Прежде всего, школа должна научить ребёнка думать

С моей точки зрения, основными проблемами современного образования являются:

– так называемая «инфляция образования»;

– низкий уровень остаточных знаний;

– оторванность теории от практики;

– бессистемность и мозаичность преподаваемых материалов.

Инфляция образования (особенно высшего) – это когда наличие диплома не гарантирует ни высокого интеллекта, ни эрудированности, ни качественных профильных знаний. Произошло это в 90-х, когда открылось огромное количество частных ВУЗов, не ставивших задачу давать качественное образование, а попросту торговавших дипломами. Полностью это явление не изжито до сих пор.

С другой стороны, немалая часть школьников и студентов не мотивированы в получении знаний, их задача – не выучиться, а «получить корочку».

Между тем мой личный опыт и опыт большинства моих знакомых показывает, что за почти 20 лет после окончания ВУЗа никто никогда не смотрел на мои дипломы.

Всех всегда интересовало, что я знаю и умею.

Второй момент – это изменение самой постановки задачи обучения, которая на сегодняшний день условно звучит так: «засунуть в голову ученику побольше знаний».

В результате лучшие результаты показывают те, кто действует по принципу «трёх Зе» – зазубрив/здав/забув (зазубрил-сдал-забыл).

На выходе имеем уровень остаточных знаний ниже 25%, плюс абсолютное неумение думать и самостоятельно учиться.

Поэтому основными задачами обучения в школе (кроме базовых вещей типа научить писать и считать) должно стать:

– научить думать;

– научить учиться.

То есть ввести в школьный курс обучения основы логики и педагогику (как науку о методах обучения и самообучения).

Третий момент – во всех практических предметах (математика, физика, химия и даже труд и физкультура) добиваться формирования устойчивых навыков решения задач.

Знание теории позволяет формировать умение решения задач (правильную последовательность действий), а многократное повторение умения приводит к формированию навыка.

Когда меня учили, эта цепочка называлась ЗУН – знание/умение/навык. В результате того, что преподаватель математики заставляла нас решать по 70-80 однотипных уравнений, меня и сейчас ночью разбуди – и я биквадратное уравнение решу, и интеграл возьму, и производную с первообразной найду.

Опять же, нужно всегда объяснять практический смысл получаемых знаний.

Например, вся математика, которую у нас чаще всего преподают как некий набор абстракций, имеет физический смысл, без понимания которого стать хорошим математиком просто невозможно.

Умение мыслить логично и системно важнее механического запоминания формул и определений.

Помню, я очень плохо подготовился к экзамену, и не выучил доказательство теоремы Крамера. Но посидев полчаса и подумав логически я доказал её самостоятельно!

Математика логична. Поэтому я просто не понимаю, как можно преподавать математику, не преподавая логику?

Повторюсь: всего три навыка – чтения, логического мышления и умения самостоятельно обучаться (находить и системно усваивать информацию) – позволяют человеку в дальнейшем самостоятельно изучить практически любую отрасль знаний и освоить большинство профессий (если это, конечно, позволяют его физические кондиции).

А уже дальше к этому «прикручиваются» естественные и гуманитарные науки – для всестороннего развития личности.

А ещё нужно правильно расставлять приоритеты. Если вы не помните точную дату, когда произошла Куликовская битва – это не страшно. Гораздо важнее – понимать предпосылки и последствия этого события.

Ещё раз: школа должна научить думать и научить учиться. Всё остальное – приложится.

Дмитрий Донской, доцент кафедры «Охрана труда» НТУ ХПИ

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!