ОКАЯННЫЙ ДАР

Болезнь нашего времени – легкомысленно-поверхностное отношение к жизни. Измельчали слова, измельчали и люди. Порой кажется, что если бы наш соотечественник из недалёких ещё 60-70-х годов прошёлся по нашим улицам и прислушался к тому, о чём сегодня говорят люди – он пришёл бы в ужас от такого, какими пустыми и неглубокими стали люди ХХI века.

Ярким проявлением нынешнего духа времени является насмешливость, которая стала уже настолько привычной, что давно не воспринимается как нечто греховное.

«Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» (Еккл. 7:3-4) – сказано в книге премудрого царя Соломона.

Божественное Откровение говорит нам о том, что в самой глубине человеческого бытия нет места вещам незначительным и достойным опошления.

Вы замечали, как у гроба умершего человека, когда нас окружает всеобщая скорбь, сам собой отсеивается, отпадает лёгкий стиль общения и желание подшутить друг над другом.

А сколько сейчас бед вокруг!

Разве сотрутся когда-нибудь из нашей памяти ужасы войны на Донбассе, изувеченные тела мирных жителей, родителей, которые на руках несут окровавленных детей, маленькие дети в гробах. Если вы хотя бы раз видели это и у вас жива душа – вы никогда не сможете шутить на эту тему.

А сколько мы видим полуголодных, нищих, брошенных на произвол стариков, которые стали никому не нужны!

А ежедневный геноцид тысяч внутриутробных младенцев, крики которых вопиют к Богу об отмщении!

А армия инвалидов, до которых государству нет никакого дела!

А формирующееся в атмосфере бездуховности подрастающее поколение!

А практически уничтоженное образование и здравоохранение – на фоне всех остальных деструктивных процессов в стране…

И в ответ на это мы ежедневно видим хохочущие, глумливые лица наших политиков, журналистов и шоуменов, изливающих с экранов телевизоров потоки пошлости и словесной грязи.

О каких бы вещах ни шла речь, всё непременно сдабривается смешком, насмешливым поигрыванием словами и их смыслами, «острыми» словечками, ёрничаньем.

Причём смех этот особый. Это – не добрая улыбка, не умная ирония, не «смех сквозь слёзы» и даже не уничтожающий сарказм – как правило, это тупой, бессмысленный смех над тем, что на молодёжном жаргоне называется словом «прикольно».

Отовсюду – с экранов телевизоров и компьютеров, со страниц газет, с глянцевых обложек журналов, с рекламных плакатов и бигбордов – смотрят на нас улыбающиеся, ухмыляющиеся, смеющиеся и хохочущие лица.

Это – своего рода «нейроόбразное» программирование.

Этими образами человеку внушается, что если он будет следовать тем дегенеративным «ценностям», которые насаждаются СМИ и рекламной индустрией, то он будет таким же счастливым, красивым, удачливым – и потому постоянно улыбающимся и смеющимся, как и эти существа на картинках.

На телеэкране и в радиоэфире, на страницах большинства газет и журналов господствует разрушительный для человеческой личности дух нигилизма, бесцельности, вседозволенности, наигранности, пошлости и шутовства.

Благодаря своей балаганной неистовости, телеэкран и другие современные СМИ, выполняют функцию отвлечения людей от реальности, делают душу человека склонной к подражанию и к эмоциональной включённости в ситуацию.

Человек, привыкая переживать психические состояния персонажей, в результате сам начинает «играть в жизнь», как артист на сцене.

Экран учит человека казаться тем, кем он не является на самом деле.

Он учит человека лгать и притворяться, вести себя неестественно и лукаво.

Эта игра – антитеза жизни, как ложь – антитеза реальности.

Глумление над истиной – черта последних времен.

Как говорил западный религиозный философ Серен Кьеркегор (1813–1855): «Если бы Христос пришёл в наше время, Его бы не предали смерти, а просто высмеяли бы».

Было время, когда мученики умирали, принародно свидетельствуя об Истине Христовой. Нынешняя же идеология унизила и высмеяла человека – чтобы истину уничтожить.

Так в советские годы пытались убить смехом религию, выпуская юмористические журналы «Безбожник» и «Антирелигиозник».

Православный психиатр Н. Гурьев действие смеха на то, по поводу чего он возникает, сравнивает с действием перевёрнутого бинокля на рассматриваемые предметы: они отдаляются и уменьшаются.

Всё, на что направлен смех, делается менее значащим, и отношение к нему становится более лёгким.

Смех равно умаляет и добро, и зло.

Если посмеяться над чем-нибудь хорошим – то оно вроде как перестаёт быть таким уж хорошим. Во всяком случае, оно становится таким, ради чего «копья ломать» особо не стоит.

Если смех обращается на зло – то и оно делается маленьким, почти безобидным, совсем не страшным, не стоящим не только того, чтобы с ним бороться, но даже и того, чтобы от него отстраняться или просто его опасаться.

Например, можно посмеяться над трагедией в Одессе 2 мая 2014 года, назвав десятки заживо сожжённых людей «майским шашлычком» – и горе тысяч людей окутать зловонным туманом глумления и злорадного сатанинского смеха.

