РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дар словесности – это определённо то, что делает человека Человеком.

Однако этим даром нужно ещё уметь воспользоваться.

То, как человек говорит, однозначно характеризует его личность, открывая или закрывая перед  ним самые различные возможности.

При этом глобальное базисное формирование речи происходит до 5-ти лет. Наверстать упущенное бывает очень сложно. А между тем, в своё время ребёнок овладевает речью легко – было бы рядом любящее говорящее существо…

СВЯЗЬ МЫШЛЕНИЯ С РЕЧЬЮ

Ребёнок рождается, почти как чистый лист бумаги, на котором особыми красками изображён незаметный рисунок. Он более или менее витиеват, в зависимости от Богом данного ребёнку таланта.

Но постепенно рисунок проступает, обогащается новыми деталями, и в течение всей жизни доводится до совершенства.

Поначалу мышление малыша не развито.

Он начинает познавать окружающий мир, ощущая и воспринимая конкретные предметы и явления. В виде образов эти впечатления сохраняются его памятью.

Так начинает работать его мышление – путём конкретного практического  освоения действительности. И как только в деятельность ребёнка по познанию мира включается речь, его мышление выходит на качественно новый уровень.

И далее эти два процесса – развитие речи и развитие мышления – идут бок о бок, взаимно усиливая друг друга.

Но и мышление, и речь развиваются у малышей не автоматически, а под руководством взрослых, которые ребёнка воспитывают и обучают.

Мысль, выраженная в слове, – это результат работы мышления. Поэтому заблуждаются родители, которым кажется, что их ребёнок «всё понимает, только не говорит».

К сожалению, понимание не говорящих и говорящих детей разительно отличается.

Ошибка родителей часто кроется ещё и в том, что они не особенно беспокоятся, если ребёнок не говорит в 3 года или плохо говорит в 4 года, утешая себя рассказами бабушки о папе или о ком-нибудь ещё, который молчал до 4 лет, а потом заговорил «сразу предложениями».

Логопед высшей категории Елена Косинова, имеющая большой опыт практической работы с детьми, свидетельствует, что в наше время так практически не бывает. Это –  миф.

Для благополучного развития личности дошкольника ему просто необходимо владеть речью на достаточном уровне – иначе ребёнок становится замкнутым и нерешительным. И вследствие того, что он мало общается, темп развития его речи, а с ним и других психических процессов, всё больше замедляется.

Дошкольник не в одночасье превращается в школьника – к этому превращению он должен быть подготовлен, и, прежде всего, в своём речевом развитии, ведь у детей школьного возраста речь является важнейшим средством усвоения всей системы знаний.

Неразвитость речи у детей бывает троякого рода: фонетико-фонематическая, лексическая и грамматическая.

Что это означает?

Из-за неразвитости фонетико-фонематической стороны речи, когда нарушены процессы формирования произношения вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков), ребёнок может испытывать затруднения при обучении чтении и письму, при запоминании речевого материала, может с большим количеством ошибок выполнять задания, связанные с применением устной и письменной речи.

Из-за неразвитости лексической стороны речи – у него будут трудности с восприятием большинства учебных предметов из-за малого словарного запаса и трудностей в восприятии речи как таковой: будь то устная речь учителя или письменная речь учебника.

Из-за неразвитости грамматической стороны речи, маленькому ученику будет проблематично развёрнуто и содержательно ответить урок – потому что он испытывает трудности с формулировкой своих мыслей. В этом случае особенно хромает письменная речь – в ней обнаруживаются многочисленные ошибки.
Выходит, что только одна неразвитая речь является корнем многих проблем в развитии и обучении ребёнка.

Самыми серьёзными причинами речевого недоразвития детей выступают органические поражения речевых зон коры больших полушарий головного мозга. В этом случае требуется лечение у опытного невролога.

Однако существуют и другие причины речевой неразвитости детей. В том числе – и  неправильный подход к развитию речи ребёнка.

СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

На самом деле, с развитием речи здорового малыша всё достаточно просто – нужно только самому родителю почаще пользоваться своим даром речи в общении с ребёнком, и малыш подсознательно будет следовать нашему примеру.

Современные исследователи утверждают, что малыш в утробе матери УЖЕ восприимчив к слову. При этом, обертоны мужского голоса крохи воспринимают лучше. Так что, дорогие отцы, почаще разговаривайте со своим малышом!

Груднички жадно ловят речь, обращённую к ним.

Присмотритесь: вы говорите – малыш поднял бровки, глазки стали сосредоточенными, движения приостановились – он вслушивается. Потом следует реакция: он может улыбаться, щурить глазки, махать ручками и ножками. Это называется комплексом оживления.

По мере роста, начиная уже с 2-3-месячного возраста, малыш «отвечает» вам – гулит, издаёт разные певучие и скрипучие звуки. То есть ваша речь находит в его сердечке отклик.

Совсем несколькомесячному крохе нужно много раз говорить «агу», «агуси», «ма-ма-ма», «па-па-па», «ба-ба-ба» и т.д. – как бы говоря с ним на одном языке.

Речью, обращённой к малышу, нужно сопровождать все каждодневные манипуляции с ним: одевания, обмывания, кормление, зарядку, игры, укладывание спать.

Малышу нужно называть предметы, демонстрировать – какие звуки они издают.

Немаловажный момент: с самого малышового возраста кроху нужно учить вежливости.

Утром с улыбкой пожелайте малышу «Доброе утречко!».

Когда папа приходит с работы, встречайте его словами: «Привет, папочка!», а когда уходит – машем ручкой малыша: «До свиданья, папа, пока папулечка!».

Покушали, получили подарок (пусть даже самый незначительный) – говорим «спасибо» и т.д.

