Научите их хорошему!

Выражение «каждый ребёнок – гений» известно многим из нас, но, к сожалению, далеко не каждому понятно – что кроется за этими словами…

Секрет этих слов спрятан за семью замками. И одна из великих миссий бабушек и дедушек, которые действительно любят своих внуков, открыть эти замки и помочь состояться великому чуду – способностям, заложенным Творцом в каждом ребёнке…

Примеров того, как это происходит, история дала нам немало.

Один из хрестоматийных – Арина Родионовна Яковлева, няня А. С. Пушкина – простая крестьянка, доброта и привязанность которой к её «ангелу Александру Сергеевичу» была неисчерпаемой.

Неграмотная женщина, к которой он на всю жизнь сохранил трогательное, любящее отношение, стала для поэта «наперсницей волшебной старины».

Ещё один взрослый друг маленького Саши – его дядя, Василий Львович Пушкин: человек, по отзывам современников, необыкновенно доброжелательный, наделённый редким даром общения, остроумный рассказчик и собеседник с чертами младенческого простосердечия.

Мне кажется, что без няниных сказок, без игр в буриме (стихотворение, составленное на заданные рифмы) с дядей, а более того – без просто общения с такими личностями, поэт А. С. Пушкин мог бы и не состояться.

Так же, как и основоположник русской классической музыки – Михаил Иванович Глинка, которого родители с трёх лет водили в театр и приобщали к музыке.

Я до сих пор вспоминаю одно из ярких событий моего далекого детства – первый мой выход в театр.

Мне было лет 11. Жили мы на Крайнем Севере. В то время (начало 50-х гг.) на русских Северах было много людей искусства, пребывавших там по политическим статьям: это и трубач Э. Рознер, и певец В. Козин, замечательный киноактёр Г. Жжёнов и многие другие. Тяга к искусству у людей была потрясающая. И вот однажды моя мать (большая любительница музыки и театра) повела нас с сестрой на спектакль.

Ставили пьесу Ф. Шиллера «Коварство и любовь».

Сюжет явно не для детского возраста, но какая вдохновенная игра артистов! Какие декорации!

Это стало для меня не просто впечатлением – потрясением для детской души.

Чувство это до сих пор живёт во мне. И благодаря этому и некоторым другим событиям моего детства, у меня и по сей день осталось какое-то благоговейно-трепетное отношение ко всему прекрасному…

Детки от рождения (и даже до того!), как губки, впитывают в себя абсолютно всё. Их маленький организм на физическом уровне всегда чувствует, что для него хорошо, а что – плохо, и мгновенно отзывается соответствующими реакциями.

Потом развиваются зрительные, слуховые и другие анализаторы. Просыпается природный «рефлекс обезьянки» – копировать и повторять. Развивается начальное осмысление всего, что попадает в поле их зрения, слышания и других ощущений.

Вот тут уже нужно начинать работу над развитием способностей, памятуя незыблемый закон педагогики: не научите детей хорошему – они сами научатся плохому.

Очень ответственный момент! Не случайно выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский неоднократно повторял, что все дети до семи лет – творцы. Они всё воспринимают образно и комплексно, не разделяя целое на отдельные фрагменты.

Основываясь на трудах выдающихся педагогов и специалистов в области развития творческих способностей, а также исходя из собственного опыта, я хочу обратиться к родителям, к бабушкам и дедушкам с пожеланиями: окружите детей своим душевным теплом и заботой.

Создайте в семье, даже если она неполная, атмосферу любви, доброты, понимания и чуткости.

Станьте ребёнку лучшим, незаменимым другом.

Играйте с ним.

Радуйтесь вместе с ним его удачам. Поощряйте его успехи.

Обсуждайте с ним его проблемы и помогайте в затруднительных ситуациях.

Постарайтесь научить своё чадо любимому вами делу, которое вы сами делаете очень хорошо.

Приобщайте ребёнка к искусству, к спорту (на детском уровне), играйте с ним в развивающие и подвижные игры.

Бывайте вместе, хотя бы изредка, на природе. Пойте вместе, читайте стихи. Дети давно доказали, что они могут учиться играя.

Венгерский педагог, музыкант, общественный деятель Золтан Кодай сначала утверждал, что приобщать ребёнка к музыке нужно за девять месяцев до его рождения, а потом пошёл ещё дальше: об этом нужно думать за девять месяцев до рождения его матери!

Японский скрипач, дирижер, педагог Синити Судзуки, проживший активной творческой жизнью до 100 лет, однажды удивил всех своим открытием: в отличие от взрослого человека, маленькие дети на ходу схватывают любой язык. Неудивительно, что в многонациональной местности дети, как правило, свободно говорят на нескольких языках.

Кроме этого, дети любят играть в шашки и шахматы и способны обучаться им с трех-четырех лет (к слову, есть уже пособия для ознакомления с шахматами, предназначенные для детей двухлетнего возраста).

Кстати, легендарный Хосе Рауль Капабланка, кубинский чемпион мира по шахматам, один из сильнейших шахматистов мира в 1910-1930-х годах, освоил игру, просто наблюдая (!) за шахматными баталиями своего отца с приятелем уже в четырехлетнем возрасте, и даже подсказывал отцу правильные ходы!

