Поколение смартфонов превратилось в стадо неучей

Подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещённость не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов…

12-1

Я работаю с подростками на краткосрочных 10-дневных курсах.

Мои ученики – это ученики старших классов.

Социальный срез – средний класс, дети законопослушных граждан, твёрдо стоящих на ногах.

В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самые элементарные вопросы: как звали последнего русского царя, назови столицу Белоруссии или Эстонии, кто написал «Песнь о вещем Олеге», с кем была Великая отечественная война и когда, назови три музыкальные группы и т. д.

При этом учащимся говорится, что это – небольшой тест на кругозор, в смысле – на интеллект (приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое «кругозор»).

Да что там – какой-то «кругозор»!

Подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещённость не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов…

 

В старшей группе из 15 человек (возраст 14 – 16 лет) только двое знали значение слова «иждивенец». Остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так: «воин», «непослушный», «тот, кто живёт один», «человек, который иждевал», «кто не подчиняется законам», «кто сбежал из тюрьмы», «кто нанялся к бандитам», «кто рано встаёт», «брет» (именно так – «брет сумашечего» в орфографии оригинала)  или просто «не знаю» – ставить прочерки вместо ответов им было запрещено.

 

Я уже писала, что почти никто из школьников не понимает слова «навзничь».

На просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут «дождь пошёл навзничь», «пришёл навзничь» и т. д.

Практически никто не знает слов «кумачовый», «пунцовый», «бирюзовый», «толчёный»…

А вчера выяснилось, что так же точно практически никто в старшей группе, прошу заметить, не знает, что означает слово «попадья».

На прямой вопрос «кто» или «что это такое» в ответ было напряжённое молчание – пришлось предложить варианты ответов.

Одна выбрала ответ: «жена попа». Остальные отвечали так: «это прорубь на реке», «яма на стройке», «след от пули».

Причём второй вариант про яму выбрали сразу шесть человек.

Ни один – внимание! – ни один человек не смог объяснить значение слова «амбразура». Ответы: «это когда вскрывают письма и посылки», «это клетки в зоопарке», «старые ненужные машины», «это когда стреляют сразу много кто»…

 

О том, как звали последнего русского царя, мнения разделились: большинство считает, что это «Петор первый или третий». Чуть меньше, что «Иван Грозный». Кое-кто, что какой-то «Добрыня» (справедливости ради отмечу, что за «Добрыню» проголосовал учащийся из средней группы – 12 лет, шестиклассник).

 

Абсолютное большинство (т.е. все без исключения!), не знают, кто написал «Песнь о вещем Олеге».

Этот вопрос задаём и средним и старшим – разницы нет никакой. Хотя 6 – 7 классы должны были бы знать: у них это программное произведение классе в 5-м было.

Все как один делают большие глаза, по аудитории идёт обеспокоенный шорох, и у всех выражение лиц такое, будто их спрашивают, кто изобрёл атомную бомбу.

Вчерашние ответы (кроме «не знаю»): «крестьянство», «нестер Летописец», «какой-то писатель», «композитор Великий», «музыкант», «никто», «церковные люди», «Виктор Цой».

Автор последнего ответа (12 лет) не знает толком – кто такой Цой. Слышал только, что он «песни поет». А когда он жил узнать у него невозможно, т. к. на вопрос: «Ты полагаешь, что Цой жил ещё до революции?» учащийся не может ответить, т.к. не понимает, что значит «до революции».

Отвечает: «Ну, наверно… я не знаю…»… А на попытку установить, что это за зверь такой – «революция», только пожимает плечами…

 

Зато его одногруппники фамилию «Цой» слышат впервые и вообще не знают, кто это такой.

Ни один из средней группы (12–13 лет) никогда не слышали слово «пресса», а уж выражение «жёлтая пресса» и тем более.

Оно попалось им, когда был словарный диктант.

Я увидела, что один из них пишет вместо «пресса» – «кресо» и спросила, понимает ли он, о чём речь?

Оказалось, что, не зная этих слов, он не так услышал и не стал думать – что же это такое. Когда я спросила, он напрягся, подумал и смущённо пробормотал: «Растение, наверное, дерево какое-то…не знаю!».

Тут выяснилось, что все остальные тоже не знают, хотя написали правильно.

 

В старшей группе ещё есть такой вопрос: «Мандельштам, Коллонтай, Бабель – кто из них женщина?».

Разумеется, эти фамилии все слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз в жизни.

Хотя часто попадаются люди с «рыжей ветки» (одна из линий питерского метро), а там есть улица Коллонтай.

Но это ничего не решает: про улицу-то они, может, и слышали, но не в состоянии соотнести одно с другим.

Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина – это Бабель.

Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Но всё равно в их транскрипции они выглядят так: «Мандель Штамп», «Майдельшталь», «Манданштан»… А вчера наша картотека пополнилась вариантом «Миммельштой»…

Для средней группы вчера вопрос пришлось адаптировать: «Фалафель,  Барто, Пухто – кто из них женщина?».

Так вот, ответ Барто (правда, написано было не Барто, а «Бурто») был только один. Пятеро написали «Пухто» (вариант – «Пахто»).

Большинство предпочли ответ «Фалафель» (у одной – «Палафель»).

 

Существует миф: современные дети мало читают, зато хорошо разбираются в новых системах коммуникаций.

Увы, дальше социальных сетей, приложений и игрушек дело не идёт. И для многих представителей «компьютерного поколения» найти в интернете нужную информацию – большая проблема.

Мы заметили, что на вопрос «Кто изобрёл социальную сеть Фейсбук» сами они ответить не могут – нужны варианты ответов.

Из вариантов предлагаем: Цукерман, Цукерберг, Цукерсон или Цискаридзе?

Казалось бы, фамилия творца самой популярной в мире социальной сети должна быть у всех на устах. Как бы не так!

Отвечают наугад и как попало.

Наши приобретения: наряду с Цукерсонами и Цукерманами вчера у нас появился Сукер сон и Цыцкариджа.

Авторы этих ответов (и других тоже) не поняли даже смысла (!) самого вопроса.

 

Ещё новенькое: чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах,  «где таджики», на востоке, в хатах, на северном полюсе.

А один написал, что нет такого народа – «это бреет» (тот самый, который так же ответил на вопрос про иждивенца). И что попадья – это «бочка на воде»…

 

Советский Союз развалил Сталин, Путин, Ленин, Брежнев, Гитлер (некоторые пишут «немцы»).

Но то, что Великая Отечественная война  была с немцами, тоже знают не все.

Дату один из них (учащийся 8 класса, 14 лет) указал 1941 – 1998 гг., а другой (12 лет) – с 1710 по 2005 год. Но на этот вопрос, чаще всего, ответы правильные.

 

Никто не знает, как называется священная книга у мусульман. Поскольку прочерки ставить нельзя, пишут: «мусульмане»,  «карант», «мангольство», «будда», «молитва», «анти библия», «история», «свитки», «алах» и т. д.

А вчера коллекция пополнилась ответом «кармен» (отвечал ученик 8 класса).

В конце идут вопросы «блиц»: любимая книга, любимый фильм, блюдо и т. д.

Среди блюд лидируют суши, пицца, тирамису, а на вопросы про книгу и фильм почти все ответы такие: «нет».

И если вы думаете, что весь этот ужас не имеет никакого отношения к либеральным реформам образования и к внедрению в образование так называемых «западных стандартов», уверяю вас – вы очень ошибаетесь…

 

Наталья Романова

 

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!