ПОЧЕМУ ИЕГОВИСТЫ НЕ ПРИЗНАЮТ РАСПЯТИЕ?

 

По прошествии более 19-ти веков после того, как Спаситель мира на Кресте принес Свою Искупительную Жертву, представители тоталитарной секты «Свидетели Иеговы» решили изменить всю историю христианства и изъять из жизни Церкви её главный символ.

Вся аргументация последователей «Сторожевой Башни» построена на двух положениях: первое: Евангелисты не говорят о форме того орудия, на котором был распят Иисус Христос, и

второе: слово «ставрос» в классическом греческом языке означало просто «вертикальный столб, или кол». А далее делается утверждение, что те, кто был вдохновлен записывать Христианские Греческие Писания, пользовались общепринятым греческим языком и употребляли слово ставрос в том же значении, какое оно имело и в классическом греческом.

Приведенная аргументация иеговистов является обычным софизмом, в основе которого лежит грубое логическое нарушение: подмена термина.

Делается утверждение о классическом греческом языке, а затем рассматривается язык апостольского века.

Классическим греческий язык был до 4 века до Р.Х. После завоеваний Александра Македонского начинается эпоха эллинизма, для культуры которой характерен синтез греческой и местных восточных культур.

В 146 г. до Р.Х. Рим разгромил Ахейский союз и установил господство над всей Грецией.

Во 2-м веке до Р.Х. римляне переняли у карфагенян самый жестокий вид казни – распятие.

Орудие это получило название crux, crucis.

Казнь эта считалась самой позорной и применялась только к рабам и к тем, кто не имел римского гражданства.

Какой же вид имело это страшное орудие казни?

На этот счет имеется достаточно исторических и археологических данных.

Crux имел несколько форм.

Например, крест в форме буквы «Х» (crux decussata). Он получил название «Андреевского Креста», так как по преданию на таком Кресте принял мученичество св. апостол Андрей Первозванный.

Иногда римляне применяли crux simplex (крест простой, несоставной) – столб без перекладины. Применялся crux comissa или patibulata (крест в форме буквы «Т»).

Он имел три конца и состоял из двух брусьев, один из которых накладывался на другой под прямым углом.

Использовался римлянами также и сrux immissa или capitata – крест четырехконечный. Короткий горизонтальный брус под прямым углом соединялся с длинным вертикальным. «Крест, на котором умер Спаситель, по господствующему в Церкви преданию, был четырехконечный – crux immissa или capitata» (А.П.Голубцов. Из чтений по церковной археологии и литургике, СПб., 1995, с.219).

Основанием для этого мнения может послужить указание святого Евангелия: И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский (Лк 23, 38) – т.е. дощечка с надписью была НАД пригвожденным к Кресту Спасителем. А это исполнимо только тогда, когда над горизонтальной перекладиной выступает конец вертикальной балки.

Представители секты, говоря о столбе и, умалчивая о других видах орудия распятия, пытаются у несведущего читателя вызвать впечатление, что это была единственная форма, что совершенно не согласуется с археологическими данными.

Так, например, в 1968 году в северном пригороде Иерусалима Гиват га-Мивтар во время реконструкции дороги было найдено древнее захоронение, которое специалисты относят к середине первого века по Р.Х.

«В могиле человека с арамейским именем Иоханан найдены кости с характерными следами. Пяточная кость Иоханана пробита гвоздем со следами древесины. Что свидетельствует о том, что этого молодого человека распяли на кресте. Перебиты голени, чтобы ускорить смерть. В конце предплечья в области запястья, на боковой поверхности кости обнаружена глубокая истертая ямка. Это место так сильно расцарапано, что Гаас (Haas, Nicu. Anthropological observations on the skeletal remains from Giv’at ha-Mivtar. – Israel Exploration Journal, 1970, 20) определил это повреждение как полученное в результате износа поверхности кости о гвоздь в процессе мучений на кресте…

Иоханана казнили следующим образом.

Руки были широко растянуты в обе стороны и прибиты к поперечной перекладине, которую водрузили на оливковое деревоПравая ступня всей поверхностью прижата к дереву и прибита в области пяточной кости. Левая наложена на нее чуть наискось, а затем пробита в области середины ступни.

Жуткое зрелище!

Палачи не могли знать, что спустя две тысячи лет кто-то будет проявлять интерес к их методам казни.

Примечательно, что гвоздь, найденный в пяточной кости Иоханана, имел длину 11 см, а не 17 см. Следовательно, им нельзя было пробить сразу две верхние ступни так, чтобы конец мог быть забит на достаточную глубину в вертикальный столб креста.

Так на основании работы Заеса по исследованию древнейшего захоронения, распятого в I веке н.э. в Гиват га-Мивтар Иоханана установлено, что ноги пробивали двумя разными гвоздями» (Священник Вячеслав Синельников. Туринская плащаница на заре новой эры, М., 2002, с.43-44).

Итак, словом crux в апостольский век и последующие времена называлось орудие распятия всех видов.

Люди, говорившие на греческом языке в это же время  переводили латинское crux словом ставрос, имея ввиду любую форму этого страшного бесчеловечного орудия, а не только crux simplex (столб).

Утверждение представителей секты «Свидетели Иеговы», что апостолы употребляли слово ставрос в том же значении, какое оно имело и в классическом греческом, содержит намеренную неправду.

Какими христиане располагают данными, что Иисус Христос был распят не на столбе, а на Кресте?

Ценные свидетельства содержатся в творениях Тертуллиана (3 век):

«Ибо и Иосиф получает от отца благословение в следующих словах: «его красота есть красота тельца, рога единорога – его роги; ими он будет прободать народы до конца земли». Этими словами имелся в виду не однорогий носорог и не двурогий минотавр, но изображался Христос, Который есть телец по причине двоякого Своего отношения: для одних Он строг, как Судия, а для других кроток, как Спаситель; а рогами Его должны были быть оба конца креста. Ибо и на рейне корабля, которая есть часть креста, оконечности её называются рогами, единорог же есть средний столб креста. Имея рога через эту силу креста  и таким образом, Он и теперь бодает все народы, так как Он через веру посылает их с земли на небо» (Против иудеев, 10).

Необходимо привести слова и священномученика Иринея Лионского (ок. 130 – 202): «Вид креста имеет пять концов: два по длине, два по ширине и один в середине, на который опирается пригвожденный» (Против ересей. 2.24.4).

Св. Ириней был учеником священномученика Поликарпа, епископа Смирны. Наставником же св. Поликарпа был св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, который стоял при Кресте Спасителя на Голгофе.

Христианские писатели I, II, III веков единогласно свидетельствуют о Кресте Господнем, Который состоял из столба и перекладины.

Наветы сектантов на христианский крест составляет лишь ничтожный эпизод в многовековой борьбе вокруг этой великой христианской святыни. Вряд ли эти попытки оставят какой-то след в истории.

Крест символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар которого невозможно отнять, основание святыни (свят. Иоанн Златоуст).

«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – Сила Божия» (I Кор. 1:18)

Иеромонах Иов (Гумеров)