ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ НЕ УМЕЮТ УЧИТЬСЯ

«Мы делаем детей счастливыми только в настоящий момент и несчастными – в долгосрочной перспективе», – уверена канадский эрготерапевт Виктория Прудэй, рассуждая о порочности установившейся в западном мире детоцентрической модели воспитания и необходимости как можно быстрее изменить существующий подход к воспитанию.

Я – эрготерапевт. Моя работа направлена на максимальную адаптацию человека в окружающей обстановке.

Я много лет работаю с детьми, родителями и преподавателями, и от каждого учителя, с которым я встречаюсь по работе, я слышу одно – наши дети становятся всё хуже во многих аспектах.

Как профессиональный терапевт я вижу снижение социальной, эмоциональной и академической активности у современных детей и в то же время – резкое увеличение числа детей с пониженной обучаемостью и другими нарушениями.

Как мы знаем, наш мозг податлив, благодаря чему окружающая среда, в которой мы живём, делает наш мозг или «сильнее», или «слабее». Я уверена, что, несмотря на все наши лучшие побуждения, мы, к сожалению, развиваем мозг наших детей в неверном направлении.

Годы исследований, посвящённых изучению особенностей эмоционального, психического и интеллектуального развития нынешней генерации молодых людей, позволяют обозначить основные причины негативных тенденций их развития.

Дети получают всё, что хотят и когда хотят

«Я голоден!» – «Через секунду я куплю что-нибудь перекусить».

«Я хочу пить» – «Вот автомат с напитками».

«Мне скучно!» – «Возьми мой телефон».

Способность отложить удовлетворение своих потребностей – это один из ключевых факторов будущего успеха. Мы хотим сделать наших детей счастливыми, но, к сожалению, мы делаем их счастливыми только в настоящий момент и несчастными – в долгосрочной перспективе.

Умение отложить удовлетворение своих потребностей означает способность функционировать в состоянии стресса.

Наши дети постепенно становятся менее подготовленными к борьбе даже с незначительными стрессовыми ситуациями, что в итоге становится огромным препятствием для их успеха в жизни. ⠀

Мы часто видим неспособность детей отложить удовлетворение своих желаний в классе, торговых центрах, кафе и магазинах игрушек, когда ребенок слышит «нет», потому что родители приучили его немедленно получать всё, что он хочет.

Ограниченное социальное взаимодействие

У всех нас очень много важных и неотложных дел, поэтому мы даём нашим детям гаджеты, чтобы они тоже были заняты. Нам так проще. Ребёнок «при деле» – и не донимает нас просьбами уделить ему время.

Раньше дети играли на улице, где постоянно возникали «нештатные» ситуации и в этих ситуациях они развивали определённые социальные навыки.

К сожалению, современным детям гаджеты заменили прогулки на открытом воздухе и живое общение с живыми людьми – их сверстниками. К тому же технологии сделали родителей менее доступными для взаимодействия с детьми.

Телефон, который «сидит» с ребёнком вместо нас, не научит его общаться. А ведь у подавляющего большинства успешных людей развиты, в первую очередь, социальные навыки. Это приоритет!

Наш разум и наша воля постоянно нуждаются в тренировке – подобно тому, как в тренировке нуждается наше тело.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок ездил на велосипеде, вы учите его кататься.

Если вы хотите, чтобы ребёнок умел ждать – вы учите его терпению.

Если вы хотите, чтобы ребёнок был коммуникабельным – вы учите его общаться и занимаетесь его социализацией.

То же самое относится ко всем другим навыкам. Нет никакой разницы!

Бесконечное веселье

Мы создали для наших детей искусственный мир, в котором царит постоянный галдёж и «движуха». Как только ребёнок устаёт от одного зрелища, мы тут же бежим развлекать его снова, потому что иначе нам кажется, что мы не выполняем свой родительский долг.

Мы живём в двух разных мирах: они – в мире вечного драйва, мы – в мире «работы».

Почему дети не помогают нам на по дому?

Почему они не убирают свои игрушки?

Мы сами ограждаем их от этого. А ведь эта простая монотонная работа прекрасно тренирует терпение, ответственность, сосредоточенность – то есть те качества, которые очень им будут нужны уже в самое ближайшее время в школе.

Неудивительно, что, когда дети приходят в школу и наступает время для письма, они отвечают: «Я не могу, это слишком сложно, слишком скучно».

Технологии

Гаджеты стали бесплатными няньками для наших детей, но за эту помощь мы расплачиваемся нервной системой наших детей, их невниманием и неспособностью отложить удовлетворение своих желаний.

Повседневная жизнь по сравнению с виртуальной реальностью скучна.

