Портрет современного школьника

Сейчас учителям литературы стало особенно трудно преподавать свой предмет…

0003-004-nachalo-uroka

Мы приходим к школьникам с большими, многостраничными и очень развёрнутыми текстами, причём развернутыми линейно, без всяких дополнительных уровней.

Но на молодежь сейчас большее влияние оказывают тексты другого типа, которые существуют в логике развертывания соцсетей вроде Facebook или ВКонтакте.

То есть это – маленькие тексты с возможностью проваливаться по гиперссылкам.

То есть современным школьникам, с одной стороны, трудно воспринимать большие линейные тексты, а с другой, очень многие дети сейчас живут на пересечении сразу нескольких временных потоков – не в одной реальности, а в нескольких.

Они, скажем, сидят на уроке, и тут же со своего телефона обмениваются СМС-ками, у них есть Facebook, у них есть какой-то чат, то есть у них есть три-четыре реальности сразу.

И дети привыкли бояться потерять это состояние множественных реальностей.

И если большинство подростков оставить сегодня без гаджетов, то у них начнется ломка.

Для них, например, совершенно непонятно – КАК Пушкин жил в ссылке?

Чем он там занимался?

Как он там вообще мог жить без компьютера и Инета?…

И потом, раньше дети сдавали экзамены по всем предметам, и у них было ощущение, что так надо, так принято.

Они знали, что в школе сначала читают книги, а потом неизбежно пишут сочинение. И это не подлежало обсуждению. И эта необходимость хоть как-то мотивировала школьников читать книги.

А сейчас писать сочинения не надо – так зачем большинство вообще будет открывать тексты произведений?

Но ведь образования не бывает без последовательных, часто трудных усилий.

Помните, как Пушкин сказал устами Сальери, что он добивался в музыке успеха «усильным, напряженным постоянством».

На мой взгляд, это хорошее определение образования. Оно возможно, только если есть мотивация.

Увы, сейчас в системе образования сделано всё, чтобы этой мотивации не было. Поэтому сегодня духовное спасение учеников – только в руках самих учителей.

 

В свое время Александр Блок, когда только начинал ухаживать за актрисой Любовью Дельмас, написал ей в письме: «Чтобы нам было с Вами интересно, Вы читайте Пушкина, прозу Лермонтова и Толстого, и еще Достоевского…».

Вот он уже сразу назвал стандарт!

Он назвал не кого-то из новомодных писателей, которых и тогда уже были сотни, а именно – классиков.

Без них нельзя.

И классику сбрасывать с корабля современности тоже нельзя, потому что она удивительно современна, актуальна, просто надо подойти к ней по-современному. И всё тогда становится на свои места – и детям тогда интересно, и эти произведения, оказывается, затрагивают то, что их волнует.

Самое главное, не надо учителям постоянно меняться в угоду того, что нам диктуют.

Кто-то недавно очень удачно сказал, что учителя сейчас работают в окопах. А что поделаешь? Ничего. И так было всегда. Всегда личность решала всё.

А все остальное – только внешние помехи.

То есть важно, КАК учитель будет вести урок. А какая при этом будет «стандартная программа» – это уже вопрос второй.

 

Например, после окончания института я не представлял, как буду преподавать литературу без Пастернака – его в программе не было, но я его всё равно давал школьникам.

И вот приходит проверяющая и спрашивает: «У нас что, Пастернак разрешен?»

«Нет, – отвечаю, – не разрешён».

Проверяющая пошла к директору, и та потом меня вызвала, мы пообщались, и она говорит: «Вы в бумагах пишите то, что надо, а давайте то, что хотите», – и все.

 

Я считаю, что современному учителю надо убрать своего «чёрного человека», своего внутреннего проверяющего и просто быть смелее. Тогда самому учителю будет интереснее.

 

Если молодой человек в школьные годы не пропустил через своё сердце достойные подражания образы литературных героев, в его душе он никогда не сформируются идеалы красоты и благородства, он никогда не станет патриотом своей страны, потому что это априори невозможно в отрыве от любви к собственной культуре и традициям.

Без этого, современная школа и дальше будет плодить инфантилов – бездушных пустых потребителей.

 

Сегодняшний среднестатистический школьник – это, прежде всего, пассивный потребитель информации. Учитель даёт, ученик берёт. И мы так привыкли к подобному положению, что оно представляется чуть ли не законом природы.

Обучение в большинстве сегодняшних школ – это снабжение учащихся готовыми ответами без поставленных учеником вопросов.

Стоит ли удивляться тому, что знаменитые детские «почему» исчезают в школе – так же, как в ней сиротливо прячется познавательная активность личности ученика.

Знаменитые «почемучки» именно потому и остаются в дошкольном детстве, что у них на жизненном пути устанавливается шлагбаум «ответы без вопросов»…

 

Сергей Волков, учитель русского языка и литературы

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!