Размышления об ответственности

Корень слова «ответственность» – «ответ». А ответы, как известно, даются после заданных вопросов…

«Ответственность»…

Вслушаемся в это слово, чтобы понять его смысл. Корень этого слова – «ответ». А ответы, как известно, даются после заданных вопросов.

Кто и о чём спрашивает человека?

На какие вопросы нужно давать ответ?

Спрашивают человека Бог, люди и совесть.

Бог спросит однажды всех: кто как жил, о чём думал и к чему стремился. Исполняли ли мы Его заповеди. Не все люди верят в Бога, но всем придется выслушать Его вопросы.

Люди, общество непрестанно засыпают человека вопросами.

Ты ходил на выборы? Ты заплатил налоги? Это вы не убрали за собой после пикника? Почему ваши дети так плохо себя ведут?

Общество имеет право спрашивать с отдельного человека, потому что самый плохой порядок лучше, чем хаос. Потому что, живя среди людей, нельзя не соотносить с ними своё поведение.

Совесть спрашивает человека: доколе ты будешь жить, не исправляясь? Не устал ли ты стыдиться собственной тени и носить на себе ярмо ошибок?

Под перекрестным огнем вопросов живёт человек.

С трёх сторон его спрашивают, и он должен давать ответы, т.е. должен быть ответственным. Это трудно.

Страшно идти на урок, не зная урока.

Страшно услышать «предъявите документы», если у тебя проблемы с законом.

А значит очень соблазнительно придумать себе теорию, согласно которой ты никому ничего не должен, и никто не смеет что-либо от тебя требовать.

«Не лезьте ко мне и не учите меня! Я сам всё знаю. Кому какое дело, как я себя веду? За собой смотрите!»

Эти последние речи звучат в мире все громче. Но хорошо ли будет нам жить, если звук подобных речей заглушит все остальные звуки?

Античный мир не знал величия личности и её достоинства.

Человека этот мир растворял в социуме, в государстве, роде или племени.

Интересы отдельного человека целиком подчинялись интересам общественного целого.

Христианство освободило личность.

Христианство возвестило, что личность уникальна, что она не сводима на общность, что она ответственна перед Богом напрямую и лично Богом любима.

Эта прививка личного самосознания – становой хребет нашего самоуважения и мыслей о человеческом достоинстве.

Добрый Пастырь Своих овец зовет по имени.

Но высокие речи о достоинстве человека работают там, где есть страх перед Великим Богом и неумолкающий голос совести.

Если вера исчезает, если исчезает понятие религиозного долга, а понятие о личном достоинстве сохраняется и искусственно раздувается – это грозит катастрофой.

Если человек уверен, что никому не подотчетен, что он вправе делать то, что хочет, и даже Бог ему не Судья, то все остальные виды ответственности умрут неизбежно.

Умрет ответственность перед семьей – и семья рухнет. Её заменят разные формы временного сожительства – вплоть до самых противоестественных.

И ничего не возразишь!

Ведь «я так хочу, и мне не надо никому отчитываться»!

Умрет ответственность перед Отечеством – и в силу войдет принцип «где хорошо, там и родина».

Солдат убежит с войны, и судья будет судить только за взятки.

Мысленные горизонты сузятся, всё будет измеряться личной выгодой.

Это – нравственная смерть.

Основа здорового общества – баланс между правами и обязанностями.

Основа здоровой души – чуткая совесть, вера в Бога и уплаченные долги всем, кому ты должен.

И тут мы опять приходим к мыслям о воспитании, потому что животное всё нужное для жизни берёт с момента рождения, а человек приобретает необходимые навыки долго в процессе обучения.

И уже лошадёнок, родившийся только вчера, на слабых ногах бежит за матерью. А человека ожидают долгие годы обучения и воспитания, пока он сможет самостоятельно жить и ответственно действовать.

Народ дал отстояться своему коллективному опыту и поместил его в пословицы и поговорки.

«Не дал слово – крепись, а дал слово – держись».

Это значит, что нельзя разбрасываться обещаниями, но если уж пообещал – сделай.

Это – ответственность.

Сказал: «Приду в пять», так приди в пять, а не в пол шестого.

«Взялся за гуж – не говори, что не дюж».

Это – ответственность.

Постоянство и верность нужны человеку во всяком серьезном деле.

И это не приходит само, а воспитывается – иногда со слезами и болью.

Но это нужно – для спасения, для угождения Богу.

Ведь сказано, что «положивший руку на плуг и озирающийся вспять, не благонадежен для Царства Небесного» (Лк. 9, 62).

Долг выше выгоды.

А если выгода выше долга – тогда прощай мораль и здравствуй грядущее антихристово царство. Царство кратковременное и проклятое, слепленное из миллионов маленьких «хочу – не хочу» и «буду – не буду»; состоящее из победы сиюминутного интереса над вечными ценностями.

Тяжело быть человеком. Тяжело и страшно. Хочется временами отступить в область бессознательного и раствориться в природе, стать неразличимым с нею.

Но такое отступление невозможно.

Можно даже сказать, что человеком нельзя «просто быть» – человеком нужно долго становиться, чтобы наконец стать им.

И то, насколько ты им стал – и есть ответ трём непрестанно вопрошающим голосам.

Чтобы доктор лечил, милиционер защищал, а священник молился нужно сохранить нерастраченным некий неприкосновенный запас нравственности.

Всякий человек будет хорошо делать своё дело и не погубит своего имени, если от вопросов Бога, совести и окружающих людей он не закроет свои уши и не отвернет лица.

Хоть и сто раз прав Экзюпери, что «мы в ответе за тех, кого приручили», мы в ответе и перед Тем, Кого нельзя приручить.

И перед Его голосом в нашей душе.

И перед множеством людей, большинство из которых мы не знаем по имени.

Протоиерей Андрей Ткачев