ПРОФИЛАКТИКА ПОРОКА БЕЗ НАСИЛИЯ И ЗАПРЕТОВ НЕВОЗМОЖНА!

Справедливость данного утверждения доказывает сама жизнь.

Почему же столь неэффективны и безрезультатны профилактические беседы и самые разнообразные (нередко весьма дорогостоящие) программы, направленные, в частности, на профилактику подростковой преступности, девиантного поведения у детей, наркомании, проституции, игровой зависимости и прочих болезней современного общества?

Давайте подумаем, прежде всего, над тем, ЧТО является самым главным, самым необходимым условием эффективности той или иной профилактической беседы или мероприятия? – СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.

Сознательность тех, на кого направлена данная программа.

Если мы сомневаемся в достаточном уровне сознательности нашей «целевой группы», тогда мы надеемся каким-то образом этот уровень поднять.

В любом случае, сознательность нашей «целевой группы» – это то, без чего самая дорогостоящая профилактическая программа провалится с треском.

Однако сознательность человека основана на его совести – внутреннем цензоре и судье. В противном случае, в отсутствии каких-либо внешних воздействий на человека (т.е. «давления», «насилия», «угроз» и т.п.) что может побудить его поступить вопреки «зову плоти»?

Совесть же человека непосредственно связана со стыдом и управляет волей.

А уже воля, в свою очередь, управляет поведением человека.

Стыд, стыдливость – прирожденное чувство человека, состояние которого однозначно свидетельствует о его духовном (психическом) здоровье.

Например, главным признаком шизофрении является отсутствие стыда и стыдливости.

Таким образом, стыд – это чувство охранительное, призванное сохранить наше психическое здоровье. Это – основа, базис.

Когда человек делает что-то «не то», стыдливость вызывает в человеке внутренний дискомфорт, который останавливает злую волю и не дает человеку «выпустить джина из бутылки».

Уничтожить стыд – значит выбить опору, на которой покоится совесть.

Таким образом, если из года в год, постепенно и планомерно разрушать в человеке стыдливость, то совесть его будет постепенно деградировать, неметь, «подмораживаться» и, наконец, возникнет такой момент, когда человек будет готов совершить то, что когда-то вызывало в нем абсолютное неприятие. Он станет считать добром то, что когда-то считал для себя абсолютным и несомненным злом.

Не случайно человека с такой «подмороженной» совестью часто называют нехорошим словом: «отморозок».

Вот некоторые внешние признаки людей с деградирующей совестью.

  1. 1. Расторможенность, сквернословие (вообще неконтролируемая речь), размашистые движения, расхлябанная («босяцкая») походка, вызывающий или подчеркнуто равнодушный взгляд, громкая речь, бесчинные вопли и хохот («ржание») в общественных местах, вызывающая (то, что называется словом «неприличная») одежда, прическа, макияж и т.п.
  1. 2. Цинизм в высказываниях, насмешливость, «черный юмор», ерничество, равнодушное или немотивированно агрессивное отношение к замечаниям со стороны, подчеркнутое неуважение к старшим.
  1. 3. Неадекватная реакция на события, проявляющаяся, в частности, в неуместной веселости там, где только что разыгралась трагедия.
  2. 4. Неспособность к раскаянию, упорное нежелание (или неумение) признать свою вину, спорливость, азартность, вспыльчивость, мстительность, злопамятство и т.п.

Однако по той причине, что даже в самом бессовестном человеке, совесть все же голос подаёт, человек вынужден «забивать» его, заглушать, оглушать, чтобы «не слышать» его.

Каким образом он этого добивается?

Например, с головой уходит «в музыку» — чтобы ни на минуту не остаться наедине с самим собой (кстати, обратите внимание, какое количество людей сегодня, особенно молодых, ходят в наушниках).

Человек уходит «в наркоту», т.к. она уводит его в тот мир иллюзий, где голос совести не слышен абсолютно.

Человек огромное количество времени проводит в шумных компаниях, у экрана телевизора или в игровом салоне – т.е. там, где он может растворить себя в окружающей его суете и, тем самым, напрочь забыть себя.

Люди, особенно молодые, пребывающие не в ладах со своей совестью, нередко сбиваются в стаю.

