ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Недавно в.и.о. главы МОН Любомира Мандзий заявила о планах правительства использовать дистанционное обучения в школах и в дальнейшем.

«Я думаю, что технологии дистанционного обучения будут использовать в школе больше и мы перейдём к другому формату обучения. То есть, будут сочетаться и классно-урочная система, и технологии смешанного обучения. С сентября месяца, я думаю, они будут лучше использоваться в наших школах», – сказала Мандзий.

Подобное заявление повергло в шок родителей и учителей – ведь дистанционное обучение и те, и другие воспринимали лишь как временную меру, альтернативную разве что угрозе вообще не учиться всё время карантина со всеми вытекающими из этого последствиями.

ТЯГОТЫ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ

Дистанционное обучение тяжким бременем легло на плечи взрослых, ответственных за образование детей – на родителей и учителей.

Родители возмущаются, ведь дети САМИ не могут обучаться онлайн: им мало что понятно технически, мало что понятно порой даже в объяснённом онлайн материале и, наконец, мало кто из учащихся достиг такой степени ответственности, чтобы в таких осложнённых условиях регулярно и старательно учиться.

К тому же, родителям тоже нужно работать, и как совместить такое вынужденное преподавание и свою работу – непонятно.

Однако родители, страдающие от онлайн обучения, забывают, что есть люди, которым ещё труднее. Это семьи, в которых двое и более детей и учительские семьи, где родители сами являются учителями.

Вот кому непросто: сразу всем детям организовать дистанционное обучение физически крайне сложно, а иногда и невыполнимо.

Что такое онлайн урок?

Это нечто, крайне отдалённо напоминающее обычный современный урок:

  •  объяснение в пустоту,
  •  невозможность задать вопрос и получить ответ,
  •  отсутствие коллективного обсуждения и групповой работы,
  •  невозможность выполнения практических работ (в частности, на уроках физики, химии, математики),
  •  односложные ответы учеников,
  •  трудности в формировании монологической речи и т.д.

Ввиду недостаточного опыта дистанционного обучения много времени тратится на техническую организацию урока. К тому же – нет гарантии самостоятельного выполнения/решения учебных заданий и задач.

Это, не говоря уже о гиперактивных детях и детях с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которые в принципе не могут учиться онлайн.

Не говоря уже о том, что есть десятки населённых пунктов без проводного интернета, и есть сотни детей, у которых нет гаджетов.

Это, не говоря о том, что нахождение под домашним арестом, отсутствие общения и социализации очень плохо сказывается на психическом состоянии детей и подростков.

Поэтому, как бы ни страдали от онлайн-уроков взрослые – сами дети, конечно, страдают от такого чудовищного суррогата образования куда больше.

ВРЕДНО ЛИ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Родители находятся в тихом ужасе от навалившегося на них онлайн обучения их чад, и выступают резко против дистанционного обучения из-за его вредности.

Педагоги и детские психологи считают, что избежать дистанционного обучения, в первую очередь, нужно не столько из-за вреда постоянного общения с электронными устройствами и облучения электромагнитными волнами, сколько из-за ещё большего вреда, который наносит детской психике именно удалённость и изолированность.

Дети перестают общаться. Нет адекватного отклика на переданную информацию в связке «учитель – ученик – одноклассники», в результате чего процесс обучения становится выхолощенным.

Практически полностью убирается функция воспитания – так как нет внешнего воздействия значимых для развития ребёнка факторов: мнения одноклассников, значимых взрослых и т.д.

Детский психолог Анна Кульчицкая пишет: «Форма онлайн обучения не подходит своим уровнем абстракции детям начальной школы и части общей, а отсутствие взаимосвязи с предметным миром на начальном этапе не закладывает фундамент для формирования абстрактного мышления. В итоге дети так и не научаются полноценно понимать передающуюся им информацию и в совсем малой степени понимают, как ею пользоваться в реальном мире.

Дистанционное обучение вредно и его нужно избегать в качестве единственной формы получения образования!

Однако в данный момент дистанционное обучение введено вынужденно и, согласно Закону, родители несут ответственность за то, чтобы дети получили образование Государство же обязано оказывать им помощь.

Власти, принимая ряд мер против распространения коронавируса, ввели режим самоизоляции и закрыли школы. В обмен они, худо-бедно, но ввели дистанционное и электронное образование, т.е. помощь оказали. Родители могут принять помощь и присоединиться к дистанционному образованию. Или срочно перевести ребёнка на семейную форму образования.

В стране и в мире нагнетается истерия.

Каковы её причины, эффективны ли меры противодействия или наоборот, кто её подогревает – это вопросы, которые мы обсуждать сейчас не будем.

Одно ясно и совершенно точно – «подливать масла в огонь не нужно». Там, где вы можете навести порядок и там, где у вас есть возможность контролировать ситуацию – контролируйте её.

Запишите видеоурок, покажите его с разбивкой по времени. Сделайте гимнастику.

Объясните материал по любым материалам – чтобы ребёнок сделал после этого тест. Это, конечно, нехорошо, но всё же лучше, чем не учиться совсем – ведь аттестовываться нужно, нельзя же оставить всех детей на второй год».

Сейчас есть возможность официально перейти на семейное обучение, но и при этой форме обучения детям также придётся аттестовываться. Следовательно, ответственность за качество обучения в этом случае ложится на плечи родителей. Поэтому, наверное, проще остаться на онлайн обучении, и просто вовремя всё сдавать.

Так что, сейчас время перетерпеть – и запомнить, каково учиться дистанционно, чтобы ценить очное обучение, когда всё вернётся на круги своя.

Подготовила Елена Каневская