О ПЛАТКАХ И ШЛЯПКАХ

Едва я переступил порог храма с маленькой дочкой на руках, как мне наперерез бросилась пожилая женщина из категории пресловутых «бабушек» – с явным намерением не пустить нас в храм…

– Наденьте девочке шапку!

– Матушка, молитесь спокойно…

– Нет, вы меня послушайте. Или наденьте шапку, или сейчас же выйдите из храма.

– Матушка, девочке МОЖНО находиться в храме без головного убора.

– А я говорю – нельзя!

– Я сам священник, что вы спорите?

– Ай-яй-яй… Священник, а такого не знает… Священник называется… Чему других-то научишь, когда сам ничего не знаешь?..

Такой «доброжелательный» разговор состоялся два года назад в храме небольшого городка, в котором я оказался волею случая. Со мной была маленькая дочь, и она была без шапочки.

Мне кажется, что в подобных ситуациях оказывались многие наши читатели. Однако не все, я думаю, знают ответ на вопрос: почему женщина, перед тем, как войти в храм, надевает головной убор, а мужчина – наоборот – обнажает голову?

Надо сказать, что такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно – ещё к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову.

Головное покрывало свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Оно означало, что женщина несвободна, что она принадлежит мужу.

«Оголить темя» женщины или распустить её прическу значило унизить или наказать её (см.: Ис. 3:17; ср. Чис. 5:18).

Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову.

Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой – это считалось оскорблением мужу.

А вот девочки и незамужние девушки голову не покрывали – именно по той причине, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины, каковыми они пока не являлись.

Дома замужняя женщина снимала покрывало, но выходя из дома, обязательно его надевала.

А теперь представьте ситуацию: Апостолы возвещают наступление новых времён. Прежнее прошло, мир подошёл к черте, за которой начнется всё новое!

Люди, принявшие Христа как своего Спасителя, переживают поистине революционное настроение.

Немудрено в таком состоянии отвергнуть всё старое, прежнее и стремиться к новому.

Собственно, это и произошло среди христиан Коринфа.

Многие из них начинают учить, что традиционные формы поведения и приличий нужно отменить. По этому поводу Апостол Павел высказывает своё мнение и говорит, что такие споры крайне вредны, ибо дискредитируют христиан в глазах окружающих. В их глазах христиане представляются какими-то скандалистами, нарушителями общепринятых приличий и норм поведения. И Апостол Павел разворачивает целое богословское доказательство, что не нужно нарушать принятых норм поведения.

Вот этот текст (1-е Послание к Коринфянам, глава 11 ст. 1-19).

«Будьте подражателями мне, как я Христу.

Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам.

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.

Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.

И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.

Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.

Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.

Ибо не муж от жены, но жена от мужа;

и не муж создан для жены, но жена для мужа.

Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.

Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе».

Разберём этот фрагмент подробней.

«Будьте подражателями мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам».

Апостол Павел традиционно хвалит своих адресатов. Даже если они виноваты, Апостол никогда не начинает с упрёков. Он говорит добрые слова, в свете которых виноватым должно стать стыдно, что они не оправдывают ожиданий великого Павла.

«Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18) – любимый совет Ап. Павла, который он нередко напоминает христианам.

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог».

Мы говорили выше, что покрытие головы для женщины означало, что она – ЗА-мужем, она подвластна мужу. То есть, платок на голове был знаком, что над нею есть муж.

Свою аргументацию Апостол Павел разворачивает и рисует целую цепочку взаимоподчинённости.

Он напоминает читателям, что всё в мире подчинено законам, пронизано иерархичностью. И не надо отменять то, что существует и служит делу гармонии и порядка.

Надо отметить, что вообще Ап. Павел уважает закон, законность и никогда не призывает христиан к бунтам и неповиновению.

«Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову».

Для Павла странно слышать, что некоторые женщины снимают в христианских собраниях головное покрывало. Почему они это делали?

Вы помните, как любили обращаться друг к другу христиане? Брат, сестра. Мы все – близкие и родные, духовные родственники. Сам Христос считал учеников Своей семьёй. Однако в Евангелии описана шокирующая история.

Однажды, во время проповеди Иисуса, «некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:47-50).

Если бы мы хорошо знали о том, как важны на Востоке были семейные связи, как много значили для человека его семья и родственники, мы несомненно удивились бы радикализму слов Христа. Однако Он Свою семью расширяет на всех, кто станет Его учеником

Поэтому христиане изначально любили называть друг друга «брат» и «сестра», поэтому и священника мы ласково называем «отцом», «батюшкой», а почтенных пожилых прихожанок величаем «матушками».

