О ЧЁМ ПРОПОВЕДУЕТ СКАЗКА «ТРИ ПОРОСЁНКА»

В названии статьи не случайно использовано словосочетание «сказка проповедует». Сказки, языком образов и аллегорий, повествуют о нашем внутреннем мире и наших отношениях с ближними, передавая читателям или слушателям доступным языком Евангельские истины.

В данной статье мы рассмотрим, как всем известная сказка «Три поросёнка» закладывает в наше сознание кирпичик здания веры во Христа.

На подобный разбор детских сказок нас, в некоторой степени, натолкнуло творчество святителя Григория Двоеслова.

В частности, когда святитель Григорий анализировал книгу Иова, он выделял в ней 4 уровня смысла: буквальный, аллегорический, нравственный и духовный. И мы попытались увидеть эти 4 уровня смыслов в детских сказках.

Буквальный смысл – это то, что вы читаете и то, что видно невооружённым глазом. Он позволяет войти в текст.

Начнём с первых слов сказки.

«Жили-были» – это общее начало многих сказок, указующее нам на то, что перед нами – текст-притча, призванная пронести через века определённый нравственный смысл и поместить его в сердце человека.

Указанные два слова не привязывают читателя ни ко времени, ни к месту. То есть с самых первых слов текст уводит нас в смысловое пространство вне времени и вне контекста сегодняшнего дня – значит, текст сказки имеет отношение ко всем временам и народам.

Герои сказки – три поросёнка – родные братья. Это – и образ отдельной семьи и, если хотите, образ целого человеческого сообщества.

Старший брат – ему (по чину старшего брата) наставлять своих младших братьев, оберегать и заботиться о них.

Именно это он и делает.

Появляются три угрозы: голод, холод и волк.

Эти три угрозы двигают мотивами трёх поросят.

Старший брат предостерегает братьев о надвигающемся холоде, предлагает построить дом и зимовать вместе под одной тёплой крышей. Однако младшие братья желают строить отдельные домики – каждый для себя.

Старший брат отвечает за семью. Он считает, что братья должны жить вместе, под одной крышей и потому он строит дом ДЛЯ ВСЕХ, понимая, что беспечное поведение ленивых братьев может привести к погибели всех.

Завершается тёплое лето. Оканчивается период беззаботности и вольницы, и наступают первые холода. Пора позаботиться о жилье, но младшие не хотят браться за работу.

«Успеется! До зимы ещё далеко. Мы ещё погуляем», – говорят они.

Лень, беспечность и желание веселиться откладывают строительство укрытия на последний момент. Ленивые поросята продолжают играть в свои поросячьи игры, пока большая лужа не начинает покрываться тоненькой корочкой льда. В итоге, внешние обстоятельства принуждают их приступить к работе.

Как они справляются с задачей?

На скорую руку, в течение одного дня, «герои» сооружают два домика – дом из соломы и дом из веток.

Здесь важно отметить, что выбор материала для строительства домов на зиму есть прообраз нравственного выбора. По этому критерию герои сказки делятся на две группы.

Первая – строящая из соломы и веток – принимает жизненно важные решения по принципу «легко и быстро», демонстрируя легковесное и самоуверенное отношение к своему будущему.

Эта группа составляет 2/3 «поросячей семьи». Можно сказать, что таким же принципом руководствуется около 70%  представителей человеческого сообщества.

Вторая группа – строящая из камня и глины – реализует модель «трудно, но надёжно». Иными словами, треть человеческого сообщества рассчитывает на худшее и не надеется на слепую удачу.

Отведенное тёплое время (читай – время жизни) герои сказки используют по-разному.

Одни видят в нём возможность пожить в своё удовольствие. Другие – шанс подготовится к трудностям, встреча с которыми неизбежна.

Сделаем первые выводы.

Человеческая природа, удобопреклонная ко греху, стремится идти по лёгкому и быстрому пути, не желая задумываться о возможной встрече с суровыми обстоятельствами.

Мы не желаем думать о смерти, а значит – не только не готовимся к ответу на частном и Страшном судах, но даже не желаем тщательно разобраться с тем, ЧТО нам заповедал Бог, и какую невидимую брань нам предстоит вести с врагом рода человеческого.

