НАУКА НЕ БЫТЬ ОБМАНУТЫМ

Как избежать ошибок при выборе супруга, чтобы брачный союз не распался раньше, чем будут отданы долги за свадебный пир?

За кого проголосовать на предстоящих выборах?

Какую одежду купить на лето?

Возить ли своего ребёнка в элитарную школу за тридевять земель или повести его в ту, что находится в соседнем доме?

Покупать ли сыну компьютер?

Куда пойти учиться после школы?

Сколько таких «мелких», кажущихся порой незначительными, но таких важных для нас вопросов нередко заводят нас в полный тупик!

Как часто мы вверяем решение их своей подруге, депутату, рекламе, уличным и базарным зазывалам…

Земным предназначением каждого человека является неустанная, до кровавого пота, забота о своей душе, чтобы не исказить, не осквернить, сохранить этот наш первозданный «образ» (то, что нам дано по рождении) и довести его до максимально возможного для нас совершенства – то есть до подобия с тем Идеалом, к Которому все мы призваны идти.

Этот путь мы осуществляем за счет нашей внутренней активности в непрерывном познании мира в поисках Истины.

Таким образом, совершаемые нами ошибки являются результатами этого поиска. И чем дальше удаляемся мы от Истины, сбиваясь тем самым с единственно верного пути, тем больше ошибок мы совершаем и тем более серьезны их последствия.

Поэтому скорби, всевозможные неудачи, болезни и др. неприятности служат для нас своеобразным сигналом: «Ты сбился с пути!».

Мы все хотим быть счастливыми. Мы ищем свой идеал и лелеем свою мечту именно по этой причине.

Но нам не просто хочется счастья. Мы хотим стабильного счастья.

Человек вообще, всегда и во всем хорошем ищет стабильности.

Мы все хотим стабильных отношений с любимыми.

Мы желаем стабильного успеха и много другого и очень страшимся эту стабильность потерять.

Однако в материальном мире стабильности нет и быть не может по причине его полной зависимости от внешних деструктивных факторов.

Любая материальная ценность рано или поздно приходит в негодность.

Здоровье с годами не становится крепче.

Самый крепкий дом даёт усадку.

Любая политическая крепость рано или поздно разрушается.

Любые идеологии и системы ценностей нередко изменяются на противоположные. Ежесезонно меняются моды.

Современный мир учит нас беззаботности и прагматическим представлениям о счастье. Он формирует в нас исключительно мелкие, эгоистичные стремления, научая рассматривать мир и окружающих нас людей лишь как средство для удовлетворения собственных прихотей.

Мы тратим целую жизнь в погоне за мелкими идеалами, которые лопаются, как мыльные пузыри, порождая еще более мелкие, еще более многочисленные, и мы, очертя голову бросаемся в погоню то за одним, то за другим, зеленея от надежды, что может быть этот-то, наконец, истинный.

Главная ошибка, которую мы совершаем в поисках Истины, заключается в том, что мы ищем Её не там, где Она находится.

Перефразируя известную поговорку о бесплодности поисков черной кошки в темной комнате, можно сказать: невозможно найти Истину там, где Её в принципе быть не может.

Ведь очевидный факт, что познать истины математики, возможно лишь усвоив курс математики. Сделать расчёт моста возможно лишь специалисту, изучившему курс сопромата. Разработать комплексный электролит может лишь специалист в области электрохимии и т.д.

Если же мы берёмся создать тепловую машину, не имея ни малейшего представления о законах термодинамики, если мы не потрудились открыть хотя бы школьный учебник по физике, все наши усилия, несомненно, будут напрасны.

Иными словами, чем дальше находится человек от той области знаний, об истинах которой он рассуждает, тем больше он напоминает героиню известного романа Ильфа и Петрова, которая полагала, что творог добывается из вареников.

