ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЙДЕРЫ: ТЕХНОЛОГИИ ЗАХВАТА ГОСУДАРСТВ

Политическое рейдерство, «цветные революции», государственные перевороты – характерные явления современных международных отношений. Но именно они порождают такие проблемы, как международный терроризм, информационные и гибридные войны, неоколониализм.

Вся история человечества пронизана войнами и конфликтами, в основе которых лежит борьба за перераспределение ресурсов и сфер политического влияния.

Классическая война представляет собой ведение полномасштабных боевых действий с применением всех комплексов вооружений участвующими сторонами. Такая война непрогнозируема и может перерасти в глобальную.

Классическая война имеет серьёзные побочные эффекты – огромные расходы, разрушения, смерти, и очень негативно влияет на политический имидж и экономики воюющих государств.

Основа современных методов ведения войн – целесообразность – получение максимума выгод с наименьшими затратами, получение контроля над противником без разрушения его ресурсной базы, которая может представлять интерес.

Современный мир прагматичен.

Обычные рейдеры используют захваченные предприятия не для того, чтобы уничтожить, а для того чтобы выгодно их продать или заставить работать в своих интересах.

Зачем нести расходы на боевые действия и оккупацию, создавать комплекс концентрационных лагерей, вывозить к себе миллионы пленных, если можно организовать одну общую резервацию на всей территории подконтрольной страны и спокойно выкачивать её ресурсы?

Это целесообразно.

Строительство такой страны-резервации осуществляется своим же собственным населением, добровольно.

Это гуманно.

ЭТАП ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКОГНОСЦИРОВКИ

Как и в обычном рейдерстве, в любом политическом рейдерстве существует Заказчик захвата конкретного государства, преследующий свои геополитические интересы в данном регионе.

Заказчик – государство или группа государств и стоящие за ними международные финансово-промышленные группы, преследующие свои геополитические интересы.

Геополитические интересы – это военно-стратегические, политические, экономические интересы Заказчика по отношению к другим государствам.

Регион геополитического интереса определяется конкретными политическими игроками, исходя из их текущей расстановки сил и возможных выгод в долгосрочной перспективе.

Предварительный анализ предусматривает изучение геополитической ситуации, расчёт различных комбинаций, вариантов развития событий и рисков – с целью подтверждения возможности реализации интересов Заказчика в данном регионе.

Из ряда региональных государств Заказчик выбирает для захвата оптимальное государство-цель.

Захват государства-цели заключается в навязывании ему внешнего управления – посредством захвата государственной власти ставленниками Заказчика.

ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА-ЦЕЛИ

Государство-цель должно обладать рядом признаков – благоприятных условий для захвата Заказчиком государственной власти.

Вот эти признаки:

  1. География государства-цели – определение роли этого государства в регионе.

Наличие границ с соседними государствами, их протяжённость, определение общей геополитической ценности на перспективу.

  1. Наличие выгодных ресурсов у государства-цели – предприятия, технологии, инфраструктура, земли, природные ресурсы, человеческий потенциал и т.п.

Определение экономического интереса.

  1. Отсутствие чётко выраженной стратегии и курса развития государства-цели.

Если провести аналогию с механикой, «для придания нужного направления телу, находящемуся в состоянии покоя, необходимо меньшее приложение сил, чем для тела, находящегося в движении».

  1. Отсутствие политиков-государственников – наличие в руководстве государства-цели людей недалёкого ума, следствием чего является непонимание ими таких наиважнейших категорий, как «общенациональная идея», «государственный интерес и государственная тайна», «государственное мышление и подход», «геополитика».

Наличие в государстве-цели многолетней порочной практики формирования политиков по принципу негативного отбора (когда народ из двух равно убогих кандидатур вынужден выбирать «меньшее зло»).

  1. Наличие враждующих сильных олигархических групп.

Олигархическая социально-политическая государственная система – основной признак слабого государства и всех его государственных институтов.

  1. Слабость вертикали власти – отсутствие авторитета и политической воли руководства, неэффективное государственное управление и координация, непрофессионализм, неорганизованность, несогласованность работы организационно-штатных государственных структур.
  1. Слабость государственных институтов и механизмов – признак слабости защитных органов государства: полиции, спецслужб, армии.
  1. Отсутствие единого гражданского общества, общенациональных политических лидеров – признак пассивности и разобщённости населения.

Отсутствие реальных механизмов активного участия общества в построении собственного государства, безынициативность, уныние.

