Невидимый мир ангелов

Невидимый мир непостижим  в своём бытии. Непостижимо и то, каким образом он воздействует на людей…

Невидимый мир непостижим  в своём бытии. Непостижимо и то, каким образом он воздействует на людей. Но само это воздействие – неоспоримый факт, который понуждает ум человека признать: невидимый мир существует и определённым образом влияет на человека. 

Любовь, свойственная Богу, побудила Его даровать бытие разумным существам, способным познавать и любить Его, а также участвовать в Его блаженстве.

Ещё до сотворения всего видимого мира и человека Бог создал мир невидимый – духовный.

В начале сотворил Бог небо (Быт. 1:1).

Под таким небом святые отцы понимают мир небесный, горний, приближённый к Богу и населённый бесплотными духами – Ангелами.

Мир духовный закрыт для наших телесных очей и, можно сказать, находится в некоем другом  измерении.

Этот мир частично открывается святым подвижникам, которые по своей жизни приблизились к Богу.

Наша вера в святых Ангелов основана на событиях, засвидетельствованных Священным Писанием.

Дивное учение об Ангелах оставили нам св. Дионисий Ареопагит, св. Григорий Назианзин, св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст, св. блаженный Августин и многие другие духоносные писатели

Через их откровения людям и приоткрыта завеса над невидимым миром.

Но да не дерзнём вглядываться в него с одним лишь праздным любопытством! Взор наш должен быть благоговейным, трепетным, а душа – наполнена желанием приобщиться Света.

О святых ангелах

Ангелы… Что это за существа?

Слово «ангел» вызывает в нас представление о чём-то необыкновенно светлом, чистом, совершенном, святом.

И всё, что ни подмечаем мы на земле чистого и совершенного, у нас есть склонность называть именем Ангела.

Смотрим ли мы на миловидных детей – говорим: «как Ангелы», слышим ли умилительное пение, говорим: «словно Ангелы поют».

Поразит ли наш взор какая-либо необыкновенная красота – опять скажем: «ангельская красота».

По духовному чутью, Ангел представляется нашему внутреннему взору как существо не от мира сего, духовное, свободное от всякой грубости и чувственности – словом, как существо небесное.

Естество Ангелов

Слово Божье учит нас, что по своей природе Ангелы – это духи.

«Не все ли суть служебные духи, – говорит ап. Павел, – посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:18).

Но Ангелы – духи, не связанные, подобно нашему духу, плотью, которая тянет постоянно к земле.

Ангелы – духи свободные от всякой «плотяности», законы которой для них чужды.

Их не мучит голод, не томит жажда, не сушит забота о завтрашнем дне.

Правда, они испытывают голод и чувствуют жажду, но их голод – никогда не перестающая потребность насыщаться сладостью созерцания Божественной красоты, сладостью познания вечной Премудрости, насыщаться единым Хлебом живым.

Как духи бесплотные, Ангелы не знают нашего пространства. Наши способы передвижения, сопряжённые со многими усилиями, им неведомы.

Ангелы быстродвижны: Ангел сейчас в одном месте, в мгновение ока – в другом; ни стен, ни запоров – для них не существует.

Ангелы не ведают времени и всего, соединённого со временем: постепенного увядания, старости, смерти – потому что они живут в Боге.

Они не нуждаются в языке и слухе, но без произносимого языком слова передают друг другу свои помышления и желания.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Как в ясный полдень небо представляется чистым, не затмеваясь никаким облаком, так и природа Ангелов пребывает светлою и блистательною, не омрачаясь никакой похотью».

Слово «дух» означает невещественное и бестелесное существо.

Возникает вопрос: каким образом в Слове Божием многократно упоминается о явлениях Ангелов в видимом теле?

Образ человека, в котором Ангелы являлись людям, не составляет их самих, а представляет только видимость их явления.

Святитель Феофан Затворник в книге «Душа и Ангел – не тело, а дух» пишет: «Я полагаю, что духам бесплотным Бог даровал способность привлекать к себе, когда это требуется, известные стихии и образовывать из них вокруг себя известную оболочку. И потом, когда минуется надобность, отрешать их от себя и возвращать в первое состояние.

Таким способом Ангелы образуют себе как тело (в виде человеческого), в котором обыкновенно являются, так и одежду, и всё, с чем являются; и таким же способом всё это опять разлагается на свои стихии».

Нравственная природа Ангелов

Вначале Ангелы, по учению Блаженного Августина, были созданы Богом с возможностью грешить. Затем неуклонным упражнением своей воли в добре они перешли в состояние возможности не грешить и, наконец, укрепившись в послушании Богу, силой Божественной благодати достигли состояния абсолютной невозможности грешить.