Безусловно, очень трудно искать Истину и рассуждать о духовности, когда с каждым днём всё страшнее выходить на улицу, когда со страниц газет и телеэкранов потоками изливается ложь, когда сквернословие постепенно приобретает статус третьего государственного языка, а базарное хамство становится нормой человеческих взаимоотношений на всех социальных уровнях.

А может быть эти слова – истина, духовность, нравственность, мораль – уже давно стали архаизмами, безвозвратно уйдя в прошлое вместе с истинными представлениями о  женственности и о мужественности?

А, может быть, этих самых «вечных ценностей» вообще не существует?

К счастью, это не так.

При всем развитии технологического прогресса и умножении «благ цивилизации», современный мир, по сути, ничего нового не предложил. Только лишь в измененном виде мы видим сегодня то, что существовало в мире много столетий назад.

И это не удивительно, ибо в этом – суть истории, которая на каждом своем новом витке повторяет то, что было на предыдущем, с поправкой лишь на технологическое и социальное развитие.

Творец истории – Бог.

Направляя исторический процесс по замкнутой спирали, Он тем самым призывает нас не наступать дважды на одни и те же грабли, а извлекать уроки из прошлого, о чем прекрасно сказано в Книге Пророка Иезекииля:

«Так говорит Господь: «Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и спросите о путях древних, где путь добрый, — и идите по нему, и найдете покой душам вашим»» (Иер. 6:16).

В Книге Екклесиаста мы читаем: «Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было» (Еккл. 3:12).

Об этом же говорит и народная мудрость в виде пословиц, которые, как известно, выражают дух века и практическую философию нации: «Новое – хорошо забытое старое».

Смотреть в прошлое, быть способным провести аналогии, проанализировать возможные последствия сегодняшних процессов исходя из параллельного исторического опыта,

трезво оценить пути, которыми выходили из кризисов наши предки, но с учётом изменившихся экономических, политических, экологических  и социальных условий – в этом и должна заключаться суть государственной политики как внешней, так и внутренней.

Ведь даже человеку, совершенно равнодушному к таким «высоким материям», как духовность, приходится постоянно встречаться в жизни с проблемами, решение которых требует не кроссвордного интеллекта, а именно мудрости, основанной на духовности, уровень которой находится в прямой и непосредственной зависимости от того, насколько мы близки к Истине.

Как избежать ошибок при выборе супруга, чтобы брачный союз не распался раньше, чем будут отданы долги за свадебный пир?

За кого проголосовать  на предстоящих выборах?

Какую одежду купить на лето?

Возить ли своего ребёнка в элитарную школу за тридевять земель или повести его в ту, что находится в соседнем доме?

Покупать ли сыну компьютер?

Куда пойти учиться после школы?

Сколько таких «мелких», кажущихся порой незначительными, но таких важных для нас вопросов нередко заводят нас в  полный тупик!

Как часто мы вверяем решение их своей подруге, депутату, рекламе, уличным и базарным зазывалам!

Почему?!

Потому что решение подобных проблем практически не зависит от нашей образованности и начитанности. Мы решаем их исключительно в меру своей духовной зрелости, называемой мудростью, которую не преподают в университете и которой нельзя научиться, читая «умные» книги. Эта мудрость, в отличие от знания любого рода, даётся человеку даром, но не просто так.

ЧТО ТАКОЕ МУДРОСТЬ?

Мудрость – это знание не многого, но самого важного.

Мудрость – это и есть то самое «универсальное знание», которое в святоотеческой литературе именуется «ведением».

Знание Истины позволяет мудрому человеку верно оценить любое явление в прошлом и настоящем, предвидеть последствия любого события, трезво оценить любую информацию.

Ищущим истину современный мир предлагает множество философских, религиозных и научных теорий. Книжные полки пестрят книгами с мудреными названиями. Существуют даже целые магазины и торговые палатки, специализирующиеся на подобной литературе, перечитать которую не хватит и всей жизни.

Какую же из книг выбрать?

Ответ прост: ту, в которой содержится Истина, а не её подделка, пусть даже и очень искусная.

