НИЧЕГО НЕ ХОЧУ!

Родители часто жалуются, что их дети, особенно в возрасте 11-15 лет, ни к чему не проявляют интереса…

Родители часто жалуются, что их дети, особенно в возрасте 11-15 лет, ни к чему не проявляют интереса, ничего не хотят делать. Сидят в своей комнате, смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, не хотят разговаривать, сведя всё своё общение исключительно к сообщениям в соцсетях.

Давить на ребёнка, стыдить его и выговаривать, очевидно, бесполезно, но это не значит, что родители совершенно беспомощны.
Постараемся взглянуть на ситуацию не как воспитатели, а как исследователи.

Представим себе, что мотивация – не внутреннее качество, не тот двигатель внутри ребёнка, который формирует поведение, а, скорее, результат взаимодействия окружающей среды, темперамента ребёнка (биологической характеристики, присущей ему с рождения) и его личности (например, кому-то постоянно нужна новизна, кому-то нет, кто-то гораздо более общительный, а кто-то замкнутый)», – предлагает Алан Каздин, доктор психологических наук и директор Йельского центра воспитания детей и клиники по работе с детьми.
Доктор Алан, прежде всего, указывает на два важных момента.

Во-первых, на то, что отсутствие активности и особенности отношения к жизни не являются неизменными и незыблемыми.

А во-вторых, на то, что ситуация дома и действия других людей могут очень сильно влиять на мотивацию ребёнка.

По мнению Алана Каздина следует принять во внимание несколько факторов.

Свободное время


Иметь свободное время – это не просто нормально, это совершенно необходимо.

У многих детей жизнь чрезмерно занята разными делами, и часто они не могут позволить себе такую роскошь, как просто ничего не делать, помечтать хотя бы часок.

Однако ребёнку необходимо свободное время, поэтому не поддавайтесь желанию распланировать каждую минуту его жизни, не бойтесь периодов, которые могут показаться вам непродуктивным времяпрепровождением. Наоборот – специально выделите для этого время в его расписании.

Домашние дела
В предподростковом и подростковом возрасте дети часто теряют интерес к домашним делам. Ребёнок в этот период сосредоточен на общении с ровесниками. Они слушают одну и ту же музыку, носят похожую одежду, даже шутят на одни и те же темы. Им свойственно желание отгородиться от взрослых. В этом случае отсутствие мотивации к выполнению домашних дел абсолютно естественно.

Признаки депрессии
Одна из ситуаций, которая должна вызвать у вас беспокойство, это когда всегда активный, общительный и заинтересованный ребёнок вдруг становится вялым, сидит дома, не выражая интереса к какой-либо деятельности.

Такие изменения в поведении могут быть признаком депрессии. Поэтому важно обратить внимание на то, ЧТО ребёнок говорит о себе.

Если его замечания выражают негативную оценку самого себя («я ничего не могу сделать как надо») или окружающего мира («вокруг нет больше ничего интересного»), или безнадёжность в отношении будущего («это всё закончится так же плохо, как и всегда») – это серьёзный повод для беспокойства.
Он может стать более раздражительным и чувствительным, чем обычно, у него могут измениться привычки в том, как он ест, как спит.

Даже кажущиеся шутливыми комментарии типа «лучше бы я умер» важно воспринимать серьёзно, если они повторяются.

Если у вас возникли сомнения, обязательно проконсультируйтесь с хорошим детским психологом.
Отсутствие мотивации может также быть реакцией на стресс.

Взрослые часто даже не рассматривают такую вероятность. Почему-то им кажется, что у детей стресса быть не может.

Но ведь у ребёнка гораздо уже круг общения и деятельности, поэтому и проблемы в какой-то из областей своей жизни он воспринимает гораздо серьёзнее.

Реакция ребёнка на стресс может выглядеть как депрессия, и она часто появляется в ответ на определённые события.

Например, разрыв отношений с ровесниками.

Сюда же можно отнести насмешки ровесников (над лишним весом, отставанием по какому-либо предмету).

Кажущееся нам пустяковым событие может превратиться в серьёзную проблему в жизни ребёнка.

Что можно сделать?
Даже если ваши бесконечные требования, чтобы ребёнок перестал сидеть на месте и занялся чем-нибудь, не принесли никакого результата, это не значит, что вы ничего не можете изменить.
Для начала ограничьте время, которое ребёнок проводит за компьютером или телефоном.

Вы должны это сделать без агрессии, но очень твёрдо, потому что пассивность, активно поддерживаемая современной техникой, может свести на нет все ваши попытки разжечь интерес хоть к чему-то.

Светлана Кривцова, детский психолог, психотерапевт