В этом святом состоянии Ангелы и пребывают доныне на Небе.

Об испытании Ангелов Священное Писание упоминает, что некоторые Ангелы «не сохранили своего достоинства» (Иуд. 1:5). Они возгордились против своего Творца, прельщённые своими совершенствами и оставили Бога.

Но оставить Бога – значит лишиться жизни! Поэтому они из Ангелов света стали ангелами тьмы.

Они изверглись из области истины в область лжи и теперь живут и действуют в пустоте, которую стараются наполнять своими лживыми представлениями.

После потери Бога им остаётся только борьба против истины и добра и стремление увлечь другие свободные существа за собой.

Святые Ангелы, напротив, сделались сопричастниками Божественной власти: они радостные деятели в той сфере вселенной, к которой каждый из них приставлен.

Предстоя пред Престолом Всевышнего как Источника всякого добра и всякой любви, Ангелы так окрепли во всём добром, что и не могут ничего желать другого, кроме добра, – и такую великую любовь имеют в своём сердце, что не могут не проявить её, где это можно.

Служение Ангелов

Постоянное местопребывание Ангелов – Небо.

Всё бесконечное число Ангелов находится не в одинаковой близости к Богу, а потому Ангелы не все равны между собой.

Между Ангелами есть высшие и низшие, есть начальствующие и подчинённые.

В этом отношении Ангелы разделены на 9 разрядов или чинов. А эти 9 чинов – на 3 лика.

В первом, самом близком к Богу лике, находятся Серафимы, Херувимы и Престолы.

В среднем лике состоят Господства, Силы и Власти.

В третьем, низшем лике, находятся  Начала, Архангелы и Ангелы.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения.

Ангел – значит вестник, посланник.

В бесчисленном множестве Ангелов удивительнее всего – порядок.

Все лики подчинены один другому и в своём различии дивно соединены совершенным согласием.

Все Ангелы  озарены блистанием Божественной славы. Свет льётся от высших ликов к низшим и посредством передачи первого Света они могут просвещать других.

«Служители Божией воли, они всё обходят, – пишет святитель Григорий Богослов, –  всем  с готовностью предстают. Из них одни предстоят Великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир, и каждому дано особое начальство от Царя – иметь под надзором людей, города и целые народы…».

Какое отношение имеют святые Ангелы к человечеству?

Несчастны те люди, которые ничего не хотят видеть между Небом и землёй – кроме того, что осязают их телесные глаза.

Вера же говорит нам, что Церковь на земле и Церковь на Небе составляют одно благодатное общество и что Ангелы и блаженные  небожители – друзья и братья людей на земле.

Ангелы были помощниками пророков, которые приготовляли пришествие Спасителя.

Когда Иисус Христос явился, они Его окружили толпой преданных вестников, восходя и нисходя по Его повелению, как орудие Божественных действий в физическом мире.

Они первые провозгласили воскресение Иисуса Христа – так же, как и возвестили Его рождение.

Со времени установления Церкви они постоянно созерцают различные пути, по которым Господь привлекает ко Христу сердца людей.

Для них каждый раз праздник, когда один из грешников обращается.

По данному им от Бога могуществу они могут совершать великие перемены в видимом мире, в котором мы живём.

Они стараются сделать для людей всякое благо – всё, что полезно для людей во временной и вечной жизни.

Они радуются нашему спасению (Мф. 18:10).

Когда мы находимся на пути к Небу, они всемерно стараются удержать нас на нём и побуждают нас продолжать его с бодростью и постоянством.

Если же мы уклоняемся на путь нечестия, то любовь их каких только не вымышляет средств, чтобы обратить нас к Богу!

И ничто так не радует их, как возвращение к Богу заблудшей овцы.

Будучи назначены от Всевышнего Царя посланниками к нам, они желают также быть и нашими посланниками к Богу.

Они ожидают только наших молитв и добрых дел – чтобы представить их Богу.

«Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51).

Они исходят – чтобы принести нам благодать, и восходят – чтобы вознести наше благодарение и молитвы Богу.

Св. Василий Великий пишет: «Один Ангел равняется целому воинству. Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только мы сами не отгоним его плохими делами. Как пчёл отгоняет дым и голубей смрад, так и Хранителя нашей жизни, Ангела, отдаляет смердящий грех».

Святой Нил, ученик святителя Иоанна Златоуста, писал: «Святые Ангелы возбуждают нас к молитве и стоят с нами на ней, радуясь и молясь о нас. Ангелы всюду присутствуют – особенно в доме Божием предстоят Царю».