Мы все совершенно по-разному относимся к отведённому нам драгоценному времени жизни. Одни стремятся использовать жизнь, чтобы получать радость от удовольствий и наслаждений, предоставляемых этим миром, другие стремятся использовать имеющийся временной ресурс на покаяние и дела благочестия.

Что же происходит с силами души идущего по пути «легко и быстро»?

Лукавый дух настойчиво внушает нашему рассудку мысли: «как-то пронесёт», «пока есть возможность – живи и радуйся». Лукавый дух не даёт рассудку прислушаться к голосу совести, которая говорит: «так всегда не будет».

В чувствах главенствуют телесные желания – хочется веселья, тепла и телесного комфорта. Воля под воздействием чувств и рассудка расслабляется и исполняет желания плоти.

Такие люди живут по принципу: «Станем есть и пить, ибо завтра умрём» (1 Кор. 15:32).

К подобному образу жизни подходит словесный ряд: лень, нега, легковесность, вольница, пренебрежение к тяжёлому труду, насмешка над трудящимся, презрение к добру, поиск лёгкого пути, бесчинство.

Последнее наиболее ярко выражено в отношениях младших братьев к старшему – от отказа следовать благоразумному совету совместно строить дом до насмешек над его неутомимым трудом.

Старший брат кротко и великодушно терпит насмешки, готовится к испытаниям, рассуждает о грядущих угрозах и о необходимости защиты. Он чувствует, что каждого из братьев рано или поздно настигнут испытания. Его рассудок занят размышлениями по поводу того, каким должен быть дом и как именно он должен быть построен.

Его воля сдерживает желание повеселиться вместе с братьями, от которых он терпит насмешки.

В его чувствах преобладают жертвенность, стремление трудиться ради спасения семьи, радость от созидания блага ДЛЯ ВСЕХ.

Заботливость, трудолюбие, надёжность, предусмотрительность, скромность, молчаливость, воздержание, кротость, благость, долготерпение, мир, радость, неутомимость в труде, внимательность и, главное, любовь – качества ставшего на путь спасения.

Всё это мы видим в известной сказке!

О любви и заботе старшего брата говорит не только достаточный для всех размер дома, в который он принимает младших братьев, но и предусмотренный им размер котла.

Наф-Наф не только собирается укрыть своих беспечных братьев от угрозы и успокоить, но и готовится их кормить. Поэтому в котёл помещается даже… волк.

Предусмотрительно подготовившись к худшему, с любовью в сердце, старший брат ждёт своих младших братьев.

Обратим внимание на выбор героями материала для строительства. Он же нам подскажет и главное слово, которым можно выразить весь смысл сказки.

Главное слово сказки – камень. Это тот материал, из которого построен дом старшего брата.

КАМЕНЬ – вот основание спасения!

Господь говорит: «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7:24-25).

Господь в буквальном смысле говорит нам о надёжности каменного дома, который не могут поколебать ни реки от дождя, ни ветры.

Главные свойства камня – твёрдость, устойчивость, нерушимость, крепость.

Воспринимая сначала буквальный смысл слова «камень», мы увидим в нём не только надёжный материал для строительства укрытия, но, углубившись, постигнем также символический, нравственный и духовный смыслы.

В символическом смысле под образом каменного дома Наф-Нафа мы можем увидеть Церковь Христову.

Её основание – наш Спаситель, Её камни – апостолы и святые.

Таинства Святой Апостольской Церкви опаляют нашего врага.

Живущий внутри такого Дома – спасается.

В нравственном смысле камни есть заповеди, которые кладутся в основу наших дел. Великопостный канон святителя Андрея Критского напоминает: «Утверди, Господи, на камне заповедей Твоих колеблющееся сердце мое, ибо Ты один Свят и Господь».

В духовном смысле Камень есть Господь наш Иисус Христос.

«Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?» (Мф.21:40).

Апостол Павел прямо говорит: «…вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим. 9:33).

И ещё: «…каждый смотри, ка́к строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:10-11)

Таким образом, верующий во Христа кладёт Его заповеди в основание своих поступков.

Для людей, живущих в миру и стремящихся к праведности, камнями для дома души являются чистые намерения, стремление благоугождать Богу исполнением Его заповедей.