  1. Избыточный комплекс внутренних социально-политических противоречий – признаки нестабильности общества и государства, наличия в нём огромного протестного потенциала.
  2. Наличие опорной социально-политической базы Заказчика в государстве-цели – сети некоммерческих (грантоедских) организаций, политических деятелей и сил, оппозиции, партий и движений, общественных представителей, организаций и групп, наличие реальных и потенциальных агентов влияния, выполняющих задачи Заказчика.

ЭТАП АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Технологии «цветных революций» представляют собой стратегию достижения Заказчиком своих геополитических целей в регионе своего политического интереса – без проведения военной операции.

  1. Сбор подробной информации, проверка её достоверности.

Речь идёт об информации о социально-политических процессах в государстве: расстановка сил, ресурсы и влияние политических сил, экономическая ситуация, количество и качество протестных социальных групп, возможности государства и воля общества к сопротивлению захвату власти.

  1. Определение приоритетных целей и ключевых задач для их достижения.

Изучается авторитет и состояние органов действующей власти и политических государственных институтов. Разрабатываются методы дискредитации власти, механизмы внутриполитического кризиса и методы его углубления. Изучаются внутриобщественные противоречия и разрабатываются методы их разжигания.

  1. Определение реальных сил, средств и сроков для достижения целей по захвату власти.

Изучаются и определяются организационные структуры, радикальные и боевые группы, общественные группы поддержки, финансовые и СМИ-ресурсы. Проводятся исследования и определяются методы в областях прикладной психологии и управления массами.

Организовывается внутри- и внешнеполитическое прикрытие провокаций, акций и мероприятий по дестабилизации.

ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Основной приоритет – подготовка и организация скоординированной и управляемой силы, способной снести действующую власть для перехода государства под управление Заказчика.

  1. Общая организация и финансирование – создание сети новых и использование уже имеющихся некоммерческих организаций (НКО) для финансирования и организации мероприятий по захвату государственной власти.

НКО могут действовать под видом социальных, благотворительных, оздоровительных, образовательных, просветительных и иных фондов и организаций.

  1. Расширение опорной социально-политической базы Заказчика – увеличение количества ключевых и авторитетных агентов влияния во всех сферах социальной и политической деятельности государства среди представителей олигархии и бизнеса, политиков и государственных функционеров, общественных деятелей, партий, движений, журналистов, лидеров общественного мнения.

Методы: убеждение, обман, подкуп, вербовка, шантаж, угрозы, компромат, использование «втёмную».

  1. Идеологическая работа внутри социальных групп, предусматривающая обеспечение прироста протестного потенциала из разных групп: профессиональных, национальных, культурных, классовых, возрастных, политических, идеологических, религиозных.

Работа с малыми социальными группами: молодёжные субкультуры, радикальные и фанатские течения, движения, коллективы, группы по интересам.

  1. Структурирование общей социальной протестной силы – формирование организованной и управляемой структуры из бесформенной протестной массы. С этой целью определяются и отбираются наиболее активные, авторитетные представители вышеуказанных политических, социальных и малых групп населения.
  2. Создание идеологической базы протеста – т.е. комплекса мотивирующих на протест требований, постулатов, речёвок, кличей – с обязательным упором на общедоступность и эмоции: «За демократию!», «Долой олигархов!», «Коррупционеры – вон!».

Создание, продвижение, популяризация и раскрутка революционного тренда. Например: «Мы за справедливость! Ты с нами?», «Все уже на площади!», «Вместе мы – сила!» и т.п.

В основе революционной идеологии и мировоззрения должна лежать система ценностей, понятная обычному человеку, но извращённая в интересах заинтересованной стороны – Заказчика.

  1. Подготовка боевых групп – силового элемента протестного движения – его идеологическая и физическая подготовка, отработка навыков уличных столкновений, противодействия полиции, провокации толпы и т.п.

Обкатка навыков в реальных условиях во время тестовых, пробных мероприятий по организации уличных протестов и беспорядков.

  1. Организация работы СМИ – получение контроля над владельцами ключевых масс-медиа, переориентирование работы СМИ в интересах Заказчика:

–  дискредитация представителей действующей власти,

–  дискредитация силовых органов и государственных структур в глазах всего общества. Создание положительного имиджа и информационная раскрутка антигосударственных выступлений, беспорядков, неподчинения власти и насилия.

