ПОКА ЕСТЬ ВРЕМЯ

Чтобы исцелиться от греха, человеку приходится терпеть страшную муку.

Вот кто-то тебя раздражает – и попробуй изо дня в день не раздражаться.

Что с собой делать?

Ну, для начала хотя бы не подавай виду, что он тебя раздражает.

Не бросай гневных взглядов.

Пусть у тебя голос не дрожит, старайся говорить спокойно.

Да, это мука.

Гораздо проще его оттолкнуть, наговорить ему дерзостей, нахамить – и сразу на душе будет приятно, потому что бес, который возбуждает в душе раздражение, ослабит своё давление.

Он ждёт, когда мы согрешим, вляпаемся в грязь – и тогда немножко отпустит. А потом начнёт снова – и так бесконечная игра: он нас раздражает, мы злобу сорвём – и нам полегчает.

Завтра опять раздражает, и так без конца.

И это будет продолжаться не только до самой смерти, но и после смерти, потому что своё раздражение мы унесём и туда, в тот мир. И эту муку, которую мы терпим, раздражаясь на кого-то – мы будем терпеть вечно.

Вот это и называется вечный огонь.

Это здесь, пока мы в теле, нам есть чем, точнее – посредством чего, злобу срывать.

Здесь-то он тебя раздражает – ты злобу сорвал, и полегчало. А там это невозможно, там раздражение будет в тебе кипеть, а сорвать его будет нечем. Поэтому адская мука – она в тысячу крат сильнее от невозможности реализовать свои страсти.

Нет тела – нечем реализовывать.

Вот пьяница – реализует свою страсть посредством тела, и его душа привыкает испытывать состояние этого мнимого, пьяного блаженства, пока она связана с телом. Но вот умер пьяница нераскаянным – и нет у него больше инструмента, с помощью которого он свою страсть удовлетворял.

А душа-то привыкла к этому состоянию опьянения, она ищет это состояние, страдает по нему, а войти в это состояние не может – разве это не мука?

Вот это и есть ад – и мука это вечная. Представляете? Вечная жажда души – без малейшей возможности её утолить!

А Христос предложил нам другой путь: вообще освободиться от раздражения. Достичь такого состояния души, когда нас ничто не раздражает: никакой человек, ни погода, ни низкий оклад, ни то, что прохудился ботинок, вообще ничто!

И не потому, что нам на всё наплевать, а потому, что через терпение мы достигли смирения.

Как достигается, допустим, победа над раздражением?

Только терпением и постоянным воздержанием: вот умру, а не буду раздражаться!

А если во мне всё-таки закипает раздражение, я начинаю молиться Богу – до тех пор, пока оно не уйдёт.

И так я буду делать сегодня, завтра, послезавтра, 10 лет, 20 лет, 30, 40 – пока раздражение не исчезнет.

И так буду поступать с каждым грехом, который я обнаружу в себе.

Конечно, это очень тяжёлый труд! Возможно, для многих это уже бесполезное дело. Остаётся только надеяться на милость Божию, на то, что Господь САМ спасёт, послав какую-нибудь скорбь, какую-нибудь болезнь.

Ну вот, например, настолько человек привык вкусно кушать, что видит грибочки солёные – и не в состоянии удержаться.

Казалось бы, какой пустяк: ну не ешь – и всё. Но это просто для того, кто уже постился, кто тренировался в воздержании, кто умеет себя добровольно ограничивать. А для него это – страшная мука.

И Господь, умилосердившись над ним, посылает ему язву какую-нибудь или холецистит, при котором грибы есть категорически нельзя: съешь грибочек – и будет приступ. И человек выправляется – как бы «из-под палки».

То, что мы не можем доделать в силу своей немощи, Господь по милости Своей Сам выправляет, давая нам вот такие лекарства.

Да, они горькие и трудные, но если мы хотим душу свою спасти от греха и получить свободу – мы должны это принимать.