Кто же автор такой книги?

Могут ли быть авторами этой книги восточные мудрецы, тибетские ламы или индийские брахманы?

Мы все хорошо знаем, что знание Истины не является врождённым качеством человеческого сознания. Мудрость приобретается жизненным опытом и является плодом духовного совершенства.

Безусловно, восточные мудрецы вполне могут являть собой кладезь собственной мудрости, но они не могут быть источником Истины по той причине, что они приобретали знания в процессе жизни, двигаясь по пути духовного совершенствования от некоего нуля.

Источником же Истины может являться лишь Тот, Кто Истине этой не учился, но Сам по Себе является Истиной, Кто Сам передал Её Своим добросовестным ученикам, которые, в свою очередь, ни на йоту не исказив Её, не привнеся в Неё ничего своего человеческого, приняли на себя благословенный труд показать всем нам, каким образом эту Истину можно познать, и как следует пользоваться Ею в своей повседневной жизни ради блага ближнего и собственного счастья.

Подумайте: может ли такая Личность жить в нашем материальном мире, в котором решительно все подвержено изменению, разрушению и тлению?

Очевидно, что средой бытия такой Личности должен быть мир, по всем своим свойствам противоположный нашему видимому, материальному миру.

Иными словами, это мир невидимый, иноматериальный, духовный, вневременный.

Следовательно, источником Истины и Её воплощением должна являться Личность духовная, вечная, всеведущая, всемогущая, вездесущая, неизменяемая, стабильная, самодостаточная, независимая.

Эта Личность – Бог, Господь, Творец мироздания, Вседержитель, всё наполняющий и везде пребывающий, Источник всего сущего: для живых – Источник жизни, для разумных – Источник разума, для мудрых – Источник мудрости, для ищущих Истину – Источник Истины.

Истина выражается духовными законами, управляющими мирозданием. Эти вселенские законы стабильны и неизменяемы, как неизменяем и Сам их Создатель.

И потому усвоить эти законы – значит познать Истину.

Эти законы исследует религия, подобно тому, как наука изучает законы материального мира.

Материалисты считают религию мракобесием, отсталостью от жизни, непросвещенностью – и только лишь на том основании, что она, отрицая некоторые «научные» доктрины, верит в то, чего нельзя увидеть и что нельзя познать.

Сами же материалисты при этом забывают, что и сейчас, многое из того, что реально существует, основано на невидимых процессах (например, электроток).

Впрочем, и в каждое историческое время, для человека всегда будет существовать нечто невидимое и непознаваемое, некая тайна за семью печатями, а значит неведомое сегодня, в будущем, вполне может стать и понятным, и «видимым».

Обвиняя религию в мракобесии и непросвещённости, материалисты не в состоянии понять, что именно религия даёт человеку совершенные знания, истинную просвещенность, потому что истинная религия – это не «сборник бабушкиных сказок», а конкретная наука, изучающая духовный мир и его законы, которые законы материального мира только лишь прообразуют и являются их видимым выражением.

Поэтому только духовное просвещение способно дать человеку истинные и глубокие знания не только о мире духовном, но и о нашем материальном.

Не случайно, самые знаменитые, самые гениальные учёные, всегда были людьми верующими. Многие из них, изучая окружающий мир, его явления и законы, приходили к вере от полного неверия, изумляясь премудрости Сотворившего всё, как сказал об этом основатель опытной науки и создатель научного метода, Френсис Бэкон: «Лишь малое знание уводит от Бога. Большое знание возвращает к Нему».

Величайшим заблуждением является мнение о христианстве, как о части культуры, некоем «историческом духовном наследии».

Культура – явление чисто человеческое.

Христианство же, как явление неотмирное, является источником культуры именно потому, что «поставила перед ней высочайший и недостижимый идеал».

Христианская религия лежит в основе не только величайших культурных взлётов европейской цивилизации, но и является также основой науки, потому что именно «христианство, преодолев языческие предрассудки, демифологизировало природу, и тем самым способствовало возникновению научного естествознания».

