НАУЧИТЕ РЕБЁНКА ВНИМАТЕЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ

У Никколо Паганини было три ученика – виолончелист и два скрипача. Они начали брать уроки у него, будучи профессиональными, но посредственными музыкантами, и через два года получили известность как виртуозы. Когда Паганини спросили, как ему это удалось, он ответил: «Я научил их внимательно заниматься».

К сожалению, скрипач-виртуоз и гениальный педагог никаких рецептов на этот счёт не оставил. Что же значит «внимательно заниматься» и как можно научить этому ребёнка?

В психологии под вниманием понимают сосредоточенность психической деятельности человека на объектах, имеющих для него определённую значимость.

Внимание может быть направленно как на внешние объекты, так и собственные мысли, и переживания.

Основные виды внимания – непроизвольное и произвольное.

При непроизвольном внимании наша психическая деятельность совершается как бы сама по себе – без сознательных волевых усилий, без предварительного намерения.

По своему происхождению это внимание биологическое. Оно может возникать под влиянием внешних факторов: сильного звука, яркого света, острого запаха, движущегося предмета, необычного явления…

Чувства, интересы, потребности, являющиеся для нас значимыми – факторы внутренние.

В отличие от непроизвольного, произвольное внимание по своему происхождению социально. Оно не продукт созревания организма, а формируется у ребёнка только в общении со взрослым.

Развитие произвольного внимания у малыша вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставят перед ним взрослые, а затем и тех, которые ставятся им самим.

Это внимание связано с осознанно поставленной целью, с волевым усилием – им мы можем управлять сами по формуле: «Я могу заставить себя быть внимательным несмотря ни на что».

К.Д. Ушинский когда-то верно подметил, что внимание – это «та дверь, в которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира».

И, действительно, внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности.

Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания.

Оно, как подсобный рабочий, обречено на их обслуживание.

Психологи установили: чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения.

Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе – особенно в младших классах. Ведь обучение ставит перед ребёнком новые задачи, непохожие на те, которые он привык решать во время игры.

Учебные задания, в отличие от игровых, как правило, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения.

И поскольку процесс обучения не может быть всегда одинаково увлекательным и непринуждённым, для успешной учёбы (как и для будущей работы) нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.

К концу дошкольного периода начинают появляться зачатки более активного произвольного внимания, и это – важное психическое новообразование возраста.

Ребёнок ещё не может «заставить себя» быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого, который может помочь ему в тренировке внимания с помощью игр.

ЧТО ЗНАЧИТ «БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»?

                                Рис. 1

Чтобы максимально упростить ответ на этот вопрос, можно сказать так: чтобы «быть внимательным», нужно иметь хорошо развитые свойства внимания – концентрированность, устойчивость, объём, распределяемость и переключаемость.

Концентрированность – это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.

Устойчивость – это характеристика внимания во времени, которая определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или на одной и той же задаче.

Объём внимания – это количество объектов, которые человек способен воспринять, охватить при одномоментном предъявлении. К 5-6 годам ребёнок может с достаточной детализацией воспринимать одновременно до 3-х предметов.

Распределяемость – это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а по крайней мере, двух разных действий одновременно. Например, слушать учителя и одновременно письменно фиксировать какие-то фрагменты объяснения.

Переключаемость внимания – это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Такой переход всегда связан с волевым усилием. Чем выше степень концентрации внимания на одной деятельности, тем труднее переключиться на другую деятельность.

В возрасте 6-7 лет следует развивать у детей способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Кроме того, чтобы малыш стал более внимательным, нужно научить его подчинять своё внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.

Подробнее.

Устойчивость и концентрированность внимания.

                               Рис. 2

Известно, что чем дольше ребёнок может удерживать своё внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в её суть, и тем больше у него возможностей её решить.

Ещё в 6-7 лет детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной деятельности – в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных волевых усилий.

В то же время у ребёнка нужно постепенно развивать способность делать такие усилия – в ходе решения интеллектуальных задач.

Устойчивость внимания существенно повышается, если ребёнок активно взаимодействует с объектом – например, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит.