Поэтому то, что с нами случается, все скорби, болезни – всё это надо принимать с радостью, с благодарностью, надо жадно пить чашу страданий, потому что это исцеляет нас от греха.

Хотя бес нам всё время шепчет: уклонись от страданий, найди какой-то выход, чтобы тебе только не страдать. Он хочет внушить, что нам будет хорошо, только если мы будем беса тешить, но на самом деле он обманывает нас.

Сколько вечером ни съешь – завтра будешь хотеть есть ещё больше.

Чем больше человек спит – тем больше у него потребность во сне.

Чем больше человек пьёт – тем больше ему надо пить.

Чем больше он блудит – тем больше ему надо блудить.

Чем больше у него денег – тем всё больше их ему не хватает.

Это – закон этого мира, поражённого грехом.

Поэтому всем нам, каждому человеку, нужно учиться воздержанию – особенно в том, к чему особенно пристрастна наша душа.

Нужно помнить о том, что мы сами строим свою будущую обитель в том духовном мире, в котором рано или поздно окажемся.

Разнуздывая свои страсти, мы, тем самым, готовим для своей души будущую адскую печь неудовлетворимых желаний.

Вот почему нужно успеть до смерти максимально ослабить действие страстей. Пока ещё есть время.

Протоиерей Дмитрий Смирнов

ЧЕРЕЗ СИЛУ

«Здравствуйте! Ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос, который давно меня мучает.

Вот, я всё делаю через силу: молюсь через силу, не осуждаю через силу, какое-то доброе дело – тоже через силу. Всё через силу!

А как же Господь нас спасать-то будет? Он же видит всё. Видит, что мы всё хорошее делаем неискренне, через силу?» (Александр Р.)

Я постараюсь ответить на Ваш вопрос на одном примере.

У преподобного Серафима спросили однажды: «Кто у вас в Саровском монастыре ближе всех к спасению?».

Он говорит: «Повар».

Удивились: «Как повар? Он же такой сердитый, нелюдимый, грубый».

А преподобный Серафим объяснил: «Вы правы, у него ужасный характер. И он тратит огромные силы на то, чтобы сдерживаться. И Господь вменяет ему эти усилия в подвиг»…

То есть Господь видит, что да – мы противные, ленивые, злые, раздражительные, подлые, сплетники, болтуны, обжоры, но… изо всех сил стараемся такими не быть.

И Он меру нашего старания видит.

Вот эта МЕРА СТАРАНИЙ может превысить усилия многих.

Поэтому Господь подождёт, пока мы с терпением будем выполнять свой подвиг, и спасение придёт.

Он ведь Сам сказал: «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 5:6).

А если человек и так добрый от рождения, то ему доброта не вменяется в подвиг вообще. Ну, добрый – и хорошо. Тебя таким Господь сотворил. А ТВОЯ заслуга какая? Никакой.

А вот если ты жадный, но жадность преодолеваешь и даёшь другому – не ради какой-то выгоды, а ради Христа – вот это уже да.

Или я вхожу в метро, вижу свободное место и хочу сесть, но вижу – вошла женщина с двумя сумками, и я жду, пока она сядет. Мне хочется посидеть, и я раздражён, я огорчён, что она пришла. Я очень хочу сесть, и у меня совершенно нет радостного чувства, что женщина сядет, а я буду стоять. Я одним лишь умом понимаю, что для неё сесть важнее, чем для меня и я место уступаю. Это хороший поступок? Безусловно!

Так же и наша молитва.

Молиться неохота, а мы молимся.

Тому, ЗА КОГО мы молимся, мы не желаем райских кущ, у нас к ним, мягко говоря, не очень хорошее отношение, а всё равно понуждаем себя за них молиться. Хороший это поступок? Хороший.

Словом надо поступать так, как будто ты УЖЕ хороший и как будто ты УЖЕ христианин. И поступать так, пока не привыкнешь.

Протоиерей Дмитрий Смирнов