НОВАЯ УКРАИНСКАЯ ШКОЛА: КУРС НА УНИЧТОЖЕНИЕ!

Уважаемая редакция газеты «Родительский комитет»!

Очень люблю ваше издание, особенно, статьи о воспитании и обучении детей, наверное, потому что я – учительница.

Меня глубоко тронула статья в прошлом номере вашей газете о НУШ (правительственная реформа «Новая украинская школа» — Ред.), она так созвучна моему отношению к тому, что сегодня происходит в образовании.

Мы жили и всегда знали, что наше образование – одно из лучших в мире.

Безусловно, нельзя одинаково обучить всех, потому что степень обучаемости у каждого ребёнка разная. Иногда ученик, которому учение давалось трудно, учился в результате лучше, чем умный и талантливый, но ленивый ученик. А почему? Потому что он старался, прилагал усилия, трудился, причём, упорно и с постоянством.

А что сейчас?

Мне кажется, что всё хотят перевернуть вверх дном. Даже ученик теперь не ученик, а «слушатель». Это раньше детей, которым не давали аттестат, а давали после школы справку, называли «слушателями». И в этой справке так и писали – «прослушал 8 классов».

Ученик – тот, кто учится.

Слушатель – тот, кто слушает. А слушать можно по-разному. В том числе, и так: «в одно ухо влетело – из другого вылетело».

И что это вообще такое: ученик может встать и походить по классу или сесть на пуфик во время урока, лишь бы он не мешал одноклассникам и учителю?

Как это может не мешать?

Да, малыши в школе устают, и всегда учителя начальных классов это понимали. Поэтому то физкультминутки делали, то почаще меняли виды деятельности на уроке, а то и закрывали глаза на падающие ручки и вертящуюся голову.

Но маленькие ученики знали, что в школе нужно стараться, учиться, что ещё немного потерпеть, и будет переменка, когда можно будет побегать.

А тут дети знают, что всегда можно делать, что хочешь. Не понимаю, зачем делать такой акцент на желаниях ребёнка и на развлечениях?

После школы – хоть на голове! Пришли домой и развлекаемся. А школа – это место для умственного труда, и работать мозгами нужно привыкнуть и научиться.

С точки НУШ, всё должно быть в играх, в каких-то групповых посиделках, много чего делают руками, мультики смотрят, а умственная работа во главу угла не ставится.

Но для таких видов деятельности раньше существовало внешкольное время, проводилась внеклассная работа, а от такого ничегонеделания дети тоже устают. Вот и получается, что время, отведённое на получение образования, собираются тратить на околоучебное времяпрепровождение, лишь бы детки были рады, а на само по себе получение основательных и систематичных знаний времени просто не остаётся.

Мало того, что на уроке мало что делается, ещё и первые два года заданий домой не задают, чтобы детки «не переутрудились». Так они и приучаются к лени. Но они всё равно переутруждаются, сидя часами за компьютерными играми и в интернете. Но только с абсолютно пустым результатом для своего развития.

В НУШ разгружены программы, и это явно кому-то было нужно. Я ещё понимаю, если бы это были программы, подобные «Интеллекту», или те программы, которые работали десятилетиями и давали результат. Да какой! А сейчас старшеклассники во много раз тупее своих сверстников минувших лет. И то ли ещё будет – если кто-то в Министерстве образования решил, что нынешним детям не нужна ни таблица умножения, ни домашние задания, ни изложения!

Кажется, просто там, «наверху», хотят в целом, чтобы наше образование выводило детей на уровень не особенно развитых практиков, у которых систематические знания по целому вороху наук отсутствуют. На уровень подготовки узких специалистов и рассчитана нынешняя реформа.

Так громко декларируется задача для школы – научить детей учиться всю жизнь. Будто реформаторы понимают, что в школе они многого детям не дадут, так хотя бы нацелим их всю жизнь учиться.

Мы посмеивались над тупыми американцами, которые стали такими именно благодаря своей системе образования. Теперь у нас хотят внедрить точно такую.

