ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ ТАК БЕРЕЖНО ХРАНИТ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК?

Сегодня раздаётся много голосов, которые хотят вывести церковнославянский язык из богослужебного обихода Православной Церкви. Якобы этот язык устарел, непонятен для многих людей и поэтому нужно его «осовременить», заменив более понятным и современным…

Слово «алтарь» переводится с латинского языка как «возвышенный жертвенник».

Это нечто отделённое от мира, уже не принадлежащее миру, но Богу.

Это место, где встречается Бог и человек. И чтобы вступить на «святую землю» – в общение с Богом для собственного спасения – человек внутри себя должен отделиться от земной юдоли, от привычного житейского земного мира.

Поэтому здесь важна именно эта «возвышенность», «отделённость», «надмирность», которая присутствует в православном храме, являющемся Небом на земле.

Храм есть, собственно говоря, дверь в духовное Небо. Поэтому все предметы в нём также отделены от мира: иконы, кадило, ладан, свечи и пр.

Примерно то же происходит и с церковнославянским языком, являющимся исключительно богослужебным языком, не употребляемым в бытовом общении.

Это словно бы наш словесный «ладан», который мы влагаем в кадильницу наших сердец, совершая моление-каждение Богу Всевышнему.

Святые отцы часто сравнивали Церковь с лечебницей, в которой человек исцеляется от грехов да болезней, а также – со школой, в которой человек обучается, развивает душу и тело, делая с Божьей помощью годным себя для Царствия Небесного – одним словом, образовывается: учится соответствовать образу и подобию Божьему, заложенному в нём. Церковь – это училище для души.

Можно иногда слышать утверждение: я не хожу в церковь, потому что не понимаю, о чём там идёт речь.

Это, конечно, просто отговорка, чтобы не ходить в храм.

Когда идёшь в школу и не понимаешь таблицу Менделеева или таблицу умножения, ты ведь не говоришь: «Давайте отменим таблицу умножения – я её не понимаю», но учишь её.

А когда тебе хочется купить компьютер, ты ведь не заявляешь: «Я не буду покупать его, потому что не разбираюсь в нём».

Нет. Ты идёшь, учишься, читаешь инструкции, усиленно занимаешься, тратишь время и собственные силы.

И это касается абсолютно всего, всех сфер нашей жизни, в которых мы когда-то ничего не понимали. Почему ты думаешь, что в Церкви должно быть по-другому?

Любой воцерковлённый христианин знает: чем чаще бываешь на богослужении, тем понятнее тебе становится язык. Сам Бог тебе открывает его.

А если ты ещё и дома стараешься молиться по-церковнославянски, то тогда вообще нет проблем.

Поэтому если человек говорит, что он не идёт в храм, потому что язык непонятен, ответ здесь один: «Не язык непонятен, а просто тебе лень».

Сегодня язык непонятен, завтра жарко, послезавтра холодно, а там батюшка сильно толстый или машина у него сильно дорогая, или что-нибудь ещё.

Тот, кто не хочет идти, найдёт сотню причин не идти. Тот, кто хочет идти, найдет сотню причин идти.

Причём, на мой взгляд, логическое словесное построение об отмене церковнославянского языка во время богослужения в храмах ввиду его непонятности довольно страшно, потому что оно может оказаться первым шагом на пути потери определённой общиной, а может быть, и целым народом Православия как такового.

Где гарантия, что человек или группа людей, пытающихся отменить церковнославянский язык, остановятся на достигнутом? Возможно, они захотят заменить потир на Литургии кофейной чашкой? Или дискос – какой-нибудь суповой тарелкой? А престол – обыкновенным столом.

И Литургия – это что-то непонятное, скучное и длинное, и ещё долго готовиться надо, чтобы причаститься Святых Даров. Тяжко всё это. Давайте что-нибудь попроще, ближе к народу. Повеселее, так сказать.

Как говорят, ломать – не строить.

Церковь – это живой организм. Хирургу, чтобы взять в руки скальпель и провести операцию, нужно сначала учиться лет десять. А здесь некто считает себе вправе вообще без подготовки взять словесный нож и провести сложнейшую операцию организму, который без него жизнеспособно, спасительно и гармонично существовал на протяжении тысяч лет и продолжает существовать!.

Что хочется сказать такому человеку? Начни учиться, брат. Сядь за парту и изучи сначала тот предмет, к которому хочешь прикоснуться.

О Церкви всем, кто входит в Неё, напомню следующее: «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5).

Вот с каким священным трепетом и любовью нужно входить в храм Божий – сняв обувь гордыни и стряхнув пыль земного мудрования…

Иерей Андрей Чиженко