Не отравляйте себе жизнь

Мы начинаем тревожиться тогда, когда делаем относительное – абсолютным…

До чего же странная у нас сегодня жизнь! У нас есть всё – и при этом мы постоянно боимся и тревожимся.

В дверях стоят хитроумные замки, дом на сигнализации, дворы освещаются прожекторами; тревожные кнопки, сторожевые собаки, электрошокеры, куча страховок на все случаи жизни – и мы всё равно не знаем покоя.

Неспокойно дыхание, неспокоен сон.

Постоянная повышенная тревожность приводит к тому, что многие люди физически заболевают…

Ощущение внутренней тяжести, потливость, скачки давления, – всё это физическое отражение внутренних проблем.

А потянешь за ниточку – и становится ясно: «От многих грехов моих немощствует тело, немощствует и душа моя» (из канона ко Пресвятой Богородице. – Прим. перевод.).

В человеке всё взаимосвязано.

Когда заболевает душа – начинает болеть и тело.

А если тело находится в беспокойном состоянии, то это беспокойство передаётся и душе. Тело и душа взаимосвязаны, взаимосвязаны и ощущения.

Одно влияет на другое.

Мы начинаем тревожиться тогда, когда нам кажется, что если не получится то-то и то-то, то весь мир рухнет.

Как сказал один человек, мы начинаем тревожиться тогда, когда делаем относительное абсолютным.

Мы возводим в абсолют то, что не является абсолютной величиной, абсолютным благом.

Иными словами, относительное не является настолько важным, что может привести к концу света.

Но когда я говорю: «Отложите это дело, не занимайтесь им сейчас, мир не рухнет, если вы сделаете это двумя днями позже», но вы мне возражаете: «Нет, рухнет! Нужно обязательно это сделать сейчас!».

И если это дело у вас всё же не получается, вы заболеваете от огорчения…

Например, тебе хочется прогуляться вечером.

Да, вечерняя прогулка – это замечательно, но она – не самое главное в жизни.

Однако если ты внушишь себе, что гулять вечером – это абсолютное благо, добиваться которого следует любой ценой, то в какой-то из вечеров, когда прогуляться не удастся, тебе покажется, что произошёл конец света, ты можешь довести себя до истерики, до нервного припадка, со всеми вытекающими последствиями.

Но если нашей душе свойственна гибкость, благодаря которой мы с лёгкостью меняем свои планы или точку зрения, – то никакой стресс нам не грозит: «Не получилось прогуляться? Ну и ладно!».

То есть, что бы ни случилось – мы готовы это принять.

Да, я хотел одного, а Господь послал другое – ну и ничего, ОН так захотел.

Значит, так и должно быть!

Значит, в этом – высшая правда! Пусть даже пока она для меня сокрыта.

А если постоянно ставить перед собой какие-то цели и задачи и упорно, настойчиво добиваться желаемого – пусть будет по-моему! – то в случае неудачи мы огорчаемся до боли в животе, до состояния, порой близкого к суицидальному…

Помню, как-то мне нужно было найти одну книгу.

Я зашёл в один книжный магазин – её там не было; зашёл в другой – нет книги.

Между тем наступил вечер, и магазины закрывались один за другим.

Я начал волноваться и суетиться – мне так хотелось купить эту книгу!

Ещё магазин – но и там я её не увидел.

«Попробую добежать до последнего книжного, – решил я. – Только бы он не закрылся!».

И вдруг, по дороге в магазин, меня осенило: «Хорошо. Допустим, сегодня мне удастся купить эту книгу. Ну и что? Я успею за один вечер прочитать её от корки до корки? Нет. В таком случае, что я потеряю, если куплю её, скажем, завтра?»…

Иногда, желая чего-то, мы так спешим, так упрямимся, что в случае неудачи начинаем страдать.

А если не упрямиться в своих желаниях, не упираться, то не будет ни страданий, ни тревог.

Вместо этого скажем себе: «Хорошо, значит – так Богу угодно. Пусть всё будет по Его воле».

И успокоимся.

Вспомним святых, которые не только не волновались, если им не удавалось что-то приобрести, – они не волновались даже в случае утраты.

Им это не мешало жить.

Спокойно, мирно и с благодарностью к Богу они принимали абсолютно ВСЁ – и приобретения, и потери, и радости, и горести.

Например, афонские монахи прежних времён, если опаздывали на корабль, говорили: «Ничего, поплывём на следующем!». А следующий корабль отправлялся только на другой день. Один день – один корабль.

А мы, если опаздываем на поезд в метро, который ходит раз в две-три минуты, впадаем порой в такую панику, что, пока ждём следующего поезда, никак не можем успокоиться.

Дело не в том, чтобы быстро или не быстро сделать какое-то дело.

Важно, чтобы душа не поддавалась этой спешке.

Если нужно успеть многое – конечно, стоит торопиться.

И на Афоне, когда в монастыре ожидается какой-то важный гость или праздник с торжественной службой и обильной трапезой, монахам нужно успеть переделать массу дел, и они трудятся без отдыха, бегают туда-сюда. Я сам видел это неоднократно.

Однако на душе у них мир и спокойствие.

Душа не бегает туда-сюда, а находится на одном месте – перед Господом.

Потому они и повторяют всё время: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»

Если моя душа – у Бога, то я спокоен. И всё у меня хорошо.

Господь – Творец времени и Его Повелитель.

И только от Него зависит, успеем ли мы сделать то, что задумали или не успеем.

Если на задуманное нами будет Его святая воля – Он Сам всё устроит.

Но если мы полагаемся только на себя, если мы не просим Господа благословить наше дело (если оно Ему угодно), не просим Его дать нам на это силы и возможности, – ничего у нас не выйдет, даже если мы всё рассчитаем и всё якобы предусмотрим.

Это во все времена хорошо понимали святые люди, праведники, которые, в отличие от нас подолгу молились, никуда не спешили, жили размеренной жизнью и всё успевали.

Когда мы внимательно изучаем жизнь этих подвижников, читаем описание их обычного дня, мы просто поражаемся тому, сколько всего они успевали сделать за этот день.

Эти люди никуда не торопились, но в их сутках было намного больше 24-х часов.

Время вообще понятие субъективное.

Оно совершенно иначе воспринимается людьми разных возрастов, разных мировоззрений, разных темпераментов.

Оно «летит» для людей самонадеянных и вечно бегущих, и «ползёт» для тех, кто живёт молитвенно и размеренно.

Давайте же будем учиться во всех делах уповать на Господа, и Господь устроит нашу жизнь, и всё у нас получится!

Архимандрит Андрей (Конанос)