Всё, что находится за пределами этого, является соломой – и это человек рано или поздно обнаружит, когда Господь попустит ему встретиться с «волком».

Кто же этот «волк»?

В буквальном смысле волк – хищное животное.

В нравственном смысле – это страсти, наши главные внутренние враги. Они есть «…многонедужныя струпы, яже в души, иже присно борются со мною».

В духовном понимании «волком» является враг рода человеческого, избавить от которого мы просим в молитве перед Святым Причастием: «Да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду».

В переводе на русский язык эта фраза звучит так: «Да не случится так, что, сильно разобщённый с Тобою, я буду похищен духовным волком».

Сказка «Три поросёнка» хорошо показывает, что происходит в душе человека, когда он сталкивается с лукавым.

Три брата – три разных дома – и три разных воздействия на них волка.

Соломенный дом Ниф-Нифа волк разрушает троекратным дуновением. Подобно этому и в нашей душе действует чужой дух, стремящийся нас погубить.

Сначала он «дует» на наш рассудок своим помыслом, потом «дует», чтобы этот помысел овладел нашими чувствами, и в заключение «дует», чтобы рассудок и чувства под воздействием его мысли принудили нашу волю к капитуляции.

Когда «волк» сталкивается с упорством не принимающих его внушений, тогда он прибегает к хитрости, принимая на себя вид овцы («Это я, бедная маленькая овечка! – тонким, чужим голосом пропищал волк»).

Господь остерегает нас: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15).

Волк подбирается к нашему сердцу, когда мы под видом добра творим беззаконие, когда следуем за идеями мирской справедливости, приводящими в итоге к разрушению. Вся мировая история свидетельствует, что практически все социальные конфликты и революции совершались под лозунгами социальной справедливости, но приводили в итоге к разрушению государств и неисчислимым народным бедствиям.

Враг в шкуре овцы уже внутри нас, когда мы убеждены в собственной праведности и видим «неправоту» ближних.

Научаясь от «волка», мы сами постепенно становимся сродни ему. Мы сами разрушаем сердца ближних, лицемерно выказывая себя праведниками.

Итак, овладев или разрушив мыслительную и желательную силы души, враг подбирается к нашей воле.

Воля, будучи свободной, остаётся «царицей души», способной или склониться к греху вслед за рассудком и чувствами, или послушать совесть, выбрав заповеди.

Через наполнение души страхами, через принуждение подчиниться мнению большинства, а порой и посредством прямого воздействия, враг толкает волю ко злу.

Вспомним, как в сказке волк пытается овладеть домом Наф-Нафа: сначала он дует на дом, потом трясёт дверь, от злости царапает когтями стены дома и грызёт камни, «но он только обломал себе когти и испортил зубы».

Наконец, он лезет в дом через трубу в крыше. Но «Наф-Наф быстро бросился к котлу, в котором на огне кипела вода, и сорвал с него крышку… и чёрный, как трубочист, волк бултыхнулся прямо в кипяток».

Как тут не вспомнить грозное евангельское предостережение для всех врагов Церкви Христовой, желающих уничтожить Её: «И тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит» (Мф.21:44).

В доме души, построенном на камне заповедей Господних, незримо присутствует благодать. Она-то и опаляет, и жжёт волка.

Убегая от поросят, «волк четыре раза перекувыркнулся через голову».  Символически это означает то, что враг оставляет в покое совесть и три силы души непокорённого им человека.

Видим ли мы в братьях-поросятах два разных образа жизни, невидимую брань сил души, или не видим – вопрос духовной зрелости человека. Важно то, что сказка готовит сознание наших детей к принятию Святого Евангелия, к желанию устроить свою жизнь на Христе (как на Краеугольном камне) и на Его заповедях («весь живот наш Христу Богу предадим»).

Заложенный в детском подсознании образ спасающего каменного дома оживает уже в сознательном возрасте – вместе с Евангельскими словами о доме, построенному на камне (Мф. 7:24-25).

Лариса Бойко-Бойчук, сотрудник ОО «Украина Православная»

Автор приносит благодарность Жукову А.Н. за ценные замечания по содержанию статьи