«НОВАЯ УКРАИНСКАЯ ШКОЛА»: НА ТОТ ЛИ КУРС ЛЁГ ШКОЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ УКРАИНЫ?

Каждый раз, когда власть предержащие берутся за коренное обновление образовательной системы, мы понимаем, что такой шаг вызван какими-то серьёзными причинами, связанными, прежде всего, с необходимостью переустройства сознания людей.

Почему же власти вдруг решили круто изменить линию школьного образования и в срочном порядке провести реформу под названием «Новая украинская школа» (НУШ)? Что представляет собой НУШ?

Что изменится в образовании с её внедрением?

Оправдаются ли наши надежды оптимистов на то, что радикальная перезагрузка базовой социальной отрасли позволит получить более совершенный результат по сравнению с тем, какой давала школа прошлого – покажет время. Тем не менее, проанализировав основные постулаты НУШ, а также наметившиеся тенденции в современном образовании, можно попытаться спрогнозировать – какой продукт мы получить «на выходе».

14 декабря 2016 Кабинет Министров утвердил Концепцию Новой украинской школы (НУШ).

Что такое НУШ?

НУШ – это долгосрочная реформа Министерства Образования и науки (МОН), направленная на изменение среднего образования в Украине.

Авторы реформы утверждают, что НУШ ставит целью «воспитание инноватора и гражданина, умеющего принимать ответственные решения и придерживаться прав человека».

Новая школа будет работать «на основе личностно-ориентированной модели образования, в рамках которой школа максимально учитывает права ребёнка, его способности, потребности и интересы, реализовывая на практике принцип детоцентризма».

А также – «на принципах педагогики сотрудничества, основные из которых: общение, взаимодействие и соработничество между учителем, учеником и родителями, уважение к личности, доброжелательность, взаимоуважение, принцип социального партнёрства (равенство сторон, добровольность принятия обязательств, обязательность исполнения договорённостей)».

Согласно Концепции новой школы, инструментом, который должен обеспечить успех НУШ, должно стать «сквозное использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и в управлении учебными заведениями».

ЧТО МЕНЯЕТСЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Главное изменение для учащихся касается подходов к обучению и содержанию образования. Вместо того, чтобы овладевать знаниями, умениями и навыками, как это было раньше, ученики новой школы будут приобретать компетенции.

Компетенции – это «динамическая комбинация знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, других личных качеств, которая определяет способность человека успешно социализироваться, осуществлять профессиональную и/или дальнейшую учебную деятельность».

Законом «Об образовании» закреплён список основных компетенций, который создавался на базе «Рекомендаций Европейского Парламента и Совета Европы по формированию ключевых компетентностей образования на протяжении жизни» (от 18.12.2006 гг.):

  •  свободное владение государственным языком;
  •  способность общаться на родном (при отличии от государственного) и иностранных языках;
  •  математическая компетентность;
  •  компетентности в области естественных наук, техники и технологий;
  •  инновационность;
  •  экологическая компетентность;
  •  информационно-коммуникационная компетентность;
  •  обучение в течение жизни;
  •  гражданские и социальные компетентности, связанные с идеями демократии, справедливости, равенства, прав человека, благополучия и здорового образа жизни – с осознанием равных прав и возможностей;
  •  культурная компетентность;
  •  предприимчивость и финансовая грамотность.

Государственные стандарты могут расширять этот список.

Общими для всех компетенций являются так называемые сквозные умения: читать с пониманием, выражать и логически обосновывать собственное мнение, критически, системно и творчески мыслить, проявлять инициативу, конструктивно управлять эмоциями, оценивать риски, принимать решения, решать проблемы, сотрудничать с другими людьми.

Для приобретения компетенций школьников будут обучать с помощью деятельностного подхода, который представляет собой «учение через деятельность».

Будет внедрено интегрированное (когда объединяются несколько дисциплин для изучения одной и той же темы) и проектное обучение, чтобы учащиеся могли получить целостное представление о мире и научиться решать поставленные задачи с помощью знаний по разным дисциплинам.