Когда дети приходят в школу, они сталкиваются с живыми голосами людей и адекватной визуальной стимуляцией – в противовес графическим взрывам и спецэффектам, которые они привыкли видеть на экранах.

После долгих часов виртуальной реальности детям невыносимо тяжело обрабатывать информацию в классе, потому что они привыкли к высокому уровню стимуляции, который предоставляют видеоигры.

Дети становятся неспособными обработать информацию с более низким уровнем стимуляции, а это крайне негативно влияет на их способность решать академические задачи.

Технологии также эмоционально отдаляют нас от наших детей и наших семей. Эмоциональная доступность родителей – это основное питательное вещество для детской души, но мы, к сожалению, постепенно лишаем этого наших детей.

Дети правят миром

«Мой сын не любит овощи» … «Ей не нравится рано ложиться спать» … «Он не любит завтракать» … «Она не любит игрушки, но хорошо разбирается в планшете» … «Он не хочет одеваться сам» … «Она ленится есть сама» …

Это то, что я постоянно слышу от родителей.

Но с каких это пор дети диктуют нам, как их воспитывать?

Страшно представить, что с ними будет, если предоставить им самим решать – что есть, что и когда смотреть, что одеть и когда ложиться спать.

Но, в сущности, многие родители именно так и делают, идя на поводу у своего ребёнка, позволяя ему делать то, что хочет он, а не то, что нужно или полезно.

В результате, без правильного питания и полноценного ночного сна наши дети приходят в школу раздражёнными, тревожными и невнимательными. Кроме того, мы калечим их души, деформируя их в духовно-нравственном плане.

Они привыкают к тому, что могут делать всё, что хотят, и не делать того, что не хотят. Многим современным детям совершенно неведомы понятия «надо» и «нельзя».

Но ведь для любого разумного человека совершенно очевидно: чтобы достичь поставленных целей, часто приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо. Почему же мы, желая счастья своему ребёнку, собственными руками обрекаем его на несчастье, не воспитывая в нём соответствующих качеств для успешной, продуктивной жизни в социуме?

Понимаем ли мы, что, расслабляя ребёнка постоянными развлечениями и удовлетворением всех его «хотелок», мы обрекаем его на роль неудачника в жизни?

ЕСЛИ ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЖЕЛАЕТЕ ДОБРА СВОЕМУ РЕБЁНКУ

  1. Не бойтесь устанавливать рамки.

– Составьте распорядок дня и постарайтесь его соблюдать.

– Думайте о том, что для детей хорошо и полезно, а не о том, чего они хотят или не хотят. Позже они скажут вам за это спасибо.

– Постарайтесь быть креативными, чтобы не столько заставить их делать необходимые вещи, сколько мотивировать их захотеть самим делать то, что нужно. Превратите то, что им не нравится делать, в эмоционально-стимулирующую игру.

  1. Ограничьте доступ к гаджетам, а лучше – сделайте их недоступными.

– Убедите детей в том, что гаджеты – это «вещь для взрослых», инструмент для работы, а не для развлечений. Не подавайте детям дурной пример, играя при них в компьютерные игры и прочую ерунду. Ребёнок должен видеть вас с книгой в руках и вообще видеть в вас серьёзного человека, а не просто взрослого мальчика или девочку.

– Восстановите эмоциональную близость с детьми: играйте с ними в живые игры, рассказывайте им о природе, о животных, о космосе, станьте для них лучшим собеседником. Играйте с ними в настольные игры, отправляйтесь вместе на прогулку на велосипедах и гуляйте с фонариком вечером.

  1. Научите их терпеть и ждать!

– Постепенно увеличивайте время ожидания между «я хочу» и «я получаю».

– Научите своего ребёнка выполнять монотонную работу с раннего возраста – это основа будущей работоспособности. Приучайте его самостоятельно складывать одежду, убирать игрушки, вешать одежду, распаковывать продукты, заправлять кровать.

  1. Научите их социальным навыкам.

Научите детей делиться и уступать, уметь проигрывать и выигрывать, говорить «спасибо» и «пожалуйста», уважать старших, быть вежливыми и учтивыми.

Исходя из моего опыта работы терапевтом, могу сказать, что дети меняются в тот момент, когда родители меняют свои подходы к воспитанию.

Помните о том, что так называемые «новые принципы воспитания», о которых так много говорят последнюю четверть века – не имеют под собой никакого разумного основания.

Это – чистой воды манипулятивный информационный вирус, внедрённый в современное общество теми людьми, которые в недалёком будущем надеются этим обществом управлять.

Их принцип: «Разнуздать – чтобы взнуздать».

Так не растите хотя бы вы овцу в лице своего ребёнка для этого стада инфантильных, легко управляемых «свободных» людей – без мозгов, зато с хорошо развитым инстинктом «хочу»!