Как мы можем почувствовать воздействие Ангелов?

Кому из нас не приходилось переживать мрачные часы греха, воспламенения страстей гнева, злобы и ярости?

Бывают минуты, когда человек не в состоянии противостоять греху. И вдруг неожиданно всплывает светлая мысль, противоположная греховному настроению духа, а доброе чувство, порождённое этой мыслью, освежает и просветляет душу.

Какая же сила внушила эту мысль?

Это Ангел, служащий добру, пришёл на помощь человеку!

Также неожиданно бывает и появление дурных мыслей и чувств.

Вот человек вошёл в храм помолиться. Он светел и возвышен, далёк от суеты. Но… вдруг в голове блеснула мысль такая грязная, чёрная. Откуда?

Беспричинных явлений не знает ни мир материальный, ни мир духовный. Действие это – есть действие невидимой злой силы, ищущей разрушить и погубить всё доброе и посеять злое.

Ангельская помощь

А вот примеры того, как Ангел-Хранитель спасал людей от напрасной смерти.

В 1769 году в городе Санкт-Петербурге в сухопутном кадетском корпусе произошёл пожар. В полночь, когда все ученики, живущие там, спали, привратник вдруг услышал голос: «Мы горим!».

Он огляделся и, не видя никого, опять лёг.

Скоро он опять услышал тот же голос: «Встань, мы горим!».

Привратник встал и, осмотрев, не было ли кого в здании, вторично лёг.

Наконец он услышал голос в третий раз: «Да что же ты не встаёшь? Встань, мы горим!». Тогда он поспешно встал, вышел на двор и с ужасом увидел огонь, который быстро усиливался.

И если бы он промедлил ещё немного, пламя охватило бы всё здание и сгорело бы много людей.

Прибежав обратно, он разбудил учеников, которые выскочили из дома почти не одетыми.

Им пришлось бежать по снегу, но, с Божьей помощью, все спаслись и даже остались здоровы.

Несомненно, голос, разбудивший привратника, был голос ангельский!

Каждому христианину при крещении даётся свой Ангел, который берёт его на своё невидимое и видимое попечение – отчего и называется Ангелом-Хранителем.

Будучи приставлен к человеку с самого крещения, Ангел-Хранитель остаётся при нём, и в течение всей его земной жизни, сопровождает человека до самой его смерти.

Именно он внушает ему добрые, душеполезные мысли, помогает ему в совершении добрых дел, разрушает дьявольские козни, помогает ему в разных трудных обстоятельствах его жизни, избавляет от напрасной смерти и т.д.

…Один солдат шёл с военной службы домой с порядочной суммой денег. Подойдя к одному из постоялых дворов, солдат увидел у ворот хозяина и попросился на ночлег.

Не понравились солдату хозяева – угрюмые, свирепые. Но он подумал, что проведёт как-нибудь ночь, а завтра и уйдёт пораньше.

Поужинал солдат и стал расплачиваться, чтобы утром пораньше отправиться в путь. Хозяева, увидев у солдата много денег, стали поразговорчивее: «Откуда же ты взял деньги, служивый?».

Солдат ответил: «В заграничной армии служил, а там большое жалованье давали; вот я и берёг его – нужду терпел. У меня есть в деревне брат с семейством. Бог даст, приду, вот мы и поправимся».

Пред сном он по своему обыкновению помолился Богу и прочитал молитву своему Ангелу-Хранителю.

Ночью он вдруг проснулся, сам не зная от чего, а хозяин над самой его шеей держит нож, чтобы зарезать его…

Нечем солдату было защититься, и он уж стал думать о смерти. Как вдруг пришло ему в голову сказать: «Что ты делаешь? Ведь я не один здесь – нас здесь много, меня спохватятся».

Хозяйка закричала мужу: «Что ты его слушаешь?».

В ожидании конца солдат стал читать молитву своему Ангелу-Хранителю – как он обычно это делал в минуты опасности.

Вдруг кто-то застучал в окно! Да так, что задрожали стекла, и послышался голос: «Хозяин, хозяин! Отпирай живей, не то ворота разобьём: господа офицеры приехали на постой».

Хозяева повалились солдату в ноги.

«Не губи, не выдай нас. Враг смутил нас окаянный…».

Но солдату было не до того. Схватил он с полки котомку, шинель и выбежал на улицу. Видит – нигде никого нет. Да, должно быть, и не было…

А вот случай, рассказанный нам одним из сотрудников редакции нашей газеты.

