Образование в Украине и ЕС: преодолимы ли различия?


Материально-техническая база

Европейцы большое внимание уделяют комфорту учащихся. Чиновники ежегодно вкладывают тысячи евро для того, чтобы усовершенствовать оборудование, модернизировать классы, оснастить их настолько, чтобы каждый смог чувствовать себя в школе лучше, чем дома.

По словам французских преподавателей, это напрямую влияет на успеваемость учеников.

Первым правилом чиновников в Финляндии является равномерное финансирование всех школ – независимо от населённого пункта. Таким образом, дети в сёлах и мегаполисах получают одинаково качественное образование и не имеют в дальнейшем каких-либо нареканий. К тому же, все учебники и канцелярские принадлежности в Финляндии являются бесплатными.

В Украине же практически всё, что связано с образованием детей, должны оплачивать их родители, поскольку государственное финансирование учебных заведений осуществляется по остаточному принципу. Какие уж там ремонты и новая мебель за государственный счёт!

Ещё одной преградой для украинских родителей является стоимость канцтоваров и образовательных услуг.

Если в Европе семья без проблем собирает ребёнка к началу учебного года, то отечественные семьи должны несколько месяцев откладывать деньги на покупку самого необходимого.

В минувшем году стоимость обычного рюкзака с комплектом канцтоваров и формой  достигала 4 тысяч гривен. И сегодня именно такую сумму получает большинство украинцев за месяц.

Существенным недостатком украинского образования является также наличие прорвы между городскими и сельскими школами, причины которой также кроются в неудовлетворительном финансировании сельских школ, проблемах с квалифицированными педагогическими кадрами, учебными пособиями и многим другим.

Программы первоклассников

Европейских детей, которые только приходят на обучение, стараются как можно больше поощрять добывать знания.

Так, в Германии первый день ребёнка в школе стараются сделать таким, чтобы он надолго запомнился новоиспечённому ученику. В этот день ему дарят сладости, всевозможные канцтовары и красивые украшения, создают атмосферу любви и радушия.

По мнению немецких психологов, это не только способствует максимально быстрой адаптации ребёнка, но и стимулирует его к обучению.

Нечто подобное происходит и в других европейских школах.

В Финляндии детей с первого класса учат тому, что понадобится им в жизни – ориентированию на местности, подсчёту стоимости товара со скидкой, вычету процента от налога, созданию резюме, контролю банковского счёта и т.п.

В этой стране полностью отказались от классического вызова к доске.

В классе работает учитель и его помощник, которые помогают ученикам решать соответствующие задачи. При этом, школьник может сидеть как за партой, так и на полу, и имеет право в любой момент урока свободно выйти из класса.

Этой либеральностью финские школы радикально отличаются от школ британских, в которых по-прежнему стараются придерживаться более консервативного стиля воспитания.

Любопытный факт: телесные наказания в школах Британии были официально отменены лишь в 1987 году, но в некоторых частных закрытых учебных заведениях ротанговая трость по-прежнему не стоит без дела.

В государственных школах Великобритании школьная программа наполнена многими  дополнительными предметами: музыкой, рукоделием, латынью, рисованием. Все базовые дисциплины дети познают в форме игры.

В Германии же большее внимание уделяют профессиональной подготовке молодого поколения. Детей в школе знакомят с различными профессиями, дают представление о том, кто чем занимается – чтобы уже в раннем возрасте у них формировалось видение своей будущей профессии.

Кроме того, с 5-го класса проводят практики, которые имеют цель направить ребёнка к избранию узкого профиля.

В Украине до начала обучения школьники должны уметь считать, уметь выполнять простейшие арифметические действия, знать алфавит. Умение читать слоги и короткие слова не декларируется в общеобразовательных школах, но всячески приветствуется. В детских садах в течение нескольких лет детей поэтапно готовят к школе.

Если родители выбирают для своего ребёнка гимназию, то они стараются в течение года подготовить ребенка к поступлению и обучению в ней.

При поступлении в гимназию ребёнка попросят и почитать, и написать несколько слов печатными буквами.

В современной начальной школе маленьких украинцев учат азам физики, химии, биологии, но способны ли дети воспринимать даже азы этих предметов?

Родители, дети которых проходили  в начальной школе (не знаю, проходят ли сейчас) предмет под названием «Я и Украина» хорошо понимают, о чём я говорю.

Пытаясь объяснить 7-8-летнему ребёнку некоторые параграфы учебника по этому предмету, невольно вспоминалось старое доброе советское «Природоведение», в котором всё объяснялось красиво и просто, а главное – с учётом возрастной способности ребёнка воспринять материал.

С первого класса в школах Украины дети садятся за парты и проводят, сидя за ними весь учебный день, хотя и с перерывами. Многих детей работающие родители вынуждены оставлять в группу продлённого дня. Так что украинские дети проводят в школе около 8 часов каждый день.

Дифференциация классов и обучения

В Украине всё популярнее становятся классы с углублённым изучением одного из предметов. Наиболее рейтинговыми являются классы с углублённым изучением иностранного языка.