ЧТО НЕСЁТ В СЕБЕ СМЕХ

Во-первых, смешливый человек, вольно или невольно, резко обедняет себе жизнь, вычёркивая из неё серьёзные горести и большие радости. Для такого человека всё мелко, всё никчемно, ничто не стоит серьёзного отношения.

Во-вторых, насмешливый человек, умаляя своей насмешкой окружающее, иллюзорно возвеличивается в собственных глазах.

«Если ты молишься, если ты любишь, если ты страдаешь, то ты человек», – любил повторять выдающийся русский философ А. Ф. Лосев (1893-1988).

Современный дух насмешливости не даёт человеку молиться, отучает его любить и призывает полностью отказаться от перенесения каких-либо страданий – т. е. от несения своего креста (Мф. 10:38; Лк. 14:27), предлагая «жить в своё удовольствие».

В соединении со снисходительностью, насмешливость образует ту ровную и внешне безобидную черту характера, которую принято называть ироничностью, которая не имеет цели умалить окружающее, а скорее с усмешкой констатировать его малость и незначительность.

Кстати, слово «ирония» в переводе с греческого означает притворство.

Язвительная, злая, беспощадная ирония называется сарказмом.

Предел духовной нечистоты смеха – «гомерический хохот», гогот.

Насмешливость всегда сопровождается ощущением духовной опустошённости.

После приступов смеха человек делается доступнее для любых отрицательных воздействий, делается легко ранимым. Поэтому давно замечено, что за смехом, особенно у детей, часто следуют слёзы.

Оборотная сторона насмешливости – лукавство и отчуждённость.

«Шутку, – отмечает архимандрит Рафаил (Карелин), – чаще всего рождает не доброта, а превозношение. Под видом добродушной игры, в шутку унижая человека, мы доставляем удовольствие своему жестокому сердцу».

Шутка – это создание ложного мира – мира карикатуры, а значит – мира демонического, потому что отец лжи – диавол. Поэтому нет ничего удивительного в том, почему современная, так называя «массовая культура», так любит смех.

«Есть два смеха: светлый и тёмный, – рассуждает об этом архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). – Их можно различить по улыбке, по глазам смеющегося.

В себе его различить можно по сопровождающему смех духу: если нет лёгкого веселья, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех – несветлый.

Если же в груди жёстко и сухо, и улыбка кривится, то смех – грязный. Он бывает всегда после гадкого анекдота, после какой-нибудь насмешки над гармонией мира. Искривляемая гармония мира искривляет душу человека, и это выражается в искривлении черт его лица».

По учению Святых отцов, бесчинный смех – знак сластолюбивого сердца, души слабой и немужественной.

Смех рождается от беса блуда, от тщеславия, дерзости и пресыщения.

Смех расточает собранное в душе добро, удаляет от благодати Господней, убивает память смертную, производит забвение Страшного Суда.

Заражённый духом насмешливости человек не способен молиться «в духе и истине» (Ин. 4:23-24), ибо он не может молиться «со всей серьёзностью» – то есть от всего сердца, молитвой личной, в которой бы он присутствовал всей своей личностью.

Вот почему человека смеющегося Святые отцы считают нерадивым и невнимательным в духовной жизни.

Если речь у человека насмешливо-лукавая, его поведение неестественное, настроение легкомысленно-игривое, то он – духовно пустой. В таком человеке личность (образ Божий) вытеснена лукавой личиной.

А если человек блюдёт себя, благоговеет перед тайной жизни, – то он будет блюсти как всю свою жизнь, так и свой смех. Даже свою улыбку он соблюдёт перед Богом. И всё у него будет чисто и ясно.

Предание Церкви говорит о том, что Господь наш Иисус Христос никогда не смеялся. Но в Евангелии мы находим указания на то, что Он не раз проливал слезы (Ин. 11:35; Лк. 19:41).

Святые отцы, начертавшие для нас путь подражания Христу, были великими печальниками. Они плакали не только о своих духовных немощах, но и обо всём мире, обо всех людях.

Преподобный Антоний Великий, например, вообще не находил места смеху в жизни инока, и когда ученики спросили его: «Можно ли нам когда-нибудь смеяться?» – ответил: «Господь наш осуждает смеющихся, когда говорит: «горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете» (Лк. 6:26)».

В мире так много скорби, что христианину немыслимо беспечно смеяться, забыв о чужой боли.

Выдающийся сербский подвижник и богослов преподобный Иустин (Попович) в своей исповеди «Лань в потерянном раю» говорит:

«Во мне разлита какая-то магнитная сила печали.

Она неодолимо притягивает всё печальное в мире и слагает в моём сердце. Поэтому я – печальнее всех творений. И в слезах моих – боль за каждого…

Не смейтесь надо мной, о насмешники!

Ужас охватывает меня при мысли, что на этом печальном свете есть существа, которым бывает смешно.

О проклятый дар: смеяться в мире, где кипит печаль, бьёт ключом боль и свирепствует смерть.

Какой окаянный дар!».

Подготовил священник Александр Каневский

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!