В школы вводится инклюзивное образовани», в рамках которого дети с особенными образовательными потребностями будут учиться в традиционных школах, что позволит им социализироваться в коллективе.

Школьное обучение увеличится до 12 лет: начальная школа – 4 года, базовое среднее – 5 лет в гимназии, профильная старшая школа – 3 года в лицее, где дети будут учиться по выбранному профилю с акцентом на предметах конкретного направления обучения.

Школьников будут по-новому оценивать. В 1 и 2 классах оценки детям ставить не будут, а в конце года они получат «Свидетельство достижений», которое даёт возможность сделать выводы именно о процессе обучения и развития ученика.

ЧТО МЕНЯЕТСЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Реформа предусматривает определённые стимулы для личностного и профессионального роста педагогов.

Учитель ограничен теперь только Госстандартом результатов обучения – перечнем того, что должны знать и уметь учащиеся, закончившие определённый этап обучения.

Как достичь этих результатов, учитель будет определять сам.

И хотя МОН будет предлагать типовые учебные программы, однако любой учитель или авторская группа могут дополнять их или создавать свои.

У учителя в НУШ – новая роль.

Это роль не источника знаний, а коуча (того, кто не учит, а помогает учиться; кто занимается не общим развитием, а формированием оговорённых умений), фасилитатора (человека, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию), тьютора (преподавателя, который даёт дополнительные занятия, сопровождает процесс индивидуального образования в школе), модератора (наставника, который организовывает и поддерживает активную работу в группах) в индивидуальной образовательной траектории ребёнка.

Учителя должны будут взять на вооружение педагогику сотрудничества и личностно-ориентированный подход к обучению учеников.

Будет кардинально сокращена бюрократическая нагрузка на учителя – в том числе, благодаря переходу на систему образовательного электронного документооборота (вместо наличной документации).

Педагоги смогут ежегодно повышать квалификацию за госсредства не только в институтах последипломного педобразования, но и в избранных самими педагогами организациях.

Для учителей министерство введёт сертификацию – добровольную проверку, прохождение которой позволит учителям получать 20% надбавку к ЗП и освободит от аттестации.

ЧТО МЕНЯЕТСЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Родители смогут влиять на образовательный и воспитательный процессы, создавая органы самоуправления.

Школы будут обязаны обнародовать получаемые ими государственные или благотворительные средства и информацию о расходах.

Родители смогут перечислять благотворительные взносы целенаправленно на школу, а не собирать наличные средства, которые сложно учитывать.

НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

НУШ требует новой образовательной среды, которая во многом будет создана благодаря современным информационно-коммуникативным технологиям.

В каждом классе должны быть созданы пространства для учебно-познавательной деятельности; художественно-творческой деятельности; отдыха – с ковром для сидения и игры, и т. п.

Каждый ребёнок должен учиться за одноместным столом-трансформером, который можно легко передвинуть для работы в группе.

НУШ будет поддерживать электронная платформа для создания и распространения электронных учебников и обучающих курсов для школьников и учителей.

Классические дидактические средства обучения дополняются цифровыми лабораториями для экспериментов и практических опытов.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

Всё вышеописанное можно найти на сайтах МОН, НУШ, Освiта.UA и др.

То есть, всё, о чём мы написали выше – это, что называется, официальная версия – официальное видение прекрасного далёка.

Многое остаётся между строк. И это междустрочье очень напоминает известную народную поговорку: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

Совершенно очевидно, что школьный корабль встретит на своём пути многочисленные подводные камни и даже айсберги.

В отношении учащихся один из подводных камней – это так называемые «партнёрские отношения» с учителем, которые означают, что учителя ставят на один уровень с учениками, где он из Наставника – человека, глубоко уважаемого – превращается в «коуча» и «фасилитатора» или кого-то ещё из области сетевого маркетинга.

Таким образом в детском сознании разрушается одна из важнейших жизненных установок – нарушается иерархическое восприятие мира. А в мире обязательно есть Старший и младший, Воспитатель и воспитанник, Начальник и подчинённый, генерал и рядовой – и между ними, конечно же есть и взаимосвязь, и взаимная ответственность, но нет и не может быть равенства в силу несопоставимой разницы в опыте, возрасте, занимаемой должности.

