Нечитающие дети…

Вместо того, чтобы читать хорошие добрые книжки, дети уткнулись в мониторы. Но только ли компьютеры в этом виноваты?

То, что дети и подростки сейчас читают гораздо меньше, чем лет 20-30 назад – это уже аксиома, это всем очевидно, и незачем приводить данные социологических исследований. А вот на вопрос «почему» – простого и однозначного ответа нет.

То есть версий-то много, и самая распространенная – во всём виноват компьютер: вместо того, чтобы читать хорошие добрые книжки, дети уткнулись в мониторы и играют в стрелялки-убивалки, «чатятся» в социальных сетях, скачивают прикольные видеоролики и т.д.

А вот мне кажется, это компьютер – это всё-таки не причина, а следствие чего-то более серьезного.

Но сразу оговорюсь: я в этой теме не могу считаться профессиональным экспертом. Я не занимался исследованиями детского чтения, не проводил статистически достоверные опросы. Я просто сужу по своему многолетнему опыту общения с детьми – с теми, кто занимался у меня в литературном объединении «Кот в мешке», и со своими учениками в школе (давно это было, в конце 80-х годов прошлого века), и с детьми моих друзей и знакомых, и с друзьями этих детей…

Тема для меня важная.

«Котом в мешке» я руковожу уже 17 лет, и давно заметил, что с каждым годом количество литературно одаренных детей снижается.

Почему снижается – ясно: да потому, что существует практически стопроцентная корреляция между количеством читающих детей и количеством пишущих!

Всё очень просто: желание написать что-то своё – будь то стихи или рассказ, или сказка… да хоть драма в трёх действиях – возникает именно как реакция на прочитанное. Прочитал, впечатлился, вдохновился – и попробовал сделать не хуже.

Кто не любит читать – тот не захочет и сочинять.

Почему же не любят?

На мой взгляд, проблема куда серьезнее, чем появление новых информационных технологий. Главное – это то, что происходит с родителями современных детей.

А с родителями вот что происходит.

Во-первых, они сами перестали читать.

Перестали по разным причинам.

Например, так много работают, что уже и не до чтения. Приходят домой поздно вечером, усталые… и максимум, на что способны их измученные мозги – это на телевизор или видео.

Или перестали читать, потому что не находят в нынешнем колоссальном потоке «чтива» ничего достойного, ничего близкого сердцу и уму.

Им кажется, что всё сплошь чернуха-депрессуха.

На самом деле, конечно же, не сплошь, но ведь не каждый станет перерывать груды словесной руды…

Или просто изменились интересы – все мысли крутятся вокруг быта, карьеры, обустройства личной жизни, а прежние, юношеские увлечения кажутся наивными, идеалистическими.

Можно, конечно, ещё и ещё выискивать причины, но главное – те, кому примерно от 30 до 50 лет (то есть поколение родителей), сами уже в массе своей не читают. А отдельные заядлые книголюбы погоды не делают.

А раз не читают – то и дети их, скорее всего, читать не станут.

Ведь этим делом можно только заразиться… и заражение чаще всего происходит именно в семье.

Нечитающие родители могут сколько угодно твердить детям о пользе чтения, могут сколько угодно заставлять их читать – результат будет нулевым, а то и отрицательным.

Так можно воспитать только ненависть к чтению.

А вот когда ребёнок видит, что мама с папой что-то увлеченно читают, обсуждают, спорят, ищут какие-то книги, что-то у кого-то берут почитать, что-то кому-то дают – вот тут и собственный интерес возникнет, и его остаётся лишь умно поддержать.

Во-вторых, это стиль отношений между родителями и детьми, стиль отношений в семье.

Для того, чтобы ребёнок начал увлеченно читать, нужно вообще сформировать у него интересы, которые можно удовлетворить чтением.

А для этого нужно, чтобы в семье люди вообще разговаривали друг с другом о чём-то ещё, помимо быта.

Нужно, чтобы родителей волновали какие-то неутилитарные темы – тонкости человеческих отношений, красота природы, устройство мироздания, история своей страны и других стран, социальная справедливость, вера… то есть душевное и духовное, проще говоря.

Причём обо всём этом мама с папой должны разговаривать не только между собой, но и с детьми – естественно, учитывая их возраст, их особенности.

В этом случае и у ребёнка возникают различные неутилитарные интересы, а удовлетворить эти интересы лучше всего чтением книг (кино в этом отношении хуже тем, что не даёт такого простора для воображения, сопереживания и сотворчества).

Но с такими отношениями сейчас плохо.

Всё стало слишком плоским, слишком приземленным, слишком заточенным под зарабатывание денег.

Любить детей, конечно, не перестанут – против Бога не попрёшь! – но выражается эта любовь чаще всего в виде материальной заботы: чтобы были накормлены, одеты, чтобы не стыдно было перед соседями.

Разговаривать на отвлеченные темы некогда, да и непонятно – зачем.

Потому, кстати, и компьютеры с интернетами покупаются – это чудесный способ избавиться от необходимости общения с подросшим чадом. Пусть, мол, сидит дома, за экраном, а не бегает по улице, где наркоманы-маньяки-террористы на каждом шагу…

Из этой же серии мода затыкать маленьких детей мультиками по видаку или аудио-сказками. Лишь бы не мешал, лишь бы не вертелся под ногами…

Этот дефицит родительского общения в итоге оборачивается куда худшими вещами, чем нелюбовь к чтению.

Например, нелюбовью к людям – просто потому что не научились вовремя любви.

Или тупостью – потому что не научились вовремя думать.

Или безверием – потому что родителям (может быть, даже и верующим) некогда было говорить с детьми о вере.

А из некогда получается никогда

Виталий Каплан