Не размахивайте верой, как флагом

Почему дела наши, даже внешне повторяющие какие-то поступки святых людей, часто не только не находят позитивного отклика в сердцах окружающих нас людей, но нередко отторгают их – и от нас, и от нашей веры, и от самой Церкви?

Часто мы считаем себя православными лишь потому, что читаем и цитируем святых отцов и иногда пытаемся копировать поведение святых. Иногда мы позволяем себе говорить или делать нечто, что говорили и делали некоторые святые люди, и этим не только оправдываемся перед окружающими, но и гордимся этим. Мол, святитель Николай Чудотворец так делал, а святой Иоанн Златоуст к этому призывал. Вот я и исполняю их заветы.

Но проблема заключается как раз в том, что мы – далеко не те святые, которых мы пытаемся копировать. Поэтому и дела наши, даже внешне повторяющие какие-то поступки святых людей, часто не находят позитивного отклика в сердцах окружающих нас людей. Более того, такие дела нередко отторгают людей и от нас, и от нашей веры, и от самой Церкви.

Почему же так происходит? Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим…

Всем нам должно быть хорошо известно, что в поступках более важен МОТИВ, чем внешнее проявление самого этого поступка.

Один и тот же поступок может быть совершенно по-разному взвешен на правосудных весах Божьих.

Если сравнить внешние поступки великих христиан и наше внешнее подражание им, то разница будет очевидной.

Например, известно, что святитель Иоанн Златоуст мог иногда возвысить голос и громко обвинить определённых людей в определённых поступках. И вот мы уже думаем: «Ага, святитель Иоанн Златоуст повышал голос, будучи великим святым, – значит, и мне так можно. Он обличал императрицу Евдоксию, называл её «гадюкой», – значит, и я могу обзывать всех как угодно».

Но, дорогие христиане, в отличие от нас, святитель Иоанн был человеком святой жизни и рассуждал совершенно не так, как мы. Если мы хотим быть как он или ещё кто-то, – то давайте подражать им в смирении, в любви, в покаянии, в нестяжании.

И только тогда мы получим право, о котором писал святитель Иоанн: «Ударь богохульника по лицу, сокруши его уста, освяти свою руку ударом».

Но начать нужно с другого: с подражания духовным качествам святителя!

У нас же зачастую наблюдается обратная ситуация: мы видим только эту фразу великого святителя и принимаем убеждение, что побить того, кто с нашей точки зрения, является врагом Церкви, – значит «освятить» свои руки.

А вот о подражании смирению, терпению, ЛЮБВИ этого святого мы почему-то думаем во вторую очередь (если думаем об этом вообще!).

«И если нужно будет ударить богохульника, – говорил святитель Иоанн, – не отказывайся».

Это мне, что ли, ударять богохульника?

Мне, человеку, целиком погрязшему в страстях?

Мне – который просто ищет лазейку для того, чтобы удовлетворить свою страсть под видом православного поступка?

Это – очень хитрая ловушка. И вот она как раз, наоборот, ОТДАЛЯЕТ нас от святых. Вполне возможно, что если бы мы жили во времена Николая Чудотворца или Иоанна Златоуста, и были бы еретиками, то после их ударов мы бы точно изменились!

То есть если бы святитель Николай или Иоанн Златоуст дали бы нам пощечину, мы бы не просто почувствовали боль от удара – наша душа бы освятилась.

А мы? Можем ли мы показать хотя бы одного человека, которого бы нам удалось изменить с помощью кулаков или каких-то иных средств физического воздействия?

Может быть, это твоя жена? Или твой ребёнок? Или ещё кто-нибудь?

Кто в результате нашей неразумной ревности изменился, стал другим?

Никто!

Мы порой говорим столько правильных слов – и не можем изменить ни своих детей, ни супругов, ни соседей – никого.

А ведь нам-то кажется, что наши слова такие правильные…

Несомненно – настоящее Православие может преобразить весь мир.

Как говорится в Псалтири, «Боже Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в море далече» (Пс. 64:6).

Вот что такое Православие!

А где же все те перемены у окружающих, которым, как нам кажется, мы так способствуем?

Вы никогда не замечали, что стóит нам начать говорить: «Послушайте! Вы всё делаете неправильно! Смотрите, как надо, как по-православному…» – как мы тут же сами отдаляемся от Православия…

Православие – это не когда я говорю, что знаю, как надо и пытаюсь это донести до того, кто этого не знает.

Православие – это когда каждый из нас смирится и задаст себе вопрос: «Что я должен изменить в своей жизни? Что исправить?».

Ведь главное в Православии – покаяние – слово, которое на греческом языке звучит как «метанойа» и означает ПЕРЕМЕНУ УМА.

То есть Православие начинается с изменения своего сердца, а не внешнего вида и образа жизни.

Большинство же из нас очень быстро усвоило, что нужно поститься, носить длинные юбки и бороды, вычитывать акафисты и молитвенные правила, а вот сердце наше осталось прежним.

Многие из нас так и не усвоили, что по прекрасному выражению Павла Флоренского «Христианство не доказывается, а показывается»!

Показывается – нашей жизнью, нашими поступками, нашим отношением к ближнему.

В одном древнем Патерике есть небольшая история о  том, как один монах спросил старца: «Отче, вот есть два брата: один безмолвствует в своей келье, постится 6 дней в неделю, и кладёт тысячи поклонов в день. А второй брат ежедневно служит больным. Дело кого из них более приятно Богу?».

И старец этому монаху отвечает так: «Если даже тот брат, который держит пост в течение шести дней, повесит себя за ноздри, то и тогда он не сможет сравняться с тем, который каждый день с молитвой ухаживает за больными».

