ПОЧЕМУ МЫ ЧТИМ ПРЕСВЯТУЮ БОГОРОДИЦУ

Православное почитание Божьей Матери основывается на Священном Писании.

В свою очередь многочисленные протестантские деноминации, которые пытаются строить свое учение также на Священном Писании, отрицают почитание Девы Марии, ссылаясь, как правило, на следующее место Евангелия от Матфея:

«Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.

Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;

ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф 12, 46-50)

А как трактует данное место Православное богословие?

Прежде всего, словами «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» Иисус Христос выразил мысль, которой проникнуто все новозаветное учение: духовное родство выше кровного.

Идея эта заняла первенствующее место в начавшейся проповеди Царства Небесного.

В царстве новой жизни нет места деления по земным признакам – национальным, родственным, социальным и т.п.

Человек, ищущий спасения, должен облечься в «нового человека», который обновляется по образу Создавшего его, где «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3, 10-11).

В данном случае Спаситель воспользовался стечением множества народа, чтобы преподать это учение.

Традиционный иудей с трудом воспринимал эту идею, потому что в Ветхом Завете придавалось важнейшее значение родословиям. Поэтому св. апостол Павел призывает своего ученика Тимофея «увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1Тим 1, 3-4).

Слова Спасителя не дают никакого повода думать, что Господь отменяет значение родства и тем более высокое уважение к Матери.

Также лишена основания попытка протестантов использовать это место Евангелия для отступления от многовековой церковной традиции почитания Божией Матери.

Вопрос этот надо ставить иначе: есть ли в Священном Писания свидетельство тому, что Пресвятая Богородица занимает важное место в Божественных планах Домостроительства нашего спасения?

Да, есть.

Почитание нашей Церковью Божией Матери не есть только выражение глубочайшего уважения к Той, Которая стала средоточием величайшего события в деле спасения людей – Боговоплощения.

Это почитание имеет отношение к основополагающим истинам Православного богословия и точно показывает глубокую разницу между христианством, хранящим апостольскую преемственность, и реформированным христианством.

Эта разница начинается с подхода к библейским местам, имеющим отношение к Пресвятой Богородице.

Православные богословы опираются на всю полноту библейских свидетельств. Протестанты же, как и представители некоторых сект, обращаются лишь к некоторым местам. И эти с кровью вырванные цитаты они пытаются использовать в своих конфессиональных интересах. Всё остальные места они оставляют без внимания.

Вместе с тем правило не только библейской науки, но и любого серьезного исследования, предполагает рассмотрение всей совокупности фактов и свидетельств, относящихся к изучаемому предмету.

Теперь по порядку.

Прежде всего, о Матери Мессии имеются пророчества в священных ветхозаветных книгах. Приведем некоторые из них:

  1. 1. «И вражду положу между тобою (сатаной – И.Г.) и между женою, и между семенем твоим (всеми, кто будет служить сатане, богоборцами – И.Г.) и между семенем ее (Родившемся от Жены и всеми Его последователями – И.Г.); оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (т.е. последователи Родившегося от Жены будут искушаемы от сатаны и вести с ним духовную брань – И.Г.» (Быт 3, 15);
  2. 2. «Стала царица одесную Тебя в Офирском золоте… И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему… в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя (пророчество о введении во храм юной Девы Марии – И.Г.).

Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои (имеется ввиду то самое «семя жены» (Быт 3, 15), народ Божий – И.Г.);

Ты поставишь их князьями по всей земле («Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (мф 5, 5) – И.Г.);

Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки» (Пс 44, 10, 12, 15-18).

  1. 3. «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис 7, 14).
  2. 4. «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (пророчество о рождении в Вифлееме Христа – Предвечного Бога – И.Г.).

Посему Он (Господь – И.Г.) оставит их (еврейский народ – И.Г.) до времени, доколе не родит имеющая родить (т.е. та самая «жена», которой надлежит родить Предвечного Владыку Израиля – И.Г.) (Мих 5, 2-3).

Приведенные отрывки из Священного Писания однозначно указывает на то, что в многовековой истории спасения человечества Матери Божьей отведено особое место. Именно по этой причине явившийся к Ней архангел Гавриил, извещая Ей о Ею миссии родить Сына Человеческого, называет Её благодатной (Лк 1, 28). И это слово, что весьма немаловажно, во всей Библии ни к одному лицу больше не применяется.

Далее Архангел прибавляет слова, в которых заключено свидетельство о том, что Матерь Мессии отмечена особым избранничеством: «благословенна Ты между женами» (Лк 1, 28).

В ответ на эти слова Дева Мария смутилась и стала размышлять, «что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога» (Лк 1, 29-30)

Греческое evres harin (благодать) точно соответствуют еврейскому masa hen (находить благоволение).

В Ветхом Завете эти слова значили Божественное избрание определенного лица в планах спасения людей.

Таким образом, почитание Божией Матери началось еще при Её жизни.

Об этом недвусмысленно свидетельствует евангелист Лука, когда описывает посещение Матерью Божией дома святой Елизаветы.

Они были близкие родственники и отношения между ними были привычными. Однако благодать, сошедшая на Деву Марию, настолько возвеличила Её, что Елизавета воскликнула громким голосом:

«И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» (Лк 1, 43-44).

Есть ли что-либо общее между холодными рассуждениями о Божией Матери протестантов и возвышенными словами о Деве Марии святой Елизаветы (матери величайшего из Пророков – Иоанна Крестителя): «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк1, 42).

И что же отвечает Мария на её слова?

«Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк 1, 48).

Исполняется ли это евангельское слово у протестантов?

Ублажают ли они Матерь Божию так, как ублажила Её праведная Елизавета?

И разве православные христиане сами установили почитание Божией Матери, если именно в святом Евангелии мы находим слова: «Сотворил Мне величие Сильный» (Лк 1, 49), т.е. не люди, но Сам Господь сотворил Ей непреходящее величие, которое все христиане обязаны благоговейно почитать.

Иеромонах Иов (Гумеров)