С одной стороны, углублённое изучение предмета даёт ученику больше знаний по определённому предмету, а с другой – порой идёт в ущерб изучению других предметов.

В Финляндии к такому разделению относятся крайне негативно. В этой стране считают, что все дисциплины должны быть равноценными по той причине, что школьник, в силу своей интеллектуальной, психической и социальной незрелости, априори не может выбирать для себя узкий профиль, не познав весь спектр предложенных предметов.

Нечто подобное происходит и в Германии, где процесс профессионального выбора начинается только в старших классах, когда дети во время каникул проходят практику. Тогда педагоги и определяют, кто из воспитанников имеет, скажем, склонности к изучению точных наук и, соответственно, может стать инженером или технологом.

Особенности образования

Британское образование считают одним из самых качественных. Выпускники британских школ часто поражают результатами общих тестов.

Например, в тесте на определение IQ-уровня двое школьников из Великобритании сумели превзойти выдающихся учёных Стивена Хокинга и Альберта Эйнштейна.

Ещё одной особенностью Великобритании является то, что в стране до сих пор действуют частные школы закрытого типа. В каждой из них есть форма. Дети учатся здесь, как в школе-интернате, проживая в одном из корпусов заведения. В этом же здании живут и учителя, которые следят за порядком.

Здесь есть зоны отдыха, площадки для игр, спортзалы и небольшие читальни. Кстати, именно одна из таких школ стала основным фоном в книге о Гарри Поттере.

Однако первенство в мировых рейтингах по уровню образования всё же занимает Финляндия.

Многие исследования подтвердили, что страна занимает первое место по показателю уровня знаний и количеству детей, которые любят читать, второе место – в сфере естественных наук, пятое – по математике.

Такие показатели страна достигает благодаря действенным методикам обучения, основанным на специфической ментальности финнов, благодаря которой, кстати, в Финляндии – самый низкий уровень коррупции в мире.

Кстати, пару слов о финской ментальности.

У большинства финнов нет тяги к роскоши.

Финны уверены в том, что незаконное обогащение своей семьи за счёт других представителей своего народа – есть выражение ненависти к своему народу. Поэтому так, по мнению финнов, поступают только выродки.

Финны уверены в том, что так называемый «распил» бюджетных (то есть народных) средств – есть проявление ненависти к своим детям и внукам, так как им ездить по этим дорогам и учиться в этих школах. А ненавидеть своих детей и внуков может только выродок.

Финны уверены в том, что «устраивать» своих детей – большой вред во всех смыслах слова. Если человек не смог достигнуть всего сам или хотя бы законно войти в наследство через образование и свои успехи – значит, этого права он просто не достоин. А закладывать проблемы на будущее своим детям может только глупец.

Вот на такой ментальности и почивает успех финского народного образования.

В отличие от европейских школ, выпускники которых далеко не всегда продолжают обучение в высших учебных заведениях, в Украине большинство выпускников продолжают обучение в университетах, институтах и академиях.

Это вызвано тем, что отечественные работодатели не спешат нанимать человека без диплома – даже если речь идёт о вакансиях, не требующих высшего образовательного уровня.

В отличие от стран ЕС в Украине с удивлением реагируют на людей без вузовского диплома.

Оценивание

В Европе в начальных классах школьникам не ставят оценок вообще и не задают уроков на дом.

С 3-го до 7-го класса финны получают показатели «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». В старших классах действует 10-балльная шкала оценивания.

Все оценки вместе с отметками о посещении или комментариями преподавателей вносятся в электронный дневник – чтобы и родители, и ученики всегда имели доступ к показателям текущей успеваемости.

А вот в Германии действует нетипичная система оценивания, которая заключается в том, что самая высокая оценка с третьего класса – это «1», а самая низкая – «6».

В целом в Европе используют 10-балльную шкалу, однако есть заведения, где действует 100-балльная система.

Работа преподавателя

Быть учителем в Европе – почётно. Педагоги получают немалую зарплату.

В частности, в Финляндии преподаватель зарабатывает более 50 000 долларов в год, во Франции – от 38 000, в Дании41 000.

В Украине же учителя получают мизерную заработную плату – самую низкую в Европе. Однако обязанностей, которые выполняет украинский педагог – не сосчитать.

Только в Украине учитель выступает и психологом, и надзирателем, и воспитателем, и спортивно-культурным организатором, и сценаристом торжественных событий, олимпиад и тому подобное.

Подводя итог вышесказанному, можем сказать только одно: никакие «европейские реформы» нас к Европе не приблизят и уж тем более Европой нас не сделают.

До тех пор, пока каждый из нас – от просто родителя до олигарха, от простого учителя до министра образования – не вытравит из себя бескультурье, невежество, духовную пустоту и нравственное убожество, до тех пор в каждом из нас махровым цветом по-прежнему будет процветать всё то, что мешает нам жить и двигаться вперёд.

Дмитрий Донской, кандидат технических наук, по материалам 24tv.ua