Немного о классном часе

Просветительская функция классного часа заключается  в том, что он должен расширять кругозор воспитанников. Он должен пробуждать у школьников жажду познания окружающего мира и познания самого себя.

image026

Классные часы должны дополнять знания, которые школьники получают в процессе обучения другим предметам, давая им некое обобщающее знание, которое может стать основой формирования мировоззрения в целом.

Как гласит народная мудрость: «Знания за плечами не носить!».

Именно классные часы призваны сообщить воспитанникам широкий спектр так называемых «житейских знаний».

То есть знаний о жизни в обществе, в семье, о целях и смысле жизни,  о материальных и духовных ценностях, а также – об информационной безопасности, то есть о том, как защитить себя от вредной информации, обезопасить себя от определенных знаний.

 

Само название функции – просветительская – дает педагогу ключ-критерий отбора знаний, которые необходимо донести детям на классных часах.

Это должны быть знания, несущие свет, возвышающие души воспитанников.

 

Эта функция неразрывно связана со следующей – ориентирующей.

 

Ориентирующая функция заключается  в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей.

Роль этой функции особенно значительна, потому что, даже имея широкий кругозор и эрудицию, современные дети и молодежь часто бывают дезориентированы  в жизни.

 

Надо сказать,  что реализация данной функции наиболее труднодостижима. Уж слишком много факторов, дезориентирующих детей: собственная дезориентация родителей и, возможно, педагогов, воздействие СМИ, рекламы, пропаганды определенного образа жизни и мн. др.

 

В свете вышесказанного большие требования предъявляются к личности педагога: он сам должен быть цельной позитивной личностью, имеющей четко выстроенную иерархию материальных и духовных ценностей.

Педагогу нужно давать детям самые возвышенные жизненные ориентиры!

 

Не надо бояться того, что  вас не поймут. Следует помнить о том, что «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»!

Поэтому пусть именно в школе прозвучит слово наставника, призывающего мерить жизнь по самому большому счету.

 

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность.

Эта функция призвана реально воздействовать на поведение школьников, на выбор ими жизненного пути, на постановку жизненных целей и их реализацию.

 

Знания, полученные во время классного часа, не переходят в убеждения, если вся его направленность не побуждает воспитанников к конкретной деятельности!

«Знания без дел мертвы!»

И если педагогу удастся вдохновить учеников на то, чтобы они прилагали свои юные силы к «доброделанию» – будь-то работа над самим собой, дела благотворительности, помощь по дому, помощь одноклассникам и т.д. – то классные часы приобретут то истинное значение, к которому они призваны.

 

Хорошо подготовленный и проведенный классный час выполняет все три функции:  он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

При подключении учащихся к организации классного часа, он еще и сближает детей, скрепляет классный коллектив, а также помогает классному руководителю найти взаимопонимание с учениками.

 

Возможно, и даже желательно участие в классных часах родителей.

В этих случаях происходит положительное взаимовлияние классного руководителя, учащихся и родителей.

 

Тематика классных часов может быть разнообразной.

 

Классные часы могут посвящаться:

 

  • Духовно-нравственным проблемам.

 

Примеры тем: «Цель и смысл жизни», «Для чего мы пришли в этот мир», «Об иерархии духовных ценностей», «Доброе слово», «Благотворительность. Что это такое?», «О добре и зле», «Как стать счастливым?», «О духовном совершенствовании».

 

  • Семейным ценностям.

 

Примеры тем: «О влюбленности, любви и браке», «О целомудрии и телегонии», «Об абортах», «Любовь в жизни великих людей», «Умеем ли мы любить?», «Мужественность и женственность».

 

  • Проблемам личности.

 

Примеры тем: «Я и мир», «Кто я?», «Культура общения», «Мир профессий», «О тату, пирсинге и прочих украшениях», «О молодежных культах и субкультурах», «О моде и стилях одежды».

 

  • Проблемам искусства.

 

Примеры тем: «О красоте», «О прекрасном и безобразном», «Мир музыки»…

 

  • Информационной безопасности.

 

Примеры тем: «Что такое вредная информация?», «Информационные войны», «Современные СМИ и проблема психической безопасности», «Опасные знания (об экстрасенсах, магии, колдовстве, целителях и т.п.)»…

 

  • Профилактике зависимостей.

 

Примеры тем: «О лудомании», «О компьютерной и интернет-зависимостях», «Алкогольная зависимость», «Пивной алкоголизм», «Наркотическая зависимость»…

 

  • Историческим проблемам.

 

Примеры тем: «Уроки истории (обобщение  исторических путей)», «Об истории и её фальсификациях», «Личность в истории», «ВОВ в рассказах ветеранов», «Свободомыслие»…

 

и многие, многие другие темы

 

Успех при проведении классного часа прямо пропорционален качественности его подготовки.

Педагоги часто тратят много времени и сил на подготовку интересного классного часа для учеников и это очень хорошо. Но огромные возможности для воспитания детей заложены именно в тех классных часах, в подготовке которых участвуют сами дети, а время от времени – и их родители, и даже бабушки и дедушки.

Такие классные часы оставляют яркий эмоциональный отклик в душах детей.

 

В классном коллективе всегда найдется некая девочка, назовем ее Маша, которая занимается бальными танцами или балетом с детства. Детям было бы любопытно и полезно услышать, что расскажет Маша об истории разных танцев или об их отличительных особенностях, потому что Маша может тут же эти особенности продемонстрировать…

 

То же самое касается и какой-нибудь девочки Даши, занимающейся вокалом или играющей на фортепиано (скрипке, флейте, саксофоне и др.).

Вообще, дети, учащиеся в музыкальных школах могут подготовить классные часы о музыкальных стилях, о композиторах или о современных поп или рок-группах…

 

То же самое касается и тэйквондистов с каратистами, футболистами и др. спортсменами, которые могут интересно и очень увлекательно рассказать своим одноклассникам о  виде спорта, которым они занимаются, о выдающихся спортсменах и их достижениях.

 

Однако учитель должен всемерно помочь детям, которым поручена подготовка классного часа, чтобы «предприятие» прошло успешно.

Кстати, польза от такого участия «детей-спецов» в классных часах будет не только для класса в целом, но и для самих этих детей, поскольку нередко бывает так: даже занимаясь в специальных школах, дети часто недостаточно глубоко интересуются тем, что они там изучают. А имея необходимость рассказать кому-то о том, что ты якобы знаешь лучше других, рождает в таких детях сугубый интерес к делу и  приносит новое творческое вдохновение.

 

В каждом классе есть также талантливые родители, люди интересных профессий, широко образованные в своих областях.  И классные руководители просто обязаны этим воспользоваться!

И, конечно же, педагог должен направить вдохновение родителя, пожелавшего подготовить классный час для детей, в правильное русло.

 

При подготовке классного часа нужно стараться, чтобы подача материала была нескучной, с использованием наглядности, ТСО (технических средств обучения), поэтических и музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, афоризмов, емких цитат.

Все это обогащает классный час и делает его впечатляющим и запоминающимся.

 

Хотелось бы, чтобы учителей почаще посещало педагогическое рвение и у них были силы воплотить в жизнь свои творческие порывы. Потому что именно классные часы, как свободная педагогическая форма, способны поставить многие точки над «i» в духовно-нравственном воспитании современных школьников.

 

Елена Каневская, учитель-методист, педагог, публицист