В главной Книге человечества – Библии – содержится полное описание реальной картины мира, включая такие положения, которые открыты наукой лишь совсем недавно.

Например, в то время, когда язычники считали, что земля стоит на слонах (китах, черепахе), в Книге Иова, 3900 лет назад, когда еще не существовало ни астрономии, ни кругосветных путешествий, уже было сказано, что Бог «повесил землю ни на чём» (Иов 26:7).

О действительной форме земли свидетельствует Третья Книга Ездры: «на земном шаре» (3 Езд. 11:32).

В 1643 году итальянский физик Э. Торричелли «открыл» атмосферное давление. До этого учёные (в т.ч. Галилей и Коперник) считали, что воздух веса не имеет. Но в Библии, за 3500 лет до открытия Торричелли, говорится: «Он (Бог) ветру полагал вес» (Иов 28:25).

О том, что предметы, на высокой скорости движущиеся в верхних слоях атмосферы, оставляют за собой светящийся след в виде узкой длинной полосы, впервые сказано в Библии, где говориться об одном из образов сатаны, который «оставляет за собою светящуюся стезю» (Иов 41:24).

Христианская религия – это школа нравственности. А ведь нравственность – это то единственное, на чём стоит мир и мир во всём мире. Без сохранения и развития нравственного начала социальное общество существовать не может. Вспомните (или изучите) историю прошлых столетий – везде и всюду, где расшатывались и подтачивались

нравственные устои, там неизбежно возникали нестроения, революции, братоубийственные бойни и деспотии.

Таким образом, если общество приходит в состояние духовного кризиса (всегда вестника кризиса социального), тогда всеобщее духовное просвещение – от детского сада до института – должно стать неотъемлемой и важнейшей частью государственной политики в сферах образования и культуры.

Духовное просвещение необходимо не для «повышения общего культурного уровня», а затем, чтобы прозреть, чтобы увидеть свет Истины, увидеть истинный Идеал, чтобы именно проСВЕТиться.

Познаем Истину – приобретём мудрость.

Знание Истины – это единственная защита от окружающей нас лжи, поэтому духовное просвещение – это, прежде всего, наука не быть обманутым.

Просвещенного человека невозможно «закодировать», ему невозможно «навешать на уши лапши» даже самому красноречивому проходимцу с телеэкрана или трибуны парламента. А ведь именно последним, как правило, и выгодна наша всеобщая непросвещенность, наивность, легковерие, потому что толпой слепцов легче управлять, как говорил об этом Наполеон Бонапарт: «Только те, которые хотят обманывать народ и управлять им, могут держать его в невежестве».

Всеобщая долгосрочная программа духовного просвещения – это не научение народа неким «ноу-хау» идеологического характера.

Это – комплекс мероприятий, направленных на очищение нашей исторической памяти, это – возвращение к истокам.

В настоящее время на Украине царит религиозный плюрализм.

Законодательно уравнены в своих правах Святая Соборная Апостольская Церковь Христова и все зарегистрированные «церкви», секты и культы.

Непросвещенный, духовно невежественный отечественный законодатель на один уровень ставит Православие и, скажем, Общество сознания Кришны.

Таким образом, сегодня, при некотором отходе от атеизма, в обществе царит религиозный хаос. Возрождаются старые культы и возникают новые «науки», корнями уходящие в языческое прошлое (астрология, хиромантия, гадания и т.п.).

Как это не покажется странным, но причина решительно всех бед человека – это его в корне неправильное представление о духовности.

Большинство людей просто не в состоянии ответить на вопрос: что это такое? И это не случайно. Потому что именно на забвение, на разрушение этого понятия, включающего в себя истинные представления и о религиозности, и о нравственности, и о морали, и были направлены основные усилия всех великих перестройщиков прошлого и настоящего.