  1. Предварительные антиправительственные акции – организация комплекса первоначальных, «мирных» протестов и манифестаций.

Цели: оценка эффективности мероприятий, отработка слаженности действий и координации, определение недостатков и внесение организационных корректив.

Определение реакции власти на угрозу.

Провокации властей и сотрудников полиции на жёсткие, непопулярные действия.

Начало раскачки общества через СМИ.

Завершение этапа подготовки и начало перехода протестов в активную фазу «цветной революции» – непосредственно к государственному перевороту.

ЭТАП АКТИВНОЙ ФАЗЫ – «ЦВЕТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

Приоритеты реализации активной фазы: перехват инициативы, скорость, усиление давления. Начиная с этого момента, процесс резко набирает динамику и становится необратимым для Заказчика – он или проиграет, или выиграет, но остановить ход развития событий уже не может – в ход идут все имеющиеся силы и средства.

  1. Время «Ч» – организованный выход на улицы столицы основной части протестующих. Занятие протестующими ключевой позиции – центральной площади или квартала, как знакового центра революционных событий.

Закрепление позиций протестующими – баррикады, палатки.

Позиционные уличные столкновения.

Сосредоточение всего внимания масс-медиа на центре революционных событий.

Появление и раскрутка масс-медиа «лидеров революции» и «непримиримой оппозиции». Выдвижение действующим властям первого пакета социальных и экономических требований от протестующих.

  1. Реакция власти: власть стягивает в столицу подразделения полиции, спецслужб, перекрывает улицы, пытается локализовать протестные выступления с поэтапным выдавливанием протестующих с ключевых позиций.
  2. Акция «первая кровь» – она может быть вызвана: намеренной провокацией со стороны протестующих или глупыми, неуклюжими действиями властей.

Возможны осознанные мероприятия-провокации, организованные агентами влияния – с целью «подставить власть».

Задача «первой крови»: публично обвинить власть в жестокости и авторитаризме, придать протестам динамичный и необратимый характер, повысить градус общественного напряжения, сделать невозможным отступление протестующих.

  1. Информационное прикрытие и поддержка.

Раскрутка в отечественных СМИ – скоординированное, однобокое и массированное освещение событий.

Придание беспорядкам в столице статуса революции, общенародного восстания, исторического события.

Посредством манипуляции сознанием сформировать у населения виртуальную революционную реальность и чувство соучастия в «великих исторических событиях».

Попадание новостей в мировые новостные ленты.

Раскрутка событий в нужном ракурсе международными СМИ.

Придание локальным беспорядкам статуса важных мировых событий.

Создание повода для возможности внешнеполитического прикрытия, организованного Заказчиком.

  1. Реализация внешнеполитического прикрытия – усиление одновременного политического давления на официальную государственную власть со стороны заинтересованных правительств иностранных государств, дипломатов и представителей «всей международной общественности».

Цель: сковывание инициативы действующей власти, принуждение к неприемлемым условиям – переговорам и принятию условий «оппозиции».

Методы давления на власть: угрозы международной изоляции, блокирования личных счетов, публикация компромата и т.п.

  1. Начало утраты инициативы властью.

Нерешительные попытки взять ситуацию под контроль, невнятные заявления, запоздалое принятие пакетов чрезвычайных мер по стабилизации ситуации в государстве.

Неэффективность чрезвычайных мер обусловлена:

–  отсутствием политической воли,

–  нежеланием брать ответственность,

– организационной беспомощностью,

– давлением внешнеполитических сил и международной общественности.

  1. «Момент перелома» – признание официальной властью в лице лидеров «непримиримой оппозиции» полноценной стороны переговоров и обеспечение гарантий их неприкосновенности.

Беспорядкам придаётся законный характер – так называемое признание «права народа на восстание».

Принятие властью ряда требований «оппозиции».

Использование главной ошибки официальной власти – утраты ею инициативы, демонстрации слабости и нерешительности.

Последствия: политическое усиление «непримиримой оппозиции», переход «оппозиции» от социальных требований к политическим ультиматумам, требование полной передачи власти.

  1. Свержение власти.

Задействование всех боевых групп и переход протестов в стадию открытых атак на сотрудников органов правопорядка.

Обеспечение роста числа жертв – с целью вызвать рост агрессии и вовлечь всю протестную массы в уличные бои и погромы.

Выдавливание восставшими подразделений полиции с улиц, захват административных и правительственных зданий, региональных государственных администраций – перехват власти в регионах, захват оружейных складов, отдельных представителей власти.