Не важно, что ребёнок может (возможно) сам находить какую-то информацию – учитель и при этом остаётся его Наставником, а не кем-то из сферы услуг.

Ещё один подводный камень – профильная старшая школа.

Ученикам, которые определились с будущей профессией, предоставляют возможность изучать в нормальном объёме только те предметы, которые нужны им для поступления на конкретный факультет высшего учебного заведения. Остальные же опустят (полностью).

Настоящий айсберг –  внедрение в школах интегрированных уроков – когда материал нескольких учебных предметов объединяется в один.

МОН утверждает, что такие уроки будут «формировать у учащихся целостную картину мира и повышать их познавательный интерес».

В частности, предлагается объединить физику, химию и биологию в один предмет – «Естественные науки», добавив в него астрономию, экологию и географию.

Интересно, кто же будет преподавать этот суперпредмет? Ведь его преподаватель должен быть докой сразу в шести предметах!

Язык и литература сольются в предмет «Словесность», а алгебра и геометрия будут объединены в общий курс «Математика».

Каждый такой предмет будет преподаваться всего пару часов в неделю – что практически гарантирует учащимся отсутствие систематических знаний по вышеупомянутым предметам.

Лишь в старшей профильной школе будет возможность создавать собственные спецкурсы для углублённого изучения предмета.

Обязательные предметы сократят с 22 до 9!

Вот только не ясно – зачем при таком сокращении и «объединении» понадобилось увеличивать продолжительность учёбы в школе до 12 лет?

На недоумение родительских комитетов по этому поводу в МОН ответили, что будет расширено… преподавание патриотического воспитания и физкультуры!

Впрочем, идея подобных глобальных перемен в образовании имеет немало противников.

Артём Кияновский, директор одного из лучших в Украине учебных заведений – авторского учебно-воспитательного комплекса «Школа гуманитарного труда» в г. Херсон:

«По приказу из Киева из школьной программы убирают часы на изучение искусства, информатики. Объединяют в один предмет физику, химию, биологию и географию. То есть, осознанно бьют по интеллекту нации!

Такое затеять могут лишь прямые враги или абсолютно беспомощное, непрофессиональное руководство.

Именно такая публика взобралась сейчас на управленческие посты и сотворила вредоносные законы «Об образовании» и «О полном среднем образовании».

Александр Спиваковский, первый замглавы комитета Верховной рады по вопросам науки и образования, выступает категорически против объединения в один предмет фундаментальных дисциплин.

Депутат Наталья Королевская считает, что НУШ – «это не реформа, а уничтожение системы образования».

Интеграцию предметов ранее критиковали и в Национальной академии наук Украины, обращая внимание на то, что отсутствие педагогов для новых объединённых предметов приведёт к дальнейшему падению общего интеллектуального уровня выпускников, к снижению количества аспирантов, научных работников, к усилению упадка отечественной науки и системы высшего образования.

Гигантский айсберг НУШ – технологизация новой школы.

Показательно, что на сайте Освiта.UA. даётся ссылка на единственную компанию-гиганта, которая занимается поставкой оборудования и услуг в сфере информационных технологий от мировых производителей – «Дикси Эдюкейшн».

На сайте самой компании о ней говорится так: «Dixi Education, как агент изменений, регулярно принимает участие в формировании основных принципов и основ будущего перевоплощения украинской школы. Для новой интерактивной формы преподавания требуются не просто компьютерные классы, а масштабное техническое перевоплощение».

Размах деятельности компании впечатляет.

Вот неполный перечень поставляемых компанией товаров для учебных заведений всех уровней:

  •  Интерактивные доски и проекторы;
  •  Компьютерные классы;
  •  Оборудование кабинетов физики, химии, биологии;
  •  Оснащение классов географии и математики;
  •  Дидактические учебные материалы и приборы;
  •  Цифровые лаборатории по различным предметам и датчики для экспериментов;
  •  Интерактивные комплексы, мультимедийное оборудование, оптические средства;
  •  Компьютерная техника, сетевое оборудование, программное обеспечение, робототехника, LEGO Education и др., а также – все специальные средства и оборудование для инклюзивного образования.

