Поколение Z

В 1991 году американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус практически одновременно и независимо друг от друга разработали так называемую теорию поколений. О том, что это такое, и как данная теория проецируется, в частности, на наше с вами общество – вы узнаете, прочитав эту статью.

Вы узнаете, каких людей следует относить к тому или иному типу поколений, а также – каковы особенности каждой из этих групп.

Поколение – это группа людей, которые родились в определённый период времени, испытали на себе влияние одних и тех же событий, особенностей воспитания и обладают похожими ценностями.

Именно эти факторы во многом определяют наше поведение, манеру общения, способ разрешения конфликтов, цели и мотивации.

У каждого поколения есть свои характерные признаки, по которым они отличаются друг от друга.

В настоящее время социальная психология выделяет следующие типы поколений (в скобках указаны годы рождений).

  • Поколение победителейстроителей») (1900 – 1923).
  • Молчаливое поколение («потерянное») (1923 – 1943).
  • Поколение беби-бумеров послевоенное») (1943 – 1963).
  • Поколение Хнеизвестное») (1963 – 1984).
  • Поколение Yмиллениумы») (1984 – 2000).
  • Поколение Zдомоседы») (c 2000).

Остановимся на каждом поподробнее.

Поколение победителей (1900 – 1923)

Базовые ценности людей, принадлежащих к данному поколению, формировались до середины 30-х годов прошлого века. На эти годы, как мы помним, пришлись революции, Гражданская война, коллективизация, борьба с Церковью, голод, электрификация.

Этих людей отличают трудолюбие, ответственность, вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, категоричность суждений.

Деньги для них ценностью не являются, потому что за время их жизни деньги неоднократно обесценивались, становились бумажками, и люди много раз теряли всё, что наживали годами.

Молчаливое поколение (1923 – 1943)

Ценности этих людей формировались до середины 50-х годов – время Великой Отечественной войны, сталинских репрессий, тотальной разрухи и послевоенного возрождения.

Семья для них – понятие святое. Только в семье они могут говорить на любые темы, обсуждать проблемы и рассказывать политические анекдоты.  Вне дома они будут молчать и внимательно себя контролировать.

Отсюда и название поколения – молчаливое.

Открытие в их время антибиотиков внушило им веру во всесильность медицины и безоговорочное уважение к врачам.

Слова докторов – для них закон. Да и в целом, люди молчаливого поколения очень законопослушны.

Поколение беби-бумеров (1943 – 1963)

События, оказавшие наибольшее влияние на формирование ценностей людей данного поколений – победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», покорение космоса, единые стандарты обучения в школах и гарантированное бесплатное медицинское обслуживание.

Своё название поколение получило из-за послевоенного всплеска рождаемости.

Эти люди выросли в настоящей супердержаве. Они верили в свою страну так, как не верили в неё ни до них, ни после них.

Беби-бумеры – оптимисты, командные, коллективные люди.

Их любимые виды спорта – футбол и хоккей.

Лучший отдых – туризм.

Для этих людей очень важна «статусность» вещей.

К примеру, если у представителя этого поколения появились хорошие швейцарские часы – он считает, что это серьёзно продвинуло его на пути жизненного успеха.

В его понимании всё должно быть консервативно и предсказуемо: квадратное – квадратно, а перпендикулярное – перпендикулярно. Швейцарские часы, сделанные в Китае – это нонсенс!…

Поколение Х, или «Неизвестное поколение» (1963 – 1984)

Люди этого поколения росли в период «железного занавеса», застоя, холодной войны, войны в Афганистане, появления наркотиков, начала перестройки.

На их время пришлось и такое важное явление, как бум разводов.

Семейные ценности в это время очень пошатнулись, многие женщины стали заниматься бизнесом, стремиться к самостоятельности.

«Иксы» – это как раз то поколение, которое заряжало воду через телевизор (когда в 90-х годах стал популярен Алан Чумак), кодировалось от алкоголизма и массово «исцелялось» у телеэкранов во время сеансов Анатолия Кашпировского.

Главное качество «иксов» – самостоятельность, готовность к переменам, расчёт только на собственные силы.

Такие особенности во многом сформированы их родителями-трудоголиками, в головы которых в своё время было «вбито», что отдать долг Родине важнее, чем забота о своих чадах. Чтобы им ничего не мешало, и были придуманы детские сады.

Поэтому дети поколения X часто гуляли по городу одни, сами готовили себе еду. Становясь взрослыми, они с большим трудом просили о помощи кого-либо, предпочитая рассчитывать исключительно на себя.

Как правило, «иксы» индивидуалисты и не любят толпу.

Особенно это отражается на выборе вида спорта: мальчики идут в бокс, девочки – в гимнастику.

Также поколение X принято считать циниками и прагматиками.

Патриотизм «иксов» выражен гораздо слабее, чем у предшественников (чтобы понять причины этого – ещё раз взгляните на перечень событий, пришедшихся на время их взросления).

Родина для «икса» – это, в первую очередь, малая родина (семья, близкий круг друзей).