Вот что такое Православие!

Мы часто вспоминаем старца Паисия и других старцев, цитируем их, но при этом «подстраиваем» их высказывания под свою точку зрения.

Однажды, один иеромонах, бывший в своё время келейником у старца Паисия, рассказывал, как этот выдающийся афонский старец говорил: «Очень многое из того, что люди говорят о старце Паисии, используется ими в личных целях. Им хочется утвердить в Церкви ту или иную точку зрения. А старец Паисий так не говорил».

И после этого келейник великого старца сказал, что старец Паисий был совсем не таким, каким многие стремятся сейчас его представить.

Например, однажды старца Паисия направили в Стомио – небольшой приморский городок – чтобы он помог остановить там распространение протестантства. А в том городе было уже очень много протестантов. И вот там он явил подлинный пример православного верующего человека.

Свою веру он явил любовью, терпением, добротой, смирением, благоразумием по отношению КО ВСЕМ окружающим и строгостью – к самому себе.

Ни разу он никого не обругал.

Ни разу он никого не ударил и не оскорбил.

И когда старцу Паисию пришло время покинуть Стомио и отправиться на Синай, в том городе не осталось НИ ОДНОЙ протестантской семьи!

Без всяких умных и красивых слов, без давления, криков, злобы и вражды он изменил ВСЕХ жителей города.

Есть над чем подумать, правда?

А действительно, давайте подумаем: ЧТО из того, о чём мы говорим, мы реально делаем?

Вспомните фарисейское: «Отец наш Авраам».

Да, отец-то наш – Авраам, но что мы делаем из того, в чём он нас наставлял?

Вот так и мы – считаем себя православными, потому что цитируем православных старцев.

А что, к примеру, ты делаешь из того, что делали они?

Ты можешь обратить в Православие хотя бы одного протестанта?

Выйди на улицу – подойди к уличному проповеднику и посмотрим, сумеешь ли ты коснуться его сердца.

Неужели ты думаешь, что именно нужных знаний им не хватает?

Неужели ты считаешь, что какой-то человек стал сектантом только потому, что ему не понравились православные догматы?

А может быть, скорее всего, из-за того, что к нему пришли «добрые» люди и с «любовью» сказали: «Мы будем твоими друзьями. Будем любить тебя, звонить тебе, будем о тебе заботиться, ты больше никогда не почувствуешь себя одиноким!».

Именно так подавляющее большинство людей вовлекаются в ту или иную секту – через подчёркнутое любовное и ласковое отношение.

Задай себе вопрос: сможет ли такой человек увидеть к себе такое же отношение с твоей стороны? Увидеть и подумать: «Да, в этом православном что-то есть! Наверное, его вера и впрямь истинная!»…

Из многих церковных источников мы хорошо знаем – КАКИМИ были первые христиане.

Прежде всего, они любили друг друга.

Есть история одной женщины-христианки, которая долгое время жила в Индии.

На протяжении многих лет она ни слова не говорила о Православии, а только ухаживала за прокажёнными. И вот однажды к ней подошли люди и спросили:

– Скажи нам, Кто твой Бог?

Они задали ей только этот вопрос: «Кто твой Бог?».

И эта женщина ответила:

– Я православная.

– А в кого ты веришь?

– В Иисуса Христа.

– Значит, Он – настоящий Бог! – сказали ей в ответ.

– Откуда вы знаете?

– Потому что невозможно быть такой, как ты, и при этом не верить в Истинного Бога.

Надо сказать, что именно так, на протяжении веков, от первых христиан апостольского времени и вплоть до наших сегодняшних дней, люди определяют – где и с кем истинный Бог.

Сегодня православные догматы не подлежат сомнению.

Им ничто не угрожает – ни филиокве, ни арианская ересь, не несторианская, ни сотни других.

Православные книги с житиями и изречениями святых отцов можно встретить повсюду.

Но не это в первую очередь нужно людям для того, чтобы изменить свои взгляды, пересмотреть свои жизненные ценности и идеалы, и войти в Церковь Христову.

Формального знания тут недостаточно. Как, впрочем, недостаточно и твоей благообразной наружности, и твоего «правильного» поведения.

Да, сегодня у нас есть возможность совершенно открыто исповедать свою веру, и мы часто размахиваем ею, как флагом, но при этом наша жизнь, наш дух не привлекают и не меняют людей.

Мы идём в храм, и выходим из храма, мы идём по улице – и никто нас не останавливает, никто с нами не заговаривает о нашей вере.

Никто ни о чём не хочет нас спросить.

Но разве так должно быть?

Ведь я – православный христианин!

Ведь это о нас Господь сказал: «Оставляю вас – Моих учеников – вместо Себя. И когда люди заходят узнать Бога, они будут смотреть на вас».

Какими были первые христиане? Давайте ещё раз зададим себе этот вопрос и вспомним, ЧТО мы читали об этом в разных книжках.

А читали мы о том, что первые христиане ТАК любили друг друга, ТАК относились к окружающим их людям, ТАК выполняли свои обязанности, что глядя на них люди приходили в величайшее недоумение и спрашивали друг друга: «Что же это за Бог, в Которого они веруют? Если они ТАК любят друг друга благодаря этому Богу, – значит, Он – Истинный!».

И сами становились христианами.

Вот о чём должны постоянно думать и мы, если хотим приобщить ко Христу хотя бы одного человека.

Протодиакон Роман Поликопа, текстовая расшифровка духовной беседы, прозвучавшей в эфире программы «Воскресенье» 28.06.2017 г. На телеканале «Р1» (Харьков)