Принципиальное различие между отечественной и американской моделью образования

Советская школа всегда имела классический фундаментальный характер, была направлена на подготовку будущего гражданина страны, способного самостоятельно производить интеллектуальный продукт.

Именно поэтому советские специалисты всегда ценились на вес золота и были нарасхват во всех частях  земного шара.

Американская школа всегда была чисто прикладной. Выпускник её не в состоянии без калькулятора  сосчитать в пределах сотни. Но именно эта модель почему-то взята на вооружение нашими доморощенными «реформаторами».

Уже в начале 90-х годов в системе отечественного образования была произведена хирургическая операция – из неё напрочь были удалены элементы воспитания.

Делалось это якобы для того, чтобы окончательно освободиться от идеологии советского прошлого.

На самом же деле, убрав из школы коммунистическую идеологию, «реформаторы» не внесли туда никакой другой. Таким образом, возник некий вакуум. А вакуум – вещь чрезвычайно опасная. Когда туда попадает малейшая частица материи, может произойти мощный неуправляемый взрыв.

Ведущие педагоги страны предлагали строить воспитательный процесс в школе на традиционных для нашего государства ценностях. В первую очередь – на традициях Православия. Однако эти предложения были отвергнуты.

Началось активное и безудержное насаждение западных стандартов поведения.

Это привело к массовому взрыву детской и подростковой преступности, пивного алкоголизма и наркомании.

В конце ХХ века у нас вновь появилось давно забытое явление детской беспризорности.

Вся трагедия отечественной школы сегодня заключается в том, что, много рассуждая об экономических рычагах развития общества, мы до сих пор так и не поняли, что образование, во-первых, является самым выгодным вложением капиталов, а во-вторых, оно никогда не было и не может быть сферой услуг по определению.

Образование – это величайшая социальная миссия и важнейшая социальная функция государства.

Сегодня многие удивляются восточному экономическому  чуду. И в первую очередь – небывалому подъему китайского государства.

А ларчик открывается весьма просто: Китай тратит на развитие образования до 12% от ВВП, в то время как мы позволяем себе «роскошь» тратить на нужды образования чуть более 3% от ВВП.

Более трети школ в настоящее время фактически не пригодны для обучения в них детей.

В таких условиях школе остается быть всего лишь площадкой для сомнительных экспериментов, проводимых под присмотром западных консультантов.

В отечественной школе, несмотря на настойчивые требования общественности и родителей, до сих пор запрещено преподавание «Основ православной культуры», хотя этот предмет смог бы хотя бы частично устранить духовный вакуум, и способствовал бы воспитанию гражданского самосознания и культуры поведения.

Зато полным ходом идёт внедрение сомнительного эксперимента по единому государственному экзамену, в результате которого мы скоро получим миллионы недоучек, умеющих только разгадывать тесты по принципу игры «Кто хочет стать миллионером?».

Но даже такая кастрированная система образования очень скоро будет недоступна для сотен тысяч детей, так как правительство продолжает держать курс на всеобщее платное образование.

Уже сегодня многие услуги в школе стали полностью платными.

За рамки обязательных предметов выведены все развивающие дисциплины.

Мы являемся свидетелями постоянных поборов на всех уровнях. И это будет продолжаться до бесконечности, пока наши доморощенные «реформаторы» под диктовку своих заокеанских наставников будут уверять нас в том, что образование – это не важнейшая социальная функция государства, а всего лишь сфера платных услуг.

В прошлом году исполнилось 50 лет со дня отмены платы за обучение в школах и вузах. То есть всего одно поколение советских людей (1956-1991 гг.) получило бесплатное образование. Однако за этот короткий период СССР стал второй мировой сверхдержавой, а по некоторым показателям, первой.

Еще и еще раз задаю себе вопрос:

Кому и зачем нужна гибель отечественной школы?

И ответ на этот вопрос вполне очевиден.

Через 25-30 лет не только у нас, но и во всем мире не останется никаких природных ресурсов. Главным богатством станут новые информационные технологии и научные разработки. Однако к этому моменту в нашей стране камня на камне не останется от фундаментальной классической системы образования. И население великой державы превратится в людей третьего сорта, способных только обслуживать своих новых, прибывших из-за рубежа в поисках более благоприятных  жизненных пространств, хозяев.

Но это будет совершенно другая страна, в которой уже некому и незачем будет преподавать «Основы православной культуры»…

Сергей Комков