«Тогда я ещё не был человеком воцерковлённым, а для поддержания семьи иногда подрабатывал видеосъёмками.

Однажды я должен был снимать документальный фильм о Сковородиновке – чудном местечке под Харьковом, в котором был дом-музей нашего выдающегося философа Григория Сковороды.

После съёмок я оказался за одним столом с несколькими ректорами харьковских вузов. Завязалась очень интересная беседа, периодически прерываемая тостами – благо поводов к тому было предостаточно.

После очередного тоста, рассказ кого-нибудь из этих уважаемых людей продолжался.

Мне казалось неудобным жевать, слушая их, и получалось, что пить-то я пил, а есть – не ел…

Через время я решил «освежиться». Надо сказать, что хата, в которой родился великий Григорий Савич, располагалась в живописнейшем месте на берегу Северского Донца. И вот я подошёл к воде. А река в этом месте была быстротечна и извилиста.

Помню, я попытался умыться, но, наклонившись, не удержался, так как склон был очень крутой, и упал в воду…

Я стоял у самого берега по пояс в воде. Был жаркий июльский вечер. И вода-«парное молоко» так манила меня, что я решил поплавать.

Я сделал пару гребков и тут совершенно явственно, как бы изнутри меня, услышал голос: «Не плыви!!!».

Я сделал ещё несколько гребков и вдруг этот неведомый голос ещё раз повторил эти слова – но уже с такой силой, что меня охватил ужас…

Словно ошпаренный я выскочил из воды – совершенно протрезвевшим.

На мгновенье, словно со стороны, я увидел… себя – в мокрой одежде и обуви…

Спустя неделю, на этом же месте утонул один из ректоров, с которым мы тогда так славно общались. И я уверен, что такая же участь ожидала в тот вечер и меня, если бы я не послушался голоса своего Ангела-Хранителя…».

Если внимательно всмотреться в свою жизнь и внимательно прислушаться к голосу своей совести, можно открыть много такого, что можно объяснить исключительно действием в нашей жизни Ангела-Хранителя.

Особенно часто можно видеть то, как Ангел-Хранитель способствует избавлению человека от гибели душевной, от греховных падений.

Вот, например, человек задумал сделать какое-нибудь зло своему ближнему. Он уже решился исполнить своё намерение, но вдруг совесть заговорила в нём и смутила его покой так, что он оставил задуманное.

Это Ангел-Хранитель стоял на страже его сердца,  а человек, имея ещё в себе некоторую искру добра, внял голосу своей совести, пробуждённой Ангелом-Хранителем.

Одна из постоянных авторов нашей газеты поделилась и своим опытом.

«Помню, это было в день моего 8-летия. Я была уже наряжена, а до прихода гостей ещё оставалось время. Мама предложила мне немного пройтись. И я неспешно шла, размышляя «о жизни».

«Вот мне уже целых 8 лет, – думала я. – Я живу, но когда-нибудь я умру».

И вдруг мне стало тревожно. Я подумала о том, что родители, наверное, умрут раньше меня. И тут же мысленно я была успокоена тем, что это будет ещё нескоро, что мы ещё долго-долго будем жить вместе. И страх ушёл…

Но что интересно, этот страх вытеснила удивительная мысль: «Раз моя жизнь когда-то закончится, нужно делать что-то хорошее!».

Но не успела я как следует поразмышлять о том,  что именно нужно делать хорошего, я услышала речь, обращённую ко мне: «А ты? Как ты относишься к Л-ной?»

Вопрошающий был строг.

Слова эти были вроде бы как мои собственные мысли, но я явно почувствовала, что это именно кто-то спрашивает меня.

Я помню, как мне стало очень стыдно за своё отношение к моей однокласснице Л-ной. Эту девочку все в классе чурались из-за её некрасивости и даже обзывали «Бабой-Ягой».

Я её не обзывала, но она вызывала во мне острое чувство неприязненности и даже какой-то брезгливости. И мне вдруг стало очень стыдно за себя. И я впервые почувствовала жалость к этой девочке. И я пламенно, из глубины души, пообещала Вопрошающему, что больше не буду к ней так относиться!

С этого дня моё отношение к Л-ной сильно изменилось: я будто прозрела и смогла увидеть, какая это на самом деле добрая девочка, как она всех прощает и ни на кого не злится, какой это светлый человек!

Думаю, что Вопрошающий был ни кто иной, как мой Ангел-Хранитель!

Он «достучался» до меня по молитвам моей верующей бабушки, которая каждый день крестила меня перед сном и читала за меня молитву Ангелу-Хранителю».

