Подросток и лень: кто кого?

Редкого родителя не изводит ленивый тинэйджер, который вместо полезных дел и помощи по дому сутками валяется на диване, часами сидит за компьютерными играми и просто бесцельно шатается по улицам, бесконечно повторяя: «Я ещё не успел отдохнуть».

Обычно в это папам и мамам верится с трудом – ведь подросток крепок, более-менее здоров, на шахте не работает, да и домашними делами особо не перегружен!

Но есть то, что взрослые не учитывают.

Во-первых, в организме ребёнка происходят глобальные гормональные изменения, провоцирующие постоянное чувство усталости, которую он действительно ощущает.

Во-вторых, тинэйджеры не всегда знают – чем конкретно можно заняться.

Ведь период детских игр уже позади, а взрослые дела вряд ли можно назвать увлекательными. Вот подросток и теряется…

Третья причина – его упорство, нежелание подчиняться, стремление поступать исключительно по своему хотению.

Да и время он ощущает не так, как его родители – оно для него течёт гораздо медленнее.

Тяжелая наследственность

Лень, как черта характера, может передаваться по наследству.

Это во-первых.

Во-вторых, нередко сами провоцируют детскую лень:

  • берегут своё чадо до определенного возраста от любых дел,
  • выказывают пренебрежение к определенным видам деятельности, профессиям,
  • демонстрируют собственный пример всепоглощающей лени или безрадостного труда без малейшего удовольствия, постоянно рассказывая, как им тяжело.

Когда папа и мама постоянно ругают свою работу, ребёнок не осознает необходимости труда.

«Подводные камни» в школьной среде

Иногда в классах доминируют группы подростков, которые и сами учатся плохо, и высмеивают отличников. В итоге, общий уровень успеваемости снижается.

Часто причиной лени является банальное отсутствие мотивации.

Так, например, ребёнок отказывается учить тот или иной предмет только потому, что у него не сложились отношения с преподавателем.

Я знаю случай, когда мальчик начал старательно заниматься математикой, а учительница ставила ему только «четверки». Тогда он наизусть выучил заданный параграф, и всё равно получил за свой ответ ту же оценку. А когда спросил «почему?», преподавательница пояснила, что у него ведь и по другим предметам «4». После этого мальчик окончательно потерял интерес к математике…

Вот какие последствия повлекла за собой педагогическая ошибка!

Главное – последовательность

Нужно увлекательно рассказывать ребёнку о своей работе, обрисовывая перспективы, надо взвесить возможности подростка и дать ему трудовые установки: чем бы он мог заняться в свободное время.

Следует мотивировать своё чадо, всегда отмечать его достижения, поддерживать, хвалить. Если ребёнок сделал что-то не так, избегать резкой критики, помогать ему.

Очень важно быть терпеливыми, спокойными и не слишком строгими.

Чтобы преодолеть детскую лень, родителям необходимо самим вести достаточно активный образ жизни. Ребёнку нужно постоянно видеть яркий пример трудолюбия.

Ирина Размустова