Немного о классном часе

Просветительская функция классного часа заключается  в том, что он должен расширять кругозор воспитанников. Он должен пробуждать у школьников жажду познания окружающего мира и познания самого себя.

image026

Классные часы должны дополнять знания, которые школьники получают в процессе обучения другим предметам, давая им некое обобщающее знание, которое может стать основой формирования мировоззрения в целом.

Как гласит народная мудрость: «Знания за плечами не носить!».

Именно классные часы призваны сообщить воспитанникам широкий спектр так называемых «житейских знаний».

То есть знаний о жизни в обществе, в семье, о целях и смысле жизни,  о материальных и духовных ценностях, а также – об информационной безопасности, то есть о том, как защитить себя от вредной информации, обезопасить себя от определенных знаний.

 

Само название функции – просветительская – дает педагогу ключ-критерий отбора знаний, которые необходимо донести детям на классных часах.

Это должны быть знания, несущие свет, возвышающие души воспитанников.

 

Эта функция неразрывно связана со следующей – ориентирующей.

 

Ориентирующая функция заключается  в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей.

Роль этой функции особенно значительна, потому что, даже имея широкий кругозор и эрудицию, современные дети и молодежь часто бывают дезориентированы  в жизни.

 

Надо сказать,  что реализация данной функции наиболее труднодостижима. Уж слишком много факторов, дезориентирующих детей: собственная дезориентация родителей и, возможно, педагогов, воздействие СМИ, рекламы, пропаганды определенного образа жизни и мн. др.

 

В свете вышесказанного большие требования предъявляются к личности педагога: он сам должен быть цельной позитивной личностью, имеющей четко выстроенную иерархию материальных и духовных ценностей.

Педагогу нужно давать детям самые возвышенные жизненные ориентиры!

 

Не надо бояться того, что  вас не поймут. Следует помнить о том, что «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»!

Поэтому пусть именно в школе прозвучит слово наставника, призывающего мерить жизнь по самому большому счету.

 

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность.

Эта функция призвана реально воздействовать на поведение школьников, на выбор ими жизненного пути, на постановку жизненных целей и их реализацию.

 

Знания, полученные во время классного часа, не переходят в убеждения, если вся его направленность не побуждает воспитанников к конкретной деятельности!

«Знания без дел мертвы!»

И если педагогу удастся вдохновить учеников на то, чтобы они прилагали свои юные силы к «доброделанию» – будь-то работа над самим собой, дела благотворительности, помощь по дому, помощь одноклассникам и т.д. – то классные часы приобретут то истинное значение, к которому они призваны.

 

Хорошо подготовленный и проведенный классный час выполняет все три функции:  он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

При подключении учащихся к организации классного часа, он еще и сближает детей, скрепляет классный коллектив, а также помогает классному руководителю найти взаимопонимание с учениками.

 

Возможно, и даже желательно участие в классных часах родителей.

В этих случаях происходит положительное взаимовлияние классного руководителя, учащихся и родителей.

 

Тематика классных часов может быть разнообразной.

 

Классные часы могут посвящаться:

 

  • Духовно-нравственным проблемам.

 

Примеры тем: «Цель и смысл жизни», «Для чего мы пришли в этот мир», «Об иерархии духовных ценностей», «Доброе слово», «Благотворительность. Что это такое?», «О добре и зле», «Как стать счастливым?», «О духовном совершенствовании».

 

  • Семейным ценностям.

 

Примеры тем: «О влюбленности, любви и браке», «О целомудрии и телегонии», «Об абортах», «Любовь в жизни великих людей», «Умеем ли мы любить?», «Мужественность и женственность».

 

  • Проблемам личности.

 

Примеры тем: «Я и мир», «Кто я?», «Культура общения», «Мир профессий», «О тату, пирсинге и прочих украшениях», «О молодежных культах и субкультурах», «О моде и стилях одежды».

 

  • Проблемам искусства.

 

Примеры тем: «О красоте», «О прекрасном и безобразном», «Мир музыки»…

 

  • Информационной безопасности.

 

Примеры тем: «Что такое вредная информация?», «Информационные войны», «Современные СМИ и проблема психической безопасности», «Опасные знания (об экстрасенсах, магии, колдовстве, целителях и т.п.)»…

 

  • Профилактике зависимостей.

 

Примеры тем: «О лудомании», «О компьютерной и интернет-зависимостях», «Алкогольная зависимость», «Пивной алкоголизм», «Наркотическая зависимость»…

 

  • Историческим проблемам.

 

Примеры тем: «Уроки истории (обобщение  исторических путей)», «Об истории и её фальсификациях», «Личность в истории», «ВОВ в рассказах ветеранов», «Свободомыслие»…

 

и многие, многие другие темы

 

Успех при проведении классного часа прямо пропорционален качественности его подготовки.

Педагоги часто тратят много времени и сил на подготовку интересного классного часа для учеников и это очень хорошо. Но огромные возможности для воспитания детей заложены именно в тех классных часах, в подготовке которых участвуют сами дети, а время от времени – и их родители, и даже бабушки и дедушки.

Такие классные часы оставляют яркий эмоциональный отклик в душах детей.

 

В классном коллективе всегда найдется некая девочка, назовем ее Маша, которая занимается бальными танцами или балетом с детства. Детям было бы любопытно и полезно услышать, что расскажет Маша об истории разных танцев или об их отличительных особенностях, потому что Маша может тут же эти особенности продемонстрировать…

 

То же самое касается и какой-нибудь девочки Даши, занимающейся вокалом или играющей на фортепиано (скрипке, флейте, саксофоне и др.).

Вообще, дети, учащиеся в музыкальных школах могут подготовить классные часы о музыкальных стилях, о композиторах или о современных поп или рок-группах…

 

То же самое касается и тэйквондистов с каратистами, футболистами и др. спортсменами, которые могут интересно и очень увлекательно рассказать своим одноклассникам о  виде спорта, которым они занимаются, о выдающихся спортсменах и их достижениях.

 

Однако учитель должен всемерно помочь детям, которым поручена подготовка классного часа, чтобы «предприятие» прошло успешно.

Кстати, польза от такого участия «детей-спецов» в классных часах будет не только для класса в целом, но и для самих этих детей, поскольку нередко бывает так: даже занимаясь в специальных школах, дети часто недостаточно глубоко интересуются тем, что они там изучают. А имея необходимость рассказать кому-то о том, что ты якобы знаешь лучше других, рождает в таких детях сугубый интерес к делу и  приносит новое творческое вдохновение.

 

В каждом классе есть также талантливые родители, люди интересных профессий, широко образованные в своих областях.  И классные руководители просто обязаны этим воспользоваться!

И, конечно же, педагог должен направить вдохновение родителя, пожелавшего подготовить классный час для детей, в правильное русло.

 

При подготовке классного часа нужно стараться, чтобы подача материала была нескучной, с использованием наглядности, ТСО (технических средств обучения), поэтических и музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, афоризмов, емких цитат.

Все это обогащает классный час и делает его впечатляющим и запоминающимся.

 

Хотелось бы, чтобы учителей почаще посещало педагогическое рвение и у них были силы воплотить в жизнь свои творческие порывы. Потому что именно классные часы, как свободная педагогическая форма, способны поставить многие точки над «i» в духовно-нравственном воспитании современных школьников.

 

Елена Каневская, учитель-методист, педагог, публицист

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!