Поэтому, говорить в нынешней ситуации о «духовности», о «духовном возрождении нации», при отсутствии в обществе государственных программ духовного просвещения, направленных на возрождение и защиту наших исторических духовных ценностей, сформировавших это государство и его культуру – крайняя нелепость.

Истинная духовность имеет отношение только к истинной религии, в которой она  сохраняется и в которой существует.

А пока у человека отсутствует ясное понимание того, что такое духовность, его непросвещенное сознание просто не в состоянии отличить истинную духовность от её многочисленных суррогатов, большинство из которых являют собой ни что иное, как реализацию темного начала в человеке, проявляющуюся в создании им антихудожественных, антиэстетических, безнравственных творений.

И потому если сегодня мы все же иногда слышим о каких-то «духовных программах» и «духовном развитии», то в 99 случаях из 100 к ним можно смело прибавлять приставки псевдо— и анти-.

Именно духовное невежество и непросвещенность обнаруживаются в рассуждении некоторых политиков и дельцов от культуры о национальном духовном возрождении, которые при этом ориентируются не на исторические национальные духовные ценности своего народа, а на западные, замаскированные под «общечеловеческие».

Не особо отличая православный крест от полумесяца, они не в состоянии понять, что пресловутый западный идеал – права, свободы, деньги, равноправие – рано или поздно приводит общество к духовно-нравственной катастрофе.

Наша главная историческая национальная духовная ценность – это Православие, из Киевской купели создавшее великое Русское государство – Святую Русь.

Православие – это вера наших предков, наших отцов, это та жизненная одухотворённая сила, которая создала феномен богатейшей украинской культуры и её народ с уникальным

религиозно-эстетическим восприятием, целостной системой христианского мировоззрения.

Православие – это не просто «одна из разновидностей христианства», это не «некая национальная идеология» и не «культурное наследие прошлого». Это не сумма неких взглядов и представлений о Боге, и даже не образ мыслей.

Православие – это прежде всего образ жизни, соответствующий вере, ибо «вера без дел мертва» (Иак. 2:20).

Для православного человека вера и дела – есть единое целое, двуединый акт, определяющий всё его земное бытие.

Центром православной веры являются не какие-то нравственные догмы, идеи и обряды, а конкретная историческая Личность вочеловечившегося, распятого и воскресшего Сына Божия – Иисуса Христа.

Именно Он, наш исторический Иисус из Назарета, и есть Тот единственный Идеал, Который является и целью и смыслом нашей жизни, ради Которого все «мы живем и дышим, и существуем» (Деян. 17:28).

Он показал нам то, чего не способна дать ни одна религия мира — истинный смысл нашей жизни в контексте Вечности.

Именно Христос принёс людям истинное понимание счастья, блестяще выраженное Марком Аврелием: «Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых».

Абсурдно, нелепо, неразумно жить другими идеалами, призывающими нас заниматься чуждой и разрушающей деятельностью.

Неблагоразумно и немудро вносить в нашу жизнь иностранные философии, языческий образ и традиции, ибо всё это искажает добрый и благородный характер, унаследованный нами от наших славных корней, из нашего великого исторического прошлого.

Не имеет ни малейшего смысла отказываться от того, что принесено на землю Самим Богом, изобретая рецепты счастья и успеха вне Того, Кто сказал:

«Я есмь Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14:6).

Давайте искать вместе этот Путь, ибо ради этого мы и пришли в этот мир, чтобы рано или поздно осознать, что все мы в нём – странники, что он для нас – чужбина, на которой каждый из нас должен прожить ровно столько времени, сколько потребуется для того, чтобы приумножить вверенные нам таланты (т.е. наши добродетели) и вернуться домой, в Небесное наше Отечество.

Важно только помнить о Нем, ибо без этого нам никогда туда не вернуться.

Так пусть же это возвращение (и только оно) станет нашей главной «внешней мотивировкой», потому что все мы хотим счастья – и не придуманного, не резинового, а самого настоящего.

Александр Каневский (2005 г.)