Почему Спасителя приговорили к смерти

Приветствия, восторги, пальмовые ветви и – всего лишь через несколько дней – проклятия. Те, кто кричал «осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне», будут кричать Пилату «распни, распни Его»…

Мне часто приходилось слышать от некоторых политиков, что «голос народа – это голос Божий». Наверное, они никогда не читали Евангелие.

В этой статье я постараюсь проанализировать, каковы были мотивы убить Иисуса у разных групп, требовавших Его смерти, и акцентировать ваше внимание на том, что те же самые чувства, эмоции и желания убивают Христа и в нашей душе.

Ещё до того как Иисус вошёл в Иерусалим, Его уже решили убить саддукеи.

Саддукеи – это элита иудейского общества, которую мало интересовало что-либо, кроме собственного благополучия.

Они прекрасно понимали, что если Христос – действительно Мессия, то, значит, неминуема война и бунт, так как Он просто обязан был поднять восстание против оккупантов. А если так, то это – потеря ими власти, стабильности, достатка и пр.

При оккупантах саддукеям жилось хорошо, и они решили, что лучше одного убить, чем потом всем вместе переживать смутное время.

Собственно, этот же мотив был решающим и в логике Понтия Пилата.

Казнить Христа ему очень не хотелось, но шантаж со стороны саддукеев, с обещанием написать кляузу кесарю, что он не хочет казнить «самозванца», назвавшегося Царём, был последним весомым аргументом в пользу казни.

Итак, первый мотив – опасения за стабильность жизни.

На самом деле, Спаситель до сих пор несёт угрозу нашему благополучию.

Он призывает нас радикально менять жизнь не в нашу пользу: умирать – чтобы ожить, отдавать – чтобы приобрести; понуждать себя идти против течения, «узким путём», бороться с тем, что хочется и что нравится.

Вообще, очень много хлопот Он доставляет тому, кто хочет жить стабильно, сыто и в полном удовлетворении всех своих «хотелок».

Этот же мотив убивает Бога и в нашей душе.

Далее в деле Распятия решающим был голос народа. Здесь, по сравнению с саддукеями, всё было наоборот.

Эти-то как раз и хотели восстания, войны, борьбы, крови, власти, достижения всеобщей сытости, благополучия и торжества над врагами.

Это – мотив всех революций.

Но когда народ понял, что революционное шоу отменяется, когда вместо призывов к свержению римлян они услышали «любите врагов ваших», «благословляйте гонящих вас», «подставь щёку», «отдай рубашку», «плати налоги», «ищи прежде Царства Божия и Правды Его», – их возмущению не было предела.

Такого Мессию нужно, конечно же, распять.

Если Он против революции за светлое будущее, то ему один путь – на Голгофу.

Итак, следующий мотив – это неоправданные надежды.

Тот же мотив убивает Бога и в нашей душе.

Мы ходим в храм, ставим свечки, просим здоровья, работы, денег, а Он не даёт.

И вместо этого каждый раз одно и то же: «блаженны плачущие, алчущие, жаждущие, гонимые» и т.п.

Да не нужно нам такое «блаженство»! Забери его себе! Блаженны – это те, кто сыт, весел, удачлив и немного пьян от дорогого алкоголя. У которого всё «схвачено» и вся жизнь – сплошной комфорт. Вот где «блаженство»!

Дай нам его – и мы за Тобой хоть на край света пойдём! А если нет – то «распять Его»!

Фарисеи поддержали саддукеев в приговоре от зависти к Христу.

Они враждовали с этой продажной элитой, но по отношению к Иисусу стали с ними солидарны.

Народ почитал, любил и уважал до явления Христа народу только их, фарисеев. Саддукеев же народ презирал, римлян ненавидел. А теперь они от этого, невесть откуда взявшегося «самозванца», получили такую дозу обличительного богословия, что не распять Его было просто невозможно.

Кроме того, народ стал Его слушать, любить, ходить за Ним толпами. И это несмотря на то, что «мы, знатоки закона», им каждый раз это запрещали.

Третий мотив – зависть, лучший друг ненависти.

Многие, прочитав эти строки, скажут себе: да нет, это меня не касается, у меня нет зависти. Как часто я это слышу на исповеди…

Но не торопитесь о себе так думать.

На самом деле, после гордости, зависть – это самый распространённый грех.

Мы прикрываем его словами «борьба за справедливость», «праведный гнев» и пр. Зложелательство, злорадство питают нашу зависть.

Стукачество и пересуды, осуждения, – всё идёт от этого источника.

Мы смотрим на мир и часто даже не понимаем, что в нашем взгляде, в нашем взоре застыли бельма зависти к тем, кто лучше, успешнее, богаче, моложе, лучше одет, красивее, популярнее и пр.

Просто мы боимся себе в этом признаться.

С завистью тесно связан и мотив жадности, по которому Иуда предал Христа.

Но, пожалуй, самым интересным будет мотив страха.

Сколько людей ходило за Иисусом! Сотни и тысячи! Скольких он только в пустыне накормил хлебами и рыбой! Скольких исцелил!

А сколько было тех, кто с умилением слушал Его речи. Неужели у Него не было сторонников среди этой толпы?

Были, и немало. Но никто из них не сказал ни слова в Его защиту.

На суд приходили лжесвидетели, которые пытались Христа оклеветать и обвинить, но не пришёл ни один исцелённый!

Все они, получив от Христа просимое, предпочли спрятаться, не вмешиваться, не лезть «куда не просят».

Вот с этого – «меня это не касается» – и начинается предательство Бога в душе.

«Молчанием предаётся Бог» – это отсюда поговорка.

Можно предавать ничего не говоря – без слов, без действий, без поступков. Нужно просто молчать и не возмущаться – особенно, когда это опасно.

Главная причина того, что в мире торжествует зло – это наше молчание.

Если бы кто-то из исцелённых Спасителем стал на Его защиту, то, наверное, раньше разбойника бы вошёл в рай. Но они предпочли жить спокойно.

Как дальше сложилась их жизнь и судьба, мы не знаем. Но знаем точно, что наша с вами духовная судьба сложится не очень хорошо, если мы будем разочаровываться в Боге, опасаться за своё благополучие по причине веры в Него, завидовать и бояться.

Потому что, поступая так, мы неизбежно распнём Спасителя – в своём сердце.

Протоиерей Игорь Рябко