ЧТО ПО ЭТОМУ ПОВОДУ СКАЖЕТ НАБУ?

Впечатляет не только перечень предоставляемых «Dixi Education» товаров и услуг, но и их стоимость.

К примеру, наборы тематических сюжетных картинок по программе начальных классов стоят 2500 грн, модель механических часов для изучения времени суток – 980 грн, сортировочный набор таблиц с признаками, свойствами и отношениями предметов – 3024 грн.

Цифровые лаборатории продаются от 200 до 700 тысяч грн.

При этом «Дикси-центр», проектом которого является «Дикси Эдюкейшн» фигурирует в уголовном деле по расследованию закупки компьютерного оборудования предприятием «Информатика», подчиняющимся киевской мэрии.

Следствие утверждает, что «Дикси-центр» в 2017 году поставил предприятию оборудование по ценам, завышенным на 30-40% (reyestr.court.gov.ua).

Делайте выводы.

НА КАКОЙ КУРС ЛЁГ ШКОЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ?

«Смещение акцента содержания образования со знаний на компетенции» …

Что стоит за этими загадочными словами?

Сторонники «школы компетенций» считают, что, если ученик будет владеть «набором компетенций», то он всегда сможет применить их на практике и это ему поможет в жизни.

Однако компетенция представляет собой определённый прикладной навык, и если компетенции не опираются на значительный массив знаний, то спектр их применения будет очень узким.

В перечне компетенций, которые рекомендованы Европой, совершенно не фигурирует конкретный объём знаний по предметам. Нам-то ведь кажется, что за каждой компетенцией – целый мир, но это не так.

Узкие прикладные навыки можно легко продемонстрировать – поэтому они как бы бросаются в глаза. А вот глубокие знания и получать сложно, и показывать нелегко – поэтому «приобретение компетенций», как цель обучения, выглядит куда привлекательнее (особенно, если вспомнить, что есть люди, обладающие огромными знаниями, которые им некуда приложить).

И тем не менее нельзя уложить образование в прокрустово ложе компетенций!

Человек должен владеть массивом крепких (фундаментальных) знаний и определённым набором компетенций одновременно.

Наглядный пример в этом нам дают американская и японская школы.

Первую можно характеризовать как «школу компетенций», а вторую – как «школу знаний».

После Второй мировой войны в свете соревнования капиталистической и советской систем, узкий прагматизм американской школы был предметом постоянных тревог американского правительства. Школу в США реформировали 4 раза.

Толчком для первой реформы был запуск в 1957 году советского искусственного спутника.

В 1961 году был опубликован доклад Национальной ассоциации образования США, в котором намечался резкий поворот в сторону политехнизации школьного образования по советскому примеру.

Однако к 1970 году разыгралась кампании за гражданские свободы и цели образования были смещены в сторону свободы выбора школьниками предметов обучения (элективности), в результате – количество обязательных предметов уменьшили до трёх – язык и литература, математика, социальные науки. Причём математику учили год, физикой занималось 16% учащихся, алгеброй – 31%.

В итоге, в 1983 году правительственная комиссия опубликовала доклад «Нация в опасности». Было предложено увеличить число обязательных предметов до 5 и сократить элективность обучения.

Однако и это не дало желаемого результата, и в 2000 году Нацкомиссия США по преподаванию математики и естественных наук опубликовала доклад под названием «Пока ещё не слишком поздно», в котором отмечалось, что «60% новых рабочих мест в начале XXI столетия требуют квалификации и знаний, которыми обладают только 20% рабочей силы». Комиссия предложила меры по поднятию уровня американского среднего образования.

С исчезновением СССР американцы заинтересовались феноменом Японии, которая за исторически короткие сроки достигла выдающихся научно-технических успехов – во многом благодаря своей системе образования.

Американцы обратили внимание, что, в отличие от Америки, где учащихся делят по способностям, в Японии детей не распределяют по потокам, а неуспевающим дают возможность наверстать упущенное.