Это объясняется внутренним желанием их, с одной стороны, иметь поддержку со стороны таких же, как они сами, у которых они ищут (и находят) оправдание своим поступкам, своему образу жизни, а с другой – позволяет «не зацикливаться» на себе, своих внутренних проблемах.

Толпа даёт ощущение, что я – как все, я ничем не хуже других, и если эти другие и делают что-то «не то», то это «что-то» воспринимается как норма именно потому, что это делают «все».

Толпа неизбежно культивирует тщеславие, желание выделиться, желание утвердиться.

Однако тщеславие человека из толпы может быть удовлетворено исключительно чем-то «из ряда вон». И по этой причине, можно с достаточной степенью уверенности сказать: любые молодежные группировки, состоящие из «отвязных» молодых людей, в той или иной степени, являются носителями криминального сознания, которое в любой момент может потребовать своей реализации.

Сказанное выше подтверждается самой жизнью, подтверждается каждым прошедшим днем.

Профилактические беседы с людьми с деградирующей совестью, с людьми зависимыми, взывание к их совести – дело бессмысленное и бесперспективное.

Профилактические беседы могут быть эффективными только лишь в том случае, если они являются составной частью процесса нравственного воспитания человека, т.е. воспитания, направленного на сохранность в человеке, прежде всего, чувства интимного стыда, а не на его подавление.

Нужно ли говорить о том, что практически все существующие ныне программы по профилактике ВИЧ/СПИДа (а они введены сегодня во все школы страны) разрушают в ребенке именно чувство интимного стыда, за которым неизбежно деформируются и его совесть, и его воля, и его интеллект. После этого проводить с ним какие-либо профилактические беседы – пустая трата времени и средств.

Хотите предостеречь ребенка от зависимости любого рода – научите его нравственности, а не «безопасному поведению». Другого пути нет.

В заключение хочу привести два примера из жизни об эффективности «профилактических бесед».

30 лет назад, еще будучи младшими школьниками, двое друзей (тогда им было по 11 лет) решили закурить.

Но поскольку совесть пацанов была еще достаточно чистой, они прекрасно понимали, что поступают нехорошо и потому курили редко и всякий раз после очередного кайфа, в моральном плане, чувствовали себя не очень комфортно.

И вот однажды родители юных курцов застали обоих «на горячем».

Одного из них, после немногословной «профилактической беседы», основательно (кстати, впервые в жизни) выпороли.

Родители другого, будучи уже тогда весьма либеральных взглядов, прочитали парню длинную нотацию о вреде никотина, о процентном содержании в табачном дымку смол и всяких разных ингредиентов, не забыв упомянуть о том, что курение – это право свободного, но всё же взрослого человека, хорошо информированного о вреде табака.

Результат: первый пацан с тех пор ни разу больше не закурил. Суровость наказания лишь утвердила его в мысли о том, что курить – это плохо. Для этого паренька привитое в детстве осознание вредоносности и недопустимости курения со временем переросло в мировоззренческую установку: курение – вредно для здоровья – и моего, и окружающих меня людей.

Совершенно иначе сложилась судьба его товарища.

После длинной «профилактической лекции» он, хоть и прячась, но всё же продолжал курить, а, начиная с 8-го класса, делал это уже в открытую.

Это был его «свободный выбор».

Желание поскорее ощутить себя «свободной» и «взрослой» личностью затмило пространные рассуждения его родителей о вреде табачного дыма.

К сожалению, этот человек не дожил до своего 40-летия и умер от рака пищевода…

Стыд – чувство глубоко внутреннее, интимное, чувство очень тонкое и ранимое.

Если его вывести наружу, оно очень быстро сгорает, как снегурочка над костром, и испаряется.

А далее – бесстыдство, бессовестность, безнравственность, бездуховность.

Если человек выйдет на улицу голым, и при этом не будет сразу же побит палками или камнями, то можно не сомневаться – очень скоро, в любом общественном месте, голым он будет чувствовать себя более комфортно, чем в одежде. И в ответ на любые ваши укорения, что так, мол, ходить нехорошо, что это стыдно и т.п. он будет лишь снисходительно улыбаться вашей «дремучести» и «несовременности».

Александр Каневский (2005 г.) 

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!