Помню, когда я в молодые годы училась в педагогическом, из Америки приехала подруга и рассказала, что у них в школе дети могут учить букварь, сколько хотят: год, могут – два, три, хоть четыре. Мы были в ужасе. У нас тогда все детки за полгода заканчивали «Букварь» – то есть научались читать. Дальше это умение только совершенствовалось.

А теперь… страшно подумать, что будет теперь.

Мне не нравится, что в НУШ дети должны много времени работать в группах. В групповой работе нивелируется индивидуальность, слабые ведомы сильными учениками и частенько в группах просто отсиживаются.

Интеграция не так уж и хороша. Если посмотреть образцы интегрированных уроков НУШ, создаётся впечатление, что искусственно берётся какая-то тема, а потом к ней притягиваются за уши все остальные предметы, чтобы якобы «взглянуть на неё с разных сторон».

По мне, это всё искусственно.

Современная школа: некоторые учителя приходят к детям на урок в таком виде…

Человек и так делает обобщения и соединяет в своём представлении понятия, которые он получает. А в интегрированном уроке чтение и математика вообще растворяются, будто их и нет.

Целый урок что-то обсуждали, смотрели мультик, рисовали, читали строчечку, писали строчечку, опять что-то слушали, разминались, решили задачку, рисовали, клеили…

В массе общего хаоса эти строчечки чтения и письма, одна задачка не отложатся в голове ребёнка совсем. Никаких навыков чтения, письма, никакого логического мышления не сформируется! Для этого нужно более прицельное и систематическое обучение.

Уроки обучения грамоте и математике сами по себе интегрированы, ведь в них объединено много видов учебной деятельности. К тому же на этих уроках формируются базовые для школы умения и навыки!

Я не против поделок и т.д. Но раньше на них был отведён урок в неделю. Дома клейте, сколько хотите. А золотое время и так коротких 35-минутных уроков тратить на каждодневные «проекты» и поделки – это значит сознательно стремиться к тому, чтобы гарантировано не дать детям своевременно освоить в должном объёме чтение, письмо, математику и другие важнейшие для всей дальнейшей учёбы вещи!

Это иллюзия, что можно детей только по головке гладить. Учитель должен быть в меру строг, это приводит детей в определённый тонус. И уважение к учителю тоже должно быть. Иначе нарушаются очень важные основы восприятия мира ребёнком.

А то, что учитель должен теперь только уговорами и «подходами» ставить разбушевавшегося школьника на место, уважения к учителю не предполагает.

Не надо думать, что, если всё только интересно-интересно и ненапряжно-развлекательно, то дети будут вести себя как паиньки. Скорее наоборот, они привыкают к расхлябанности и вседозволенности.

Учитель как лицо, просто предлагающее «образовательные услуги», как об этом говорится на сайте МОН, унижено этим до предела.

Поэтому тут мы получим (и уже получаем) соответственное отношение от родителей, которые требуют «находить подход» к их невоспитанному разнузданному чаду, которое ведёт себя нагло и агрессивно.

Учитель же не имеет права даже произносить слова «нельзя», «запрещено» и любые другие с частицей «не» – это, видите ли, негативно сказывается на ребёнке.

Чтобы он ни делал, учитель должен оставаться только позитивным и улыбчивым.

А какой урок он преподносит этим детям?

Да он просто укрепляет их в том, что они – самые главные в этом мире, главнее взрослых и что только вокруг них должен крутиться этот мир! Таким образом, они приобретают «компетентность» вседозволенности и самоуправства.

Страшно, что теперь в треугольнике «партнёров» – учителей, детей и родителей – самые бесправные именно учителя.

Любой родитель – в том числе, недалёкий и амбициозный – может пожаловаться на учителя в «вышестоящие».

Но самое главное – это разгрузка программы, превращение «школы знаний» в «школу компетенций» и интегрированный подход к обучению – не оставляют сомнений в том, что уровень знаний гарантировано снизится, а школа вместо «храма науки» превратится в ещё одно место, где можно поразвлечься!

С уважением, Ирина Петровна, г. Одесса

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!