Японские педагоги считают: чем меньше говорится о способностях и больше – о необходимости приложения усилий, тем больше дети уверяются в доступности успеха.

В школах действует принцип «Образование – это работа» и интенсивность учебного процесса в японских школах очень высока.

Если в США школьный год составляет 180 дней, то в Японии – 240.

В Америке не задают домашних заданий, а в Японии считается, что на них ежедневно должно уходить не менее двух часов.

В Японии действует единый для всех школ учебный план и элективность практически отсутствует.

Наконец, в отличие от США в Японии естественнонаучные предметы являются обязательными с первого по десятый класс.

Вот и возникает вопрос: на тот ли курс лёг школьный корабль Украины?

Почему бы не произвести модернизацию, сохраняя опоры старой школы знаний?

ЦЕЛИ РЕФОРМЫ

Почти ровно 100 лет назад система образования была кардинально изменена.

Был введён всеобуч: обучение в школе должны были пройти абсолютно все дети, неграмотным же взрослым предлагались занятия в ликбезе (ликвидация безграмотности).

Уже через 20 лет была не только ликвидирована безграмотность, но всё большее количество людей получали среднее и высшее образование.

Заботой о созидании страны система образования была преобразована настолько кардинально, что после полёта Юрия Гагарина в космос, американский президент Джон Кеннеди сказал: «Космос мы проиграли русским за школьной партой. Мы проиграли советскому учителю».

Какие цели преследуют реформаторы образования сейчас?

Определённо стоит цель – привлечь иностранное финансирование и заслужить похвалу со стороны определённых западных структур, от которых во многом это финансирование зависит.

Но неужели можно подумать, что наши «европейские друзья» дадут нам денег просто так, не учитывая при этом свои интересы?

Цель Европы (а в нашей стране давно всё делается согласно европейским рекомендациям) – унифицировать наше образование с европейским, чтобы, загнав основную часть нашего по-новому образованного народа в информационный концлагерь, иметь в его лице дешёвую рабсилу нового информационного образца.

Одна из основных целей реформы образования в Украине так и декларируется – привести его в соответствие мировым стандартам, и, прежде всего, – европейским.

Экс-министр образования Лилия Гриневич, при которой были инициированы столь глобальные реформы в образовании, объясняла: «Дети должны получить умения и компетентности XXI века, которые утверждены странами Европейского Союза и которые сегодня нужны современному украинцу».

Стоит цель и сократить бюджетные расходы на образование, что также не скрывала Гриневич, которая заявляла: реформы позволят сократить 3800 учительских ставок.

Будут сокращены и многие сельские школы, и интернаты, и ПТУ, и некоторые ВУЗы, и в целом – программа обучения.

Подспудные цели наших «европейских друзей» прозрачны: у нас не должно быть слишком много умных и образованных людей – неразвитыми легче управлять, и они будут больше потреблять, так как у потребителя духовные запросы крайне примитивны, а высокие цели в их головах не рождаются.

Европе нужна дешёвая рабочая сила, а не профессора и просто умные люди.

Впрочем, если умным и талантливым от Бога всё-таки удастся получить хорошее образование или дополнить недостающее самообразованием, то и в этом случае не будет проблем. В свете насаждаемых через СМИ космополитических настроений, они, скорее всего, уедут в ту же Европу и будут обеспечивать её дальнейшее процветание.

Думаю, не для кого не секрет, что фраза «Валить надо отсюда», уже давно стала девизом большинства молодых украинцев старшего подросткового возраста.

Целью является разрушение исторической памяти народа и насаждение чуждой европейской идеологии.

Под видом «украинизации» – уничтожение исторического самосознания украинцев, которые всегда считали себя органичной и неотъемлемой частью восточнославянской цивилизации, духовной основой которой является Православие.

Под видом прав человека и толерантности – насаждается духовная безвекторность, размытая шкала моральных ценностей, что приведёт к формированию опасных деформаций в представлениях ребёнка о добре и зле, о красоте и уродстве, о высоком и низком.

Люди со столь ослабленным духовным иммунитетом никогда не создадут здоровое процветающее государство.

Чем обернётся для Украины слепое копирование европейского опыта?