Поколение Y («поколение Миллениум», «поколение Next») (1984 – 2000)

На время их детства и взросления пришлись распад СССР, перестройка, лихие 90-е, теракты, военные конфликты, международный финансовый кризис, безработица, поп-культура, бурное развитие компьютерных технологий, видеоигр, интернета, мобильных телефонов, цифровых технологий и социальных сетей.

Наркомания, табакокурение, алкоголизм вышли в ряд основных проблем.

Важнейший аспект – глобализация, стирание границ, нивелирование национальных различий и традиций.

Представители поколения Y очень похожи на представителей поколения Победителей – такие же категоричные.

Важная особенность: почти все представители поколения Y не приучены к самостоятельности, которая была присуща их отцам («иксам») и дедушкам («бумерам»). Они выросли уверенными в собственной ценности.

В связи с тем, что в период их взросления внешняя среда вокруг них менялась очень быстро, им стали присущи такие черты, как желание получать немедленное вознаграждение за проделанную работу и абсолютное неверие в отдалённую перспективу.

Ещё один важный аспект для «игреков» – это мода, бренды.

«Игрек» прекрасно разбирается в моде и точно знает – что сейчас модно, а что – нет.

Даже зная, что аспирин разных производителей не отличается друг от друга по химическому составу, он выберет аспирин более модной марки.

Даже спортом он занимается не для того, чтобы победить, быть здоровым или лучше выглядеть, а потому, что это либо модно, либо даёт яркие эмоции (неслучайно поколение Y любит ролики, скейты и… роуп-джампинг!).

Поколение Z (c 2000 – по сей день)

Про это поколение пока известно немного, так как ценности даже самых старших представителей поколения Z находятся ещё в процессе формирования в условиях мирового финансового кризиса,  создания всё новых торговых сетей, стремительного строительства всемирного (глобального) общества потребления, развития цифровых и нанотехнологий.

То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z – уже настоящее.

Это первое по-настоящему цифровое поколение.

Для них интернет не ограничивается домашним компьютером и доступен им в любой момент – благодаря новым мобильным телефонам, смартфонам или карманным устройствам.

К тому же поколение Z – первое поколение, полностью родившееся во времена глобализации и постмодернизма.

Характерные черты людей Z:

  • индивидуализм, инфантилизм, наглость, нарциссизм, эгоизм, отсутствие потребности в живом общении;
  • повышенная возбудимость, склонность к аутизации (по их же признаниям, всё, что им требуется – отдельная комната, так как общество людей им мучительно);
  • стремятся делать одновременно несколько дел (писать сообщение, слушать музыку, играть в компьютерную игру и учить уроки), страдая гиперактивностью и дефицитом внимания – они не могут сосредоточиться ни на чём мало-мальски длительное время;
  • нацеленность на быстрый результат;
  • неусидчивость и нетерпеливость;
  • плохая бытовая ориентация (вследствие родительской гиперопеки);
  • вера в свою исключительность и неповторимую индивидуальность;
  • стремление к комфорту;
  • тяжело преодолевают жизненные трудности, упорный труд не для них;
  • считают, что построение глобальных перспектив неоправданно – важно жить сегодняшним днем;
  • не признают авторитетов, с родителями стремятся строить просто дружеские партнёрские отношения;
  • не воспринимают критику;
  • фиксируют своё внимание на информации не более 8 секунд.

Если предыдущие поколения воспитывались на книгах, то Z с годовалого возраста осваивают планшеты и смартфоны.

Их называют Homelanders (домоседы), потому что большую часть своего времени они проводят в Сети – играя в игры онлайн и общаясь в соцсетях с такими же «цифровыми аборигенами».

Читать дети Z практически не способны. Максимум, что они могут одолеть – короткую статью, какие-то мини-новости.

И если их родители ещё писали в школе сочинения и изложения, поколение Z реализует себя в формате коротких постов в социальных сетях.

Это привело к тому, что их мышление поверхностно и фрагментарно (так называемое «клиповое» мышление).

Семейные ценности для «домоседов» – далеко не на первых местах, т.к. многие из них взрослели в неполных семьях.

Поколение Z называют «предпринимательским поколением».

При этом подчёркивается желание их представителей скорее строить свои стартапы (проекты, развивающиеся в условиях неопределённости в плане реализации), чем быть погружёнными в «корпоративную рутину».

Люди Z прагматичны и практичны.

Уже понятно, что эти люди не будут строить БАМ, поднимать целину и «ездить на картошку» – как их родители (поколение Х). Они ориентированы в основном только на себя, на свои личные интересы и готовы помогать другим только в том случае, если видят в этом выгоду для себя.

Они склонны искусственно создавать вокруг себя атмосферу позитива и очень не любят, чтобы их «грузили» чужими проблемами…

И всё же, несмотря на вполне оправданную тревогу, связанную с особенностями «оцифрованных людей», приходящим на смену поколениям строителей и созидателей, не стоит забывать о том, что теория поколений – это всё же всё-таки ТЕОРИЯ.

И что самое большое влияние на формирование детей Z всё же оказывают не смартфоны и планшеты, а люди, от которых зависит, ЧТО именно ребёнок возьмёт в руки – смартфон или книгу.

Ольга Милова, психолог