Пора переосмыслить главную задачу школы

Людям свойственно болеть. Любому обществу свойственно переживать кризисы.

Упадок не обходит стороной ни одну сферу человеческой жизни. Но из точки бифуркации, как известно, два выхода: дальнейшее падение и печальный финал, либо преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень.

На таком распутье находится сейчас и наша школьная система образования.

Убеждён, что очень многие видят и понимают, в какой тупик зашла школа со времён перестройки и начала «демократизации» общества через насаждение чуждых нашей культуре либерально-рыночных ценностей.

Но говорим мы об этом мало и неохотно, уподобляясь больному, не желающему даже самому себе признаться в тяжёлом диагнозе. Но диагноз этот огласить крайне необходимо, чтобы перейти к следующей стадии – стадии планирования лечения.

Нет нужды в очередной раз описывать, как важен институт школы для отдельно взятого человека и для общества в целом, какую важную роль играло образование на протяжении веков.

Пройдя тысячелетний путь от монастырских училищ до современных высокотехнологичных образовательных организаций, школа накопила колоссальный опыт работы с детьми.

Но почему сегодня школа сдаёт свои позиции?

Почему она стремительно теряет авторитет и рычаги влияния на подрастающее поколение?

И, наконец, способна ли сегодня обычная школа воспитывать детей?

Если рассматривать процесс воспитания как комплекс эффективных мер по воздействию на подрастающее поколение, систематически приносящих положительный результат, то вывод будет неутешительным.

На наших глазах традиционная система школьного образования уходит в прошлое и формируется новая.

Контуры этой формирующейся системы просматриваются уже сейчас на примере новых подходов, стандартов и требований к школьному образованию.

Меняется сам тип взаимодействия учителя и ученика.

Отношение к учителю, воспетое Валентином Распутиным в рассказе «Уроки французского», уходит в прошлое.

Из учителей стремятся сделать менеджеров, а детям путём целенаправленной пропаганды навязывается потребительское отношение к школе.

Проектировщики «прекрасного нового мира» встраивают школу в один ряд с другими организациями: в парикмахерской ребёнка стригут, в кинотеатре – показывают фильмы, а в школе – дают знания. Пока что за государственный счёт.

Где уж тут место сакральному образу учителя?  «Ты мне услугу оказывай, а не жизни учи»!

Рано или поздно такие заявления учеников станут вполне заурядными – к этому ведёт вся логика построения школы нового типа.

Под внешне благими намерениями школу планомерно лишают наиважнейших воспитательных функций.

Например, закон «Об образовании» запрещает привлекать детей без их согласия к дежурству по классу. Но из поколения в поколение школьники осуществляли дежурство, привыкая убирать помещения, в которых занимаются.

Где-то через принуждение, где-то через порицание, но дети шли, убирались, получая элементарные трудовые навыки. Теперь дежурство – добровольное занятие, принуждать к которому – незаконно (нарушение прав ребёнка!).

Во многих школах стало нормой, что дети не проводят даже генеральную уборку один раз в четверть. И возникает вопрос: от чего авторы данного закона планировали «защитить» детей: от принудительного труда или от трудовых навыков?!

Некоторые родители положительно оценивают подобные нововведения в школах. Но здесь уместно вспомнить библейское предупреждение, ставшее народной поговоркой: «Что посеешь – то и пожнёшь» (Гал. 6:7). А ведь к преклонным годам каждому родителю предстоит собирать свой «урожай».

Как бы ни пыталось телевидение формировать в общественном сознании картинку государства, которым можно гордиться, но интернет, из которого черпает информацию подрастающее поколение, пестрит вопиющими фактами социальной несправедливости и прочих негативных явлений.

Большой популярностью в интернете пользуются видеоролики, рассказывающие о личных дворцах, самолётах и яхтах высших государственных чиновников и руководителей крупных государственных корпораций.

Подростки понимают, что существующая в стране система крайне несправедлива.

Всё, что наши предки построили, что отстояли ценой своих жизней, вдруг оказалось в руках узкого круга олигархов.

Добавьте к этому подростковый максимализм – и станет понятно, почему подростки легко завлекаются в различные деструктивные организации и движения, и составляют большинство участников любых протестных акций.