Очень важны ваши собственные речевые обертоны.

Речь, обращённая к ребёнку должна быть не только ясной, артикуляционно оформленной, но и эмоционально яркой.

Огромное значение имеет чтение детских стихотворений.

Их нужно читать регулярно, очень выразительно, с подчёркнуто внятной артикуляцией звуков.

Стихотворения должны расти вместе с ребёнком.

От нескольких месяцев до двух лет хороши 2-4-строчные стишки, рифмовки.

Нужно приучать ребёнка слушать их регулярно, по несколько раз в день.

Малыши с удовольствием слушают и более «серьёзные» стихи Елены Благининой, Елены Серовой, Агнии Барто, Андрея Усачёва, Сергея Михалкова, Самуила Маршака и др.

Для развития речи детям полезно петь песенки и повторять считалки, потешки, скороговорки.

Очень стимулируют речь игры с пальчиками.

Всё это обогащает словарный запас, развивает память и воображение, побуждает ребёнка выражать свои мысли.

Какое-то время стихотворения могут повторяться изо дня в день. Кстати, дети часто сами просят читать одну и ту же книгу, подсознательно чувствуя правомерность пословицы: «Повторение – мать учения».

Когда стихотворение ребёнку хорошо знакомо, можно стимулировать малыша декламировать его: вы начинаете читать стихотворение и останавливаетесь, чтобы ребёнок закончил строку. И так – по слову, по несколько слов, ребёнок постепенно учиться декламировать стихотворения.

Всё это очень развивает его языковое чутьё и помогает усвоить речевые обороты.

По мере усложнения стихотворений, нужно стараться объяснять ребёнку незнакомые слова, выяснять в беседе с ним, понимает ли он, о чём говорится в стихотворении.

Нужно осознавать, что ребёнок впитывает не только речь, обращённую к нему, а и вообще – любую звучащую речь. Поэтому нужно следить за своей собственной речью, которую дети рано или поздно обязательно выдадут вам обратно и, вполне возможно, когда-нибудь серьёзно опозорят вас перед людьми…

2-5-тилетки являются природными лингвистическими гениями – они совершенно естественно изобретают слова.

Вот пример.

Настя, 2 года. Слышит стук в соседнюю квартиру.

– Мама, кто это?

– Это не к нам.

– Ой, боюсь некнама!

Замечательный детский поэт К.И.Чуковский собрал множество примеров таких словечек и фраз в известной книге «От двух до пяти».

ЧТО-ТО НЕ ТАК

Хотя все дети разные, и норма речевого развития ребёнка – вещь условная, но всё же родители должны насторожиться, если ребёнок в 2 года произносит всего несколько слов, либо, когда он в 3 года говорит, но очень невнятно и у него сильно хромает грамматика речи.

В подобных случаях чаще всего требуется серьёзная коррекция с помощью специалистов – невролога, психолога и логопеда.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИ

В речи дошкольника поэтапно должны появляться:

  • отдельные слова-названия и слова-действия – он должен называть реальные предметы и предметы на картинках, а также – действия.
  • простые предложения по модели: Кто? (Что?) Что делает? (Оля рисует. Машина едет.)
  • слова-признаки (по цвету, по форме, по размеру, по качествам, по характеру): Зайка какой? – белый, пушистый, ушастый, быстрый, шустрый, трусливый, забавный, веселый, ловкий…
  • предложения: Кто? (Что?) Какой? Что делает?
  • сравнения: Лев большой, а слон ещё больше.

сложные предложения с союзами: потому что, когда, где и т.д.

  • связная речь: рассказ о каком-либо событии, которое произошло с ребёнком, рассказ по картинке, пересказ истории знакомой книги или мультфильма.
  • диалогическая речь.

В старшем дошкольном возрасте детей нужно подвигать выражать и отстаивать собственное мнение.

Для развития диалогической речи очень полезно играть с детьми в ролевые игры, подготавливать и разыгрывать спектакли, где роли могут исполнять люди, а могут – и куклы.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧИ

Речь ребёнка отражает уровень его умственного развития. Если ребёнок умеет связно говорить – значит, он умеет ясно мыслить.

Чтобы рассказать о чём-либо, ребёнок должен представить себе, о чём он  будет рассказывать, должен проанализировать причинно-следственные связи между предметами, событиями и явлениями. И только после этого у него получится рассказ – логически выстроенные предложения.

Учить ребёнка рассказывать хорошо на знакомых сказках. Лучше всего – с опорой на картинки.

Но даже, если дошкольник хорошо говорит, родители не должны оставлять речевые занятия с ребёнком – совершенству нет предела.

Сама жизнь предстаёт неисчерпаемым источником материала для речевых упражнений. Через наблюдение, слушание и чтение книг ребёнок получает бесценный жизненный опыт, который также послужит ему средством развития мышления и речи.

И во всём этом очень важна роль родителей!

Беседуйте с детьми обо всём на свете: о природе, об отношениях между людьми, об исторических событиях, о том, как живут в других странах, о том, как устроен мир, о самой человеческой жизни – во всех её проявлениях.

«ОТ ИЗБЫТКА СЕРДЦА ГОВОРЯТ УСТА»

Малышу, на понятном ему языке, желательно объяснить, что наши слова, обращённые к другим людям, должны по возможности быть добрыми.

Нужно снабдить лексикон ребёнка словами участия и заботы о других людях, словами любви и доброты, словами ободрения, внимания, утешения, понимания.

Нужно давать детям ясное представление о слове добром и злом, о ласковом и грубом, и – обязательно! – о слове недопустимом.

Приучайте детей следить за своей речью!

Помните о том, что работа над речью ребёнка – это работа над его умом, над его характером, и, в конечном итоге, над его душой.

Елена Каневская