Прежде всего, школа должна научить ребёнка думать

С моей точки зрения, основными проблемами современного образования являются:

– так называемая «инфляция образования»;

– низкий уровень остаточных знаний;

– оторванность теории от практики;

– бессистемность и мозаичность преподаваемых материалов.

Инфляция образования (особенно высшего) – это когда наличие диплома не гарантирует ни высокого интеллекта, ни эрудированности, ни качественных профильных знаний. Произошло это в 90-х, когда открылось огромное количество частных ВУЗов, не ставивших задачу давать качественное образование, а попросту торговавших дипломами. Полностью это явление не изжито до сих пор.

С другой стороны, немалая часть школьников и студентов не мотивированы в получении знаний, их задача – не выучиться, а «получить корочку».

Между тем мой личный опыт и опыт большинства моих знакомых показывает, что за почти 20 лет после окончания ВУЗа никто никогда не смотрел на мои дипломы.

Всех всегда интересовало, что я знаю и умею.

Второй момент – это изменение самой постановки задачи обучения, которая на сегодняшний день условно звучит так: «засунуть в голову ученику побольше знаний».

В результате лучшие результаты показывают те, кто действует по принципу «трёх Зе» – зазубрив/здав/забув (зазубрил-сдал-забыл).

На выходе имеем уровень остаточных знаний ниже 25%, плюс абсолютное неумение думать и самостоятельно учиться.

Поэтому основными задачами обучения в школе (кроме базовых вещей типа научить писать и считать) должно стать:

– научить думать;

– научить учиться.

То есть ввести в школьный курс обучения основы логики и педагогику (как науку о методах обучения и самообучения).

Третий момент – во всех практических предметах (математика, физика, химия и даже труд и физкультура) добиваться формирования устойчивых навыков решения задач.

Знание теории позволяет формировать умение решения задач (правильную последовательность действий), а многократное повторение умения приводит к формированию навыка.

Когда меня учили, эта цепочка называлась ЗУН – знание/умение/навык. В результате того, что преподаватель математики заставляла нас решать по 70-80 однотипных уравнений, меня и сейчас ночью разбуди – и я биквадратное уравнение решу, и интеграл возьму, и производную с первообразной найду.

Опять же, нужно всегда объяснять практический смысл получаемых знаний.

Например, вся математика, которую у нас чаще всего преподают как некий набор абстракций, имеет физический смысл, без понимания которого стать хорошим математиком просто невозможно.

Умение мыслить логично и системно важнее механического запоминания формул и определений.

Помню, я очень плохо подготовился к экзамену, и не выучил доказательство теоремы Крамера. Но посидев полчаса и подумав логически я доказал её самостоятельно!

Математика логична. Поэтому я просто не понимаю, как можно преподавать математику, не преподавая логику?

Повторюсь: всего три навыка – чтения, логического мышления и умения самостоятельно обучаться (находить и системно усваивать информацию) – позволяют человеку в дальнейшем самостоятельно изучить практически любую отрасль знаний и освоить большинство профессий (если это, конечно, позволяют его физические кондиции).

А уже дальше к этому «прикручиваются» естественные и гуманитарные науки – для всестороннего развития личности.

А ещё нужно правильно расставлять приоритеты. Если вы не помните точную дату, когда произошла Куликовская битва – это не страшно. Гораздо важнее – понимать предпосылки и последствия этого события.

Ещё раз: школа должна научить думать и научить учиться. Всё остальное – приложится.

Дмитрий Донской, доцент кафедры «Охрана труда» НТУ ХПИ