Нужно сказать, что Ангел-Хранитель близок только к тем людям, в которых ещё не погасла искра Божия, которые имеют мысль о своём спасении.

Поэтому и говорит слово Божие: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Господа и избавляет их» от всякого зла (Пс. 33:8).

От тех же, которые потеряли веру в Бога и надежду на Его милосердие, которые не имеют никакой мысли о будущей жизни и о вечном спасении, – Ангел-Хранитель отстоит далеко.

Почему мы не видим Ангелов?

Во всех случаях, когда Ангелы являлись людям, они представлялись им в человеческом образе и действовали как люди.

Но, чаще всего, помогая человеку, Ангелы остаются невидимыми.

Возникает вопрос: если Ангелы – реальные существа, то почему же мы не можем видеть их?

Одна из причин этого заключена в нашей природе.

В Книге Откровения мы читаем: «Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (Откр. 22:8-9).

Уж если на самого апостола Иоанна Богослова произвела такое воздействие необычайная слава Ангела, то, что говорить о нас с вами?

Если бы Бог позволил Ангелам часто появляться перед людьми, они наверняка стали бы объектами обожествления и поклонения.

Мы не видим Ангелов, во-первых, потому, что они суть духи бестелесные, а мы обложены плотью и наши глаза могут видеть только вещественное.

Во-вторых, мы не видим Ангелов Божиих потому что того недостойны. Мы грешны, а они чисты и святы.

Как в мире видимом лучи солнца при всём своём блеске не проникают грубейших тел, так и в невидимом – Ангелы Божии, заимствующие свой свет от Самого Источника Света, являются лишь чистым душам.

Впрочем, можно и не видя своего Ангела-Хранителя, увериться, что он – с тобой.

Св. Иоанн Лествичник говорит, что, если на молитве вдруг почувствуешь внутреннее услаждение, либо умиление, остановись, – это Ангел-Хранитель молится с тобой!

Когда радуются Ангелы

Святой Павел Препростой, ученик Антония Великого, имел дар от Бога видеть, какова у человека душа.

Однажды он стоял у дверей храма и смотрел на входящих на службу монахов.

Он видел всех в блистательных одеждах, с просветлёнными лицами и рядом с каждым – Ангела, радующегося за него.

Затем он увидел, что лицо одного из входящих мрачно и тело почернело, бесы со всех сторон обступили его, а его Ангел-Хранитель следует за ним издалека, опечаленный.
Когда старец увидел это, он зарыдал и стал молиться.

Когда служба окончилась, Павел опять всматривался в каждого выходящего. И тут он увидел того самого человека, который был окружён бесами, – тот шёл из храма с блистающим лицом и просветлённым телом. И святой Ангел следовал прямо за ним и очень радовался за него.

Павел с радостью прославил Бога и рассказал, ЧТО видел, а потом призвал этого брата объяснить всем такую перемену.

Тот, ничего не скрывая, рассказал:

– Я – человек грешный и до сегодняшнего дня жил в блуде. Сегодня же, когда я пришёл в церковь Божию, я услышал, как Сам Господь говорит: «Омойтесь, очиститесь; перестаньте делать зло: научитесь делать добро, и если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; и если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис. 1:16-19).

Когда я это услышал, то слёзы потекли из моих глаз, и я  сильно раскаялся. Я пообещал Богу, что оставлю эту мерзость и, с Его помощью, всеми силами буду служить Ему!

С таким обещанием я и вышел из церкви, решив, с Божьей помощью, подтвердить его делом» (Святитель Игнатий (Брянчанинов) Отечник).

Только в посмертии мы узнаем – сколько каждодневных благодеяний оказывал нам наш Ангел-Хранитель – самый близкий для нас представитель небесного мира.

Проводить же свою жизнь в присутствии Ангела и не молиться ему или даже не мыслить о нём, – означает не только неблагодарность испорченного сердца, но и плачевное состояние погибшего человека…

Ведь кто может быть щедрее в благотворении, дружелюбнее в обращении, мудрее в советах, благонадёжнее в обещаниях, попечительнее в нуждах, чем Ангел-Хранитель?

Всё это обязывает христианина с благоговением чтить своего Ангела-Хранителя и приносить ему молитвы. И стараться радовать Его!

Как огонь возжигается от огня, свет – от света, так и духовное соприкосновение с ангельским миром делается ощутительным только тогда, когда в духе нашем возгорается огонь чистой любви к Богу и свет веры.

Подготовила Елена Каневская – по материалам сборника Алексея Фомина «Невидимый мир ангелов»