Преимущество шахмат в том, что это – игра, а дети очень любят играть и побеждать. Наблюдая за игрой детей в шахматы, В. А. Сухомлинский отмечал, что это занятие дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память и, конечно же, закаливает характер.

А вот ещё один факт в пользу шахмат.

В одной из начальных школ шахматы стали преподавать наряду с другими предметами, и результаты оказались просто поразительными: средний уровень учеников тех классов, где проводились уроки шахмат, значительно возрос, повысилась успеваемость по всем предметам, заметно улучшилась дисциплина.

Ещё пару слов о музыке.

На сайте www.abbia.by я видел, как здорово играют на пятирядных баянчиках финские дошколята.

А как технично и вдохновенно исполняла на аккордеоне пьесу А. Фоссена «Флик-фляк» Лиза Кейзерова с оркестром Владимира Спивакова «Виртуозы Москвы»!

У нас эта пьеса под названием «Карусель» в обработке Ю. Шахнова в течение многих десятилетий является мерилом профессионализма для баянистов и аккордеонистов.

Ребёнок свободно осваивает то, что культивируется вокруг него, и там, где созданы условия для этого. И тут уже всё зависит от того, ЧТО ИМЕННО культивируется вокруг ребёнка.

Например, в молодости мне как-то довелось общаться с воспитанниками 11-летней музыкальной школы-интерната. Дети там официально могли осваивать три инструмента, но фактически многие из них играли и на четырех, и даже на пяти инструментах, причём достаточно прилично, т. е. профессионально. А почему?

А потому что они жили вместе и перенимали навыки друг у друга даже без учителей!

Поэтому вывод тут напрашивается сам по себе: человек воспитывается, развивается и обучается на основе заложенной в нём генетики и – главное! – в окружающей его среде. Если пустить эти процессы на самотёк, то и результат будет такой же – самотечный.

Тут вполне уместна аналогия с речным сплавом.

Вот сплавляются брёвна по реке. И далеко не каждое бревно доплывает до цели – значительная часть брёвен становится «топляком» или засоряет реку, образуя непроходимые заторы, а затем – и заболачивание местности.

Вот так и наши дети, часто брошенные при живых родителях и как бы пущенные в свободное плавание. Их, конечно, кормят, одевают, обувают, задабривают часто совершенно не нужными игрушками, а пуще того – пичкают мультиками без разбору, а потом пускают в интернет, где они, как в болоте, духовно и интеллектуально тонут, не умея ещё отличить полезное и нужное от бесполезного, а часто – откровенно вредного.

К сожалению, нередко бывает так, что взрослым «некогда заниматься детьми». Тут и перегруженность, связанная с проблемами выживания, и озабоченность неудовлетворённостью своих потребностей, собственной нереализованностью и т.п.

Для такого общества «выживающих» и «самореализующихся» взрослых дети становятся своего рода балластом.

В итоге, этот незаряжённый добром и энергией созидания «балласт» тянет, в конце концов, это общество ко дну – т.е. к деградации.

Если ребёнка в детстве не развивали, не приобщали его к чему-то творческому и возвышенному, не воспитывали в рамках нормальной человеческой морали – значит, у него не было детства и наверстать упущенное потом будет чрезвычайно сложно.

В заключение несколько рекомендаций.

Есть чудесные книги для детей, родителей и педагогов.

Почитайте книгу Синити Судзуки «Взращенные с любовью» (М. изд. «Попурри», 2005). Автор описывает свой метод воспитания талантов и утверждает, что каждый ребёнок талантлив и способен к обучению.

Это книга о творчестве и нравственном воспитании детей. Рекомендуется педагогам и родителям. Кстати, саму книгу можно найти в интернете.

С. В. Мазаник. «Шахматы для всей семьи» («Питер-пресс»).

Книга настолько доступно раскрывает мир шахмат, что научить азам этой игры можно всех детей, начиная с трёх-четырёх лет (кроме, разве что, особо ленивых).

И. Сухин. «Удивительные приключения в Шахматной стране» (М, Поматур, 2000).

Эту книгу писал педагог и Учитель с большой буквы, влюбленный в шахматы и обожающий детей.

Г. Шалаева. «Школа раннего развития. Занимательные тесты, упражнения, логические задачки» (Изд. Слово. АСТ-2009).

А. Звонкин. «Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников» (М., МЦНМО МИОО-2006).

Автор – профессиональный математик – рассказывает о своем опыте занятий с дошкольниками. Книга будет интересна родителям малышей, а также их бабушкам и дедушкам, воспитателям детсадов, учителям начальных классов и вообще всем тем, кого интересует процесс развития детского интеллекта.

И ещё раз хотелось бы напомнить всем известную аксиому: если семья ничему не научит и как следует не воспитает ребёнка, то этим займется улица – со всеми вытекающими и вполне предсказуемыми последствиями.

Помните об этом!

Георгий Андреев (Одесса), дедушка 6-летней Анечки