Христианская община – твоя семья! А в семье, со своими, женщина могла голову не покрывать, и покрывала она её, выходя к чужим, на улицу. Вот поэтому некоторые коринфские христианки снимали головной платок, приходя в общину.

Но Ап. Павел не считает это удачной идеей. Ведь окружающие не будут вникать в богословские тонкости взаимоотношений членов христианской общины. Они будут сплетничать и зубоскалить.

Вот собираются христиане вечером на молитву. Затворяют двери (непосвящённых в собрание не пускали), совершают там богослужения, которые сами называют агапы – «вечери любви». Но что они там делают за закрытыми дверями, если находящиеся там женщины, как в семье или как базарные блудницы, не покрывают голову?

Враги Церкви с самого начала распространяли о христианах всевозможную клевету.

Не исключено, что христианки Коринфа, снимая головные покрывала, тоже давали повод придумывать о христианах всякие непристойные сплетни.

Поэтому Ап. Павел пытался убедить коринфских женщин в том, что снимать головное покрывало на богослужении – такая же глупость, как и бриться наголо.

«Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа».

Ещё один риторический приём Ап. Павла – доказывать свою мысль разными примерами.

Вот и здесь, чтобы ещё раз мотивировать необходимость женщине покрывать голову, Апостол напоминает эпизод с Моисеем.

Когда Моисей, после общения с Богом, сошёл с горы Синай, лицо его сияло так сильно, что он положил на него покрывало (Исх., 34-я глава). Вот так, говорит Ап. Павел, и в нашем мире. Женщина – принадлежит мужу. Она сияет его славой и честью и должна беречь это сияние под целомудренным покрывалом.

Сияние это она не должна открывать посторонним, но только своей семье.

«Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога».

Ап. Павел смягчается. Слишком сильно он «надавил» на христианок, слишком строг был. Поэтому он говорит, что все должны жить в уважении и любви друг к другу и ни над кем не доминировать.

Заканчивается этот отрывок весьма важным добавлением. Внимательно прочитайте его.

«А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая. Но… <…> слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные».

Апостол говорит, что спорить, вводить какие-то экстравагантные новшества – не нужно: если бы кто захотел спорить, то «мы не имеем такого обычая».

Нет такого обычая – спорить и диктовать свои мнения Церкви!

Впрочем, в конце Ап. Павел говорит, что ставить и мирно обсуждать какие-то вопросы – вполне допустимо. Возможно, тогда более искусный и убедительный оратор сможет доказать свою правоту.

А теперь, когда мы разобрали этот текст, давайте поставим ряд вопросов и на них ответим.

Имеет ли христианское основание ношение женщиной головного покрывала?

Нет, это общая восточная традиция, которая всё же была принята христианами во времена Апостола Павла – чтобы христиане не «скандализировали» общество, не порождали клевету и сплетни, не казались смутьянами и нарушителями общественных приличий.

Сам Апостол Павел считает это нужным?

Несомненно!

Как человек своего времени и своей культуры Апостол Павел считал, что это очень важно. Именно поэтому Апостол так горячо, вновь и вновь приводя различные аргументы, защищает эту традицию – возможно, потому, что поведение христианок Коринфа вызвало какое-то смущение или даже скандалы в городе или нестроения в самой Церкви.

Впрочем, Апостол Павел крайне мало уделяет внимания обрядам и традициям, на первое место всё же вынося практические вопросы веры и нравственной жизни.

Как, исходя из этого, должна поступать благочестивая христианка?

На Руси сохраняется благочестивый обычай женщине молиться в храме с покрытой головой. Этим женщина воздаёт уважение и почтение к первохристианской церковной традиции.

В то же время, не будем забывать, что речь идёт не вообще о представительнице женского пола, а именно о ЗАМУЖНЕЙ женщине. Для неё платок может быть «статусной» вещью, знаком её замужества. Или, скажем, знаком вдовства либо просто почтенного возраста.

Разумеется, что маленькая девочка в платочке выглядит умилительно, как, впрочем, целомудренно выглядит в платке и незамужняя девушка. И если это – благочестивый зов родителей девочки или внутренняя потребность незамужней девушки – это замечательно!

Вместе с тем, женщина не должна относиться к головному покрывалу, как к чему-то принципиальному для веры и духовной жизни. Внешнее благочестие, не подкреплённое благочестием внутренним, не многого стоит.

Протоиерей Константин Пархоменко

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!