Следствия: самоустранение представителей власти, бегство из страны с целью самосохранения, вынужденный отказ от власти.

ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

Приоритеты финального этапа: закрепление полученного «государства-актива» за собой, максимальное использование его потенциала и ресурсов в интересах Заказчика.

  1. Перехват государственного управления Заказчиком.

Проведение во власть своих представителей и их раскрутка в СМИ.

Обеспечение легитимности новой власти в глазах населения и международного сообщества.

Назначение и расстановка на ключевые государственные посты лояльных и подконтрольных Заказчику должностных лиц из числа бывшей «непримиримой оппозиции», иностранных агентов и «активистов».

  1. Осуществление политического контроля над государством.

В «государстве-активе» действуют лояльные Заказчику политические и общественные деятели, государственные функционеры, институты, органы власти и СМИ.

«Государство-актив» лишено суверенитета – то есть возможности проводить самостоятельную политику.

Следствие: невозможность определять государством выгодную для себя экономическую стратегию; поставленные Заказчиком политические марионетки и назначенцы непопулярны у подавляющего большинства населения, что позволяет Заказчику в любой момент заменить их на более удобные фигуры.

  1. Реализация экономических интересов Заказчика.

Подписание разорительных, кабальных торговых и экономических соглашений.

Устранение Заказчиком конкурентных наукоёмких, стратегически важных производств, расторжение прежних выгодных сотрудничеств и экономических связей.

Принуждение в условиях острого дефицита финансовых ресурсов и падения экономики к разорительным кредитным соглашениям с МВФ – под гарантии национальных стратегических ресурсов.

Способствование расхищению кредитов и выводу капитала из страны представителями «новой власти» – с целью развития ещё большей экономической и финансовой зависимости и обесценивания госактивов.

Принуждение к подписанию грабительских соглашений и контрактов по вывозу стратегических государственных ресурсов (лес, чернозём).

Последствия: разорение национальных производств, отток капитала, безработица, сворачивание социальных программ, образования, медицины, тотальное повышение цен для населения, падение национальной валюты, отток специалистов и активной части общества за рубеж, нищета, обесценивание жизни населения, вымирание.

  1. Реализация военно-политических интересов Заказчика.

Изменение баланса сил в регионе в пользу Заказчика – появление послушного инструмента давления на соседние государства в своих геополитических интересах.

Возможность использования захваченного государства в качестве плацдарма для военно-политического и национально-культурного противостояния с соседними государствами. Последствия: пропаганда и разжигание ненависти, милитаризация и раскол общества, утрата территорий, катастрофическая криминогенная ситуация, неконтролируемые вооружённые группы, правовой беспредел, власть улицы, хаос, угроза государственного распада.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно ли успешно противодействовать технологиям политического рейдерства и «цветных революций»?

Опыт последних лет (события в Беларусии, РФ, Турции, Сирии и Китае) показывает, что противостоять такой угрозе и нужно, и вполне возможно. Но для этого необходимы: политическая воля государства и гражданского общества, своевременное решение социально-политических и национально-культурных проблем, диалог общества и власти, профессионализм и понимание служебного долга сотрудниками спецслужб и силовых ведомств.

Но самое главное – каждый человек, который вдруг захочет увидеть себя героем «Новой Великой революции», должен запомнить для себя три важные истины:

  1. Революционный снос власти и государственной вертикали под любыми лозунгами «демократии», «свободы слова» и «всеобщей справедливости» – это то же самое, что обмен своего дома на яркие занавески. После того, как ты потеряешь свой дом – их негде и некуда будет вешать.
  2. Государство – очень сложный механизм. Поэтому решение внутренних государственных проблем с помощью революций схоже на попытки починить старинный часовой механизм с помощью лома.
  3. Ни одна иностранная держава не заинтересована в разрешении любых внутренних социально-политических проблем другого государства – это закон!

И самое главное:

  1. В любой стране есть и Конституция, и Уголовный кодекс, в которой есть статьи о недопустимости любых действий, направленных на «насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти».

Поэтому для того, чтобы никакие «активисты», купленные Заказчиками, не ввергали общество в революционный хаос, нужно просто выполнять закон. И для этого государство должно использовать весь свой правовой и силовой ресурс – невзирая на визг, искусственно поднимаемый (якобы) «мировой общественностью».

Материал подготовлен ЦСИ ХОООРК