князьям Александру Невскому и Даниилу Московскому, преподобным Сергию и Серафиму, миллионам православных русских людей – они ведь ходили в церковь!

Уподобляйся множеству наших современников, которые сегодня искренне молятся Богу за наше страждущее Отечество и вымирающий без Бога народ.

«МЕНЯ НЕ ВОСПИТЫВАЛИ В ВЕРЕ, А ТЕПЕРЬ ПОЗДНО МЕНЯТЬ СВОЁ МИРОВОЗЗРЕНИЕ»

Во-первых, изменить своё мировоззрение, признав его ошибочным, никогда не поздно.

А во-вторых, менять его всё равно придётся: когда душа покинет тело, и мы увидим совершенно точно, что всё, что сказано в Библии – это правда.

Правда – что есть иной мир, в котором нам нужно только одно: то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни.

Мы можем оказаться в ситуации глупого человека, который всю жизнь считал, что ему не нужно учиться и попавшему в общество, где без образованности и соответствующих навыков можно работать лишь уборщиком в городском туалете.

Можно привести массу других аналогий.

К примеру, вспомните себя, впервые планирующего поездку в малоизвестную вам страну. Неужели вы не интересовались особенностями этой страны – её языком, народными обычаями, национальной кухней, стоимостью жизни, особенностями климата и пр. – ещё до поездки?

А ведь мы сейчас говорим о нашей жизни в Вечности, когда ничего уже нельзя будет изменить! И время нашей земной жизни нам дано только для того, чтобы мы успели подготовиться к подлинной жизни – жизни в Вечности.

Наша физическая смерть – есть рождение в эту Вечность. И как страшно родиться в неё выкидышем – сродни тому, как оказаться заграницей в совершенно незнакомой стране без паспорта, без денег, без знания языка!

Просто представьте это. А ведь в таком положении ежедневно оказываются десятки тысяч человек, покидающих наш мир.

Вы тоже хотите оказаться в их числе?

«Я НЕ ЗНАЮ, КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ЦЕРКВИ И ЧТО ТАМ НАДО ДЕЛАТЬ»

Все мы когда-то чего-то не знали. Но мы шли в школу, в армию, в спортивную секцию, учились плавать и управлять автомобилем. Справились?

Возможно в храме первое время ты также будешь испытывать некоторый дискомфорт. Ну, ничего страшного. Это ненадолго. Но тоже надо потрудиться.

Скажи смиренно: «Простите, я тут ещё ничего не знаю, но я хочу узнать. Подскажите мне, пожалуйста…».

Уверяю тебя: даже самая строгая бабушка дрогнет от такого смирения и смягчится. Но помни, что не она в храме главная. По всем духовным вопросам обращайся к православному священнику.

А ещё не забывай о том, что мы живём в информационном мире и сейчас любая информация доступна как никогда. А значит – узнавай о православных сайтах и порталах, которым можно доверять, смотри познавательные и просветительские фильмы, слушай проповеди известных проповедников, лекции – и при желании через пару лет ты получишь богословское образование, не учась в семинарии.

А пока – не надо делать из мухи слона. Тебе что-то не понравилось в храме – и ты уже сделал вывод, что в церкви тебе не место…

А когда в первом же спарринге ты получал фингал – ты так же сразу убегал из секции и говорил, что бокс не для тебя?

Но ведь ты знаешь, как называется человек, который пасует перед трудностями и сдаётся после первой же неудачи? Ты ведь не такой?

«Я НЕ ТАКОЙ УЖ СИЛЬНО ВЕРУЮЩИЙ»

Но всё же верующий?

Я так скажу: мы все на пути, мы все учимся вере и все в той или иной степени маловерны.

Но нужно не жизнь подстраивать под своё маловерие, а веру свою укреплять. А вне храма этот процесс невозможен.

«С кем поведёшься, от того и наберёшься», – говорит народ.

Поведёшься с правдой, с истиной, с красотой, с чистотой – станешь умнее и добрее, станешь чище и счастливей.

Молись евангельской молитвой: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк. 9:24).

Не сомневайся – очень скоро и вера укрепится, и новые горизонты откроются.

«Я ТАКОЙ ГРЕШНЫЙ – КУДА МНЕ ЕЩЁ В ЦЕРКОВЬ?»

Обращаясь к аналогиям, этот аргумент звучит примерно так: «Я такой грязный, куда мне ещё в баню?».

Церковь создана Христом (Мф. 16:18) именно для грешных людей.

Создана, как школа, в которой грешники учатся бороться с грехом и постепенно возрастают нравственно и духовно, для чего Господь снабдил Свою Церковь всеми необходимыми для этого средствами духовного возрождения, обновления, очищения, укрепления, совершенствования и спасения человека.

Все эти средства сосредоточены в Таинствах Церкви, которые непостижимо воздействуют на личность и природу человека, сообщая ему силу и способность изменить свою жизнь в сторону добра и святости.

Вот для чего нужна Церковь!

Вне Её невозможно получить ту благодатную помощь, без которой человек не способен изменить свою жизнь, избавиться от рабства греху и всего того, что является препятствием на пути спасения души.

Так что, добро пожаловать!

Подготовил священник Александр Каневский