  1. Отупением. Ещё вчера мы смеялись над «тупыми американцами». Сегодня нам уже не смешно. А завтра – будет уже страшно.
  2. Окончательным уничтожением системы образования, которая ещё вчера справедливо признавалась лучшей в мире (причём признавалась теми, кого сегодня власти слушают больше всего).
  3. Падением уровня образованности всех членов общества и насаждением чуждого духа.
  4. Уничтожением отечественной науки и, соответственно, собственной промышленности.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При изучении Концепции НУШ возникает устойчивое ощущение, что за непонятными широкой общественности формулировками скрывается ужасающая реальность тотального уничтожения нашего отечественного образования!

Выход один: эта самая общественность, представители которой как раз и являются заказчиками образования, должна проявить неравнодушие и активность.

Педагоги должны рассудительно подходить к программам, которые, к счастью, можно выбирать и даже создавать.

Рассудительно – то есть с осознанием своей ответственности перед Богом за судьбы детей, которые могут вырасти либо неучами, либо образованными и воспитанными людьми – вопреки требованиям МВФ и прочих заказчиков реформ.

Учителям нужно разглядеть, ЧТО нам подсовывают под прикрытием знакомых и родных подходов к обучению – деятельностного подхода, личностно-ориентированного обучения и педагогики сотрудничества, которые были созданы нашими гениальными педагогами.

В создавшихся условиях чрезвычайно вырастает роль родительских комитетов, и родители просто обязаны тщательно изучать всё, что связано с образованием их детей, чтобы быть в курсе.

Достойное образование – это ежедневный напряжённый труд по приобретению знаний!

И если

  •  сокращаются уроки и целые курсы,
  •  закрываются вузы и школы,
  •  учителей обязывают кланяться в ножки его величеству ученику и лебезить перед родителями,
  •  сокращается финансирование образования,
  •  знания как таковые обесцениваются,
  •  целью образования становится овладение компетентностями (вместо овладения знаниями) – увидит ли Украина своих граждан образованными уже в ближайшее десятилетие?

Каждый раз, когда власть предержащие берутся за глобальное реформирование системы образования, это вызвано необходимостью переустройства сознания людей.

Что мы имеем в наши дни?

В стране нет средств и власть ведёт себя подобно человеку, который, уже находясь по уши в долгах, заботится лишь о том, у кого бы перезанять – чтобы оплатить проценты одному из кредиторов.

Но ни один кредитор просто так деньги не даёт. Поэтому нет ничего удивительного в том, что «европейские друзья» выдвигают определённые условия предоставления кредита.

Причём эти условия практически всегда касаются социальной или гуманитарной сфер.

В итоге страна ничего не получает, но всегда неизбежно теряет. Получаемый кредит тут же уходит на погашение уже имеющихся долгов, частично оседая в карманах чиновников, а граждан обязывают жить, работать, учиться и лечиться по новым правилам, продиктованным МВФ и Ко.

Реформа образования «по мировым стандартам» нужна лишь для того, чтобы встроить Украину в глобальный мир в качестве субъекта – страны третьего мира – максимально потребляющей, ничего не производящей, отдающей за бесценок свои природные богатства и трудовые ресурсы.

Реформа образования решает все эти задачи одновременно.

Декларируется цель воспитать инноватора, но значительное упрощение программы делает её достижение более чем сомнительным.

Детей с 1-го класса с головой погружают в освоение информационно-компьютерных технологий, в групповое общение и групповую деятельность, делая упор на образовании «для жизни» – то есть на узко практическом применении знаний.

Но знания – это своеобразные откровения – и изначальная их ориентация на примитивную материальную пользу лишает их полёта, порыва, эвристичности.

Дети должны учиться считать не деньги, а цветы, яблочки и конфетки.

НУШ же перестраивает сознание ребёнка в сторону ценностей потребления, примитивизации мышления, расчеловечивания, а сама школа из храма науки рискует превратится в одно из заведений сферы услуг, в данном случае «образовательных» (кстати, понятие «образовательная услуга» предусмотрено Законопроектом о НУШ).

Елена Каневская