При высокой концентрации внимания ребёнок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания.

А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечёткими.

Переключаемость внимания.

Способность к переключению внимания имеет очень важное значение в игровой и учебной деятельности ребёнка.

Неумение быстро переключать внимание может приводить детей к затруднениям тогда, когда нужно, например, от игры перейти к учебному заданию или чтению книги, последовательно выполнить определённые указания взрослого, при решении задачи осуществить разные умственные действия в заданной последовательности.

В этих случаях обычно говорят, что такие дети рассеянны.

Они сосредоточены или сильно увлечены одним действием и не могут быстро переключиться на другое.

Это часто наблюдается у детей с инертным, флегматическим типом темперамента. На неожиданно заданный вопрос такой ребёнок отвечает не сразу, хотя и может знать ответ на него. Ему нужна пауза, чтобы переключить своё внимание на новое содержание.

Вместе с тем возможно повышение показателей переключения путём специальной тренировки.

Произвольность внимания.

Способность удерживать внимание произвольно является ключевой в развитии психики дошкольника – ведь благодаря ей ребёнок становится способным активно, избирательно «извлекать» из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильные решения.

Для того чтобы достигать поставленной цели, ребёнку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней.

В связи с этим развитие произвольности – это и формирование умственных действий контроля.

Произвольное внимание самым тесным образом связано с речью.

В 5 лет ребёнок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого, а в 6-7 лет – овладеть умением подчинять своё поведение собственной речевой инструкции.

Для тренировки произвольного внимания наиболее подходящими являются задачи, в которых необходимо последовательно анализировать различные признаки (или стороны) одного объекта и сравнивать их с особенностями другого.

Наблюдательность.

                                      Рис. 3

Наблюдательность проявляется в результате внутренней умственной активности, когда человек старается познать, изучить объект по собственной инициативе, а не по указанию извне.

Наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением. Чтобы подмечать в объекте малозаметные, но существенные детали, необходимо многое помнить об аналогичных объектах, а также уметь сравнивать и  выделять их общие и отличительные признаки. Дошкольники уже многое замечают, и это помогает им познавать окружающий мир. Однако более высокому уровню наблюдательности нужно ещё учиться и учиться.

Тренировка этой способности должно проводиться в тесной связи с развитием памяти и мышления, а также одновременно с формирование познавательных потребностей.

ИГРЫ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ

Игра «Муха» (рис. 1): муха исполняет команды ведущего – «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а игрок перемещает её глазами и в конце говорит, где она оказалась.

Игра «круги» (рис. 2): ребёнок должен отыскать круги в порядке уменьшения, а двойные и тройные игнорировать.

Игра «цифра по порядку» (рис. 3): называть цифры по порядку и в порядке убывания.

Игра «весёлое троеборье»: выбрать три вида «спорта» – к примеру: постройку домика из кубиков, рисование какого-нибудь животного и рассказывание считалки; задания нужно выполнять по секундомеру.  Задания можно менять.

Игра «утренняя гимнастика»: взрослый показывает какие-либо три упражнения по 2 раза, ребёнок повторяет.

Игра «параллельный счёт предметов»: ребёнок двигается по рядам и считает предметы – к примеру, один цветок, один мяч, одна груша, два мяча, две груши, три мяча, два цветка и т.д.

Игра «Запретное движение»: последовательно даёте команды «ухо», «нос», а сами выполняете команды, но путаете ребёнка, указывая совсем на другой предмет. То есть ребёнок должен делать то, что вы говорите, а не то, что вы показываете.

Игра «пантомима для наблюдательных»: ребёнок должен угадывать действие, которое вы ему показываете пантомимой (расчесываетесь, пьёте чай, играете в футбол, наливаете чай и т.д.).

Игра «запретное слово»: ведущая задаёт вопросы, ребёнок отвечает – но нельзя только произносить запретное слово, к примеру «нет».

Игр на внимание, на самом деле, огромное количество. И вы можете оказать вашему ребёнку неоценимую помощь в развитии внимания и, к тому же, прекрасно провести время вместе!

Барташникова И. А., Барташников А.А.