Портрет современного школьника

Сейчас учителям литературы стало особенно трудно преподавать свой предмет…

0003-004-nachalo-uroka

Мы приходим к школьникам с большими, многостраничными и очень развёрнутыми текстами, причём развернутыми линейно, без всяких дополнительных уровней.

Но на молодежь сейчас большее влияние оказывают тексты другого типа, которые существуют в логике развертывания соцсетей вроде Facebook или ВКонтакте.

То есть это – маленькие тексты с возможностью проваливаться по гиперссылкам.

То есть современным школьникам, с одной стороны, трудно воспринимать большие линейные тексты, а с другой, очень многие дети сейчас живут на пересечении сразу нескольких временных потоков – не в одной реальности, а в нескольких.

Они, скажем, сидят на уроке, и тут же со своего телефона обмениваются СМС-ками, у них есть Facebook, у них есть какой-то чат, то есть у них есть три-четыре реальности сразу.

И дети привыкли бояться потерять это состояние множественных реальностей.

И если большинство подростков оставить сегодня без гаджетов, то у них начнется ломка.

Для них, например, совершенно непонятно – КАК Пушкин жил в ссылке?

Чем он там занимался?

Как он там вообще мог жить без компьютера и Инета?…

И потом, раньше дети сдавали экзамены по всем предметам, и у них было ощущение, что так надо, так принято.

Они знали, что в школе сначала читают книги, а потом неизбежно пишут сочинение. И это не подлежало обсуждению. И эта необходимость хоть как-то мотивировала школьников читать книги.

А сейчас писать сочинения не надо – так зачем большинство вообще будет открывать тексты произведений?

Но ведь образования не бывает без последовательных, часто трудных усилий.

Помните, как Пушкин сказал устами Сальери, что он добивался в музыке успеха «усильным, напряженным постоянством».

На мой взгляд, это хорошее определение образования. Оно возможно, только если есть мотивация.

Увы, сейчас в системе образования сделано всё, чтобы этой мотивации не было. Поэтому сегодня духовное спасение учеников – только в руках самих учителей.

 

В свое время Александр Блок, когда только начинал ухаживать за актрисой Любовью Дельмас, написал ей в письме: «Чтобы нам было с Вами интересно, Вы читайте Пушкина, прозу Лермонтова и Толстого, и еще Достоевского…».

Вот он уже сразу назвал стандарт!

Он назвал не кого-то из новомодных писателей, которых и тогда уже были сотни, а именно – классиков.

Без них нельзя.

И классику сбрасывать с корабля современности тоже нельзя, потому что она удивительно современна, актуальна, просто надо подойти к ней по-современному. И всё тогда становится на свои места – и детям тогда интересно, и эти произведения, оказывается, затрагивают то, что их волнует.

Самое главное, не надо учителям постоянно меняться в угоду того, что нам диктуют.

Кто-то недавно очень удачно сказал, что учителя сейчас работают в окопах. А что поделаешь? Ничего. И так было всегда. Всегда личность решала всё.

А все остальное – только внешние помехи.

То есть важно, КАК учитель будет вести урок. А какая при этом будет «стандартная программа» – это уже вопрос второй.

 

Например, после окончания института я не представлял, как буду преподавать литературу без Пастернака – его в программе не было, но я его всё равно давал школьникам.

И вот приходит проверяющая и спрашивает: «У нас что, Пастернак разрешен?»

«Нет, – отвечаю, – не разрешён».

Проверяющая пошла к директору, и та потом меня вызвала, мы пообщались, и она говорит: «Вы в бумагах пишите то, что надо, а давайте то, что хотите», – и все.

 

Я считаю, что современному учителю надо убрать своего «чёрного человека», своего внутреннего проверяющего и просто быть смелее. Тогда самому учителю будет интереснее.

 

Если молодой человек в школьные годы не пропустил через своё сердце достойные подражания образы литературных героев, в его душе он никогда не сформируются идеалы красоты и благородства, он никогда не станет патриотом своей страны, потому что это априори невозможно в отрыве от любви к собственной культуре и традициям.

Без этого, современная школа и дальше будет плодить инфантилов – бездушных пустых потребителей.

 

Сегодняшний среднестатистический школьник – это, прежде всего, пассивный потребитель информации. Учитель даёт, ученик берёт. И мы так привыкли к подобному положению, что оно представляется чуть ли не законом природы.

Обучение в большинстве сегодняшних школ – это снабжение учащихся готовыми ответами без поставленных учеником вопросов.

Стоит ли удивляться тому, что знаменитые детские «почему» исчезают в школе – так же, как в ней сиротливо прячется познавательная активность личности ученика.

Знаменитые «почемучки» именно потому и остаются в дошкольном детстве, что у них на жизненном пути устанавливается шлагбаум «ответы без вопросов»…

 

Сергей Волков, учитель русского языка и литературы