Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы

Родительское собрание – это основная форма совместной работы учителей и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизни классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома.

Главным его предназначением является объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка.

Сегодня возникла необходимость проводить  родительские собрания ещё и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активность их роли в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.

Чтобы родительское собрание выполняло свою функцию, важно правильно организовать и провести его.

Виды родительских собраний:

  • установочные (знакомство с изменениями в учебном процессе);
  • аналитические (знакомство с аналитическими материалами об успеваемости, правонарушениях и т.д.);
  • консультативные (обсуждение тех или иных мероприятий, требующих поддержки, одобрения родителей);
  • чрезвычайные (по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации);
  • совместные (с учениками и родителями);
  • отчётные;
  • связанные с помощью отдельным семьям и детям;
  • информационно-просветительские (посвящённые рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением).

Несколько советов при подготовке к родительскому собранию:

  • организуйте приглашение на собрание (открытка, дружеский звонок, официальная записка). Дайте понять каждому родителю, что его ждут, что он нужен.
  • Столы расставьте так, чтобы родители видели друг друга – это сформирует коллектив.
  • Хорошо бы украсить класс творческими работами детей (выставки, стенгазеты и др.).
  • Входя в кабинет, где будет проходить собрание, родители, прежде всего, должны увидеть улыбку классного руководителя и услышать от него дружеское приветствие.

Это сразу создаёт определённое настроение и атмосферу (оставьте за дверью плохое настроение).

  • Отведите на собрание не больше 1,5 часа.
  • Тщательно продумайте «сценарий» собрания.
  • Подготовьте вопросы, которые вы зададите родителям.
  • Старайтесь делать краткие сообщения. Научитесь время от времени разряжать напряжённую обстановку доброй шуткой.
  • Поблагодарите родителей, которые нашли время прийти (особенно отцов).
  • Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершить разговор предложениями на будущее.
  • Дайте понять родителям, что в вопросах воспитания и обучения вы не прокурор, а их единомышленник.
  • Доведите до родителей мысль, что слабоуспевающий ученик не означает «плохой человек».
  • Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всём должен помогать своему ребёнку.

Чего не стоит делать на собрании:

  •  осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание, но с каждым из них потом надо обязательно пообщаться;
  •  сравнивать успехи отдельных учащихся с упоминанием их фамилий;
  • давать негативную оценку всему классу;
  • переоценивать значение отдельных предметов;
  • использовать для общения с родителями назидательный тон;
  • вступать в конфликт с отдельными родителями (хотите нейтрализовать «агрессоров»  – пригласите их на индивидуальную беседу наедине).

Примерные темы родительских собраний

Начальная школа

  • Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.
  • Значение режима в воспитании детей.
  • Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса.
  • Роль игры в расширении кругозора ребёнка.
  • Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.
  • Дети и деньги. Семейный бюджет и ребёнок.
  • Шалость и хулиганство. В чём различие.
  • Роль семьи в формировании личности ребёнка.
  • Поощрения. Их роль и место в воспитании детей.
  • Роль личного примера в воспитании детей.
  • Культура поведения в семье.
  • Здоровый образ жизни семьи – залог полноценного физического и психического здоровья ребёнка.
  • Капризный ребёнок.
  • Учите ребёнка быть добрым.

Средняя школа

  • Адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе: проблемы и задачи.
  • Индивидуальные трудности школьников в обучении и пути их преодоления.
  • Отец – высокая должность.
  • Воспитание воли.
  • Способный ребёнок.
  • Психологические особенности подросткового возраста.
  • Сочувствие, сопереживание и помощь ребёнку – гарантия взаимопонимания и благополучия в семье.
  • Трудности роста и их влияние на отношения между родителями и детьми.
  • Роль семьи и школы в выборе учащимися дальнейшего пути.
  • Большая семья. Радости и трудности.
  • Любить или требовать?
  • Авторитет родителей. Из чего он складывается?
  • Ответственность родителей за воспитание.
  • Сила положительного примера.

Старшая школа

  • Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределения подростков.
  • Особенности старшего школьного возраста. Роль родителей.
  • Трудности личностного роста и их влияние на обучение в школе.
  • Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании личности ребёнка.
  • Алкоголизм и наркомания взрослых и детей.

Методический кабинет