Самым вопиющим примером потери школой воспитательных функций является статистика разводов: большинство заключаемых в наше время браков распадается.

Казалось бы, причём здесь школа?

Но кризис института семьи напрямую связан со школой, т.к. именно в школьный период закладывается фундамент будущей взрослой жизни.

Современных школьников, за редким исключением, не обучают различать такие понятия как «любовь» и «влюблённость», не готовят к созданию семьи, к неизбежным трудностям и испытаниям на пути семейного домостроительства.

Молодёжной политикой в стране занимаются развлекательные телепрограммы, где все формы человеческого разврата выставлены напоказ, приправлены низкопробным юмором и зачастую позитивно окрашены.

На протяжении нескольких лет всех детей учат физике и математике, из всех разделов которых подавляющему большинству из них пригодится лишь уверенное знание таблицы умножения и основ геометрии, но совершенно не учат основам семейной жизни – хотя как раз именно с этим в будущем и встретится КАЖДЫЙ школьник.

Существующий чудовищный парадокс, который третье десятилетие подряд не хотят замечать чиновники от образования,  и породил всю эту чудовищную статистику разводов.

Это и неудивительно. Любой сериал, любой современный фильм как под копирку повторяет одни и те же постельные сцены.

Как легко наше общество смирилось с грязью и пошлостью, льющейся с телеэкранов вот уже почти 30 лет.

Ещё живы ветераны Великой Отечественной, а пошлость проникла даже в современные фильмы о войне.

Психологи по радио и телевидению рассказывают о пользе ранних половых отношений, как способе побороть подростковые комплексы, советуют родителям, как можно раньше начинать вести беседы с детьми о сексе, рассказывать им про важность контрацепции.

Ау, благочестивые родители!

Любящие отцы и матери!

Вы какой возраст выбираете своему чаду для начала половой жизни? 15, 14, 13…?

А, может быть, вы мечтаете выдать замуж целомудренную девушку-дочку за целомудренного юношу, передать своё сокровище в чистые и достойные руки?

Если так, то за это право сегодня  нужно бороться.

Что же можем сделать мы, живущие в стране, о которой старшеклассники говорят: «Здесь нет перспектив, надо валить»?

В первую очередь, надо поставить вопрос: чему учат и чему НЕ учат наших детей в школе.

Если мы хотим достойного будущего для наших детей, то очевидна необходимость возврата к традиционному воспитанию, традиционным ценностям и нормам.

Почти 30 лет нам навязывают западно-либеральную модель общества, и лишь слепой не видит, в какой тупик мы зашли, руководствуясь чужими идеалами.

Беда в том, что эти «слепые вожди слепых» (Мф. 15:14) зачастую отвечают за наше образование.

Например, представители системы образования называют современных детей «поколением Z», транслируя концепцию достаточно спорной американской теории поколений.

Тем самым они вносят ещё больший хаос в воспитательный процесс школ, увеличивая разрыв между возрастными педагогами и учениками, – не говоря уже о том, что нарекают детей буквой, отсутствующей в русском алфавите.

К тому же у большинства современных чиновников – патологическая неприязнь к Православию. А ведь именно Православие – это кладезь наших традиционных ценностей: соборности-коллективизма, нестяжательства, скромности, целомудрия, сострадания, жертвенности и т.д.

Без этих ценностей общество не может быть здоровым.

Ни для кого не секрет, что через фильмы, сериалы, музыку, компьютерные игры и социальные сети детям навязываются деструктивные модели поведения и ложные ценности: индивидуализм, эгоизм, свободные половые отношения, культ славы, денег, развлечений и т.д.

Сегодня достаточно открыть обычный интернет-сайт через незащищённый браузер, и сразу автоматически вылезет самая грязная, самая пошлая реклама.

А вспомните прокатившиеся по стране волны подростковых суицидов и подросткового насилия в школах.

Сколько же ещё нужно нам пережить трагедий, чтобы понять, что все эти страшные явления – звенья одной цепи.

Нам пора осознать, что против наших детей ведётся агрессивная информационная война. И сегодня главная задача школы – защитить детей, вернуть в свои стены высокую воспитательную миссию.

Илья Леонов, бывший директор школы