НАРУШАЮТ ЛИ ПРАВОСЛАВНЫЕ ВТОРУЮ ЗАПОВЕДЬ?

В Священном Писании очень много говорится об изображениях и священных предметах. Одни из них безусловно запрещаются, как ложные, которые нельзя ни делать, ни иметь, не почитать, другие же повелевается и делать, и иметь, и святыней почитать.

Десятилетия коммунистического режима оставили после себя духовную пустыню. К счастью, эпоха воинствующего атеизма уже позади. И сегодня наша надежда на духовное возрождение Отечества питается верой в беспредельное милосердие Божие и зиждется на возможности свободного проповедания Евангелия Правды.

Однако именно сегодня, когда Церковь Христова, получила возможность говорить, эта возможность неожиданно натолкнулась на беспрепятственную лёгкость распространения на территории нашего православного Отечества множества лжеучений, зачастую завернутых в столь эффектную и привлекательную упаковку, что разглядеть их истинное содержание оказалось, увы,  не под силу многим нашим духовно дезориентированным соотечественникам.

В беседе с учениками Спаситель предупреждал о наступлении в последний период мировой истории смутного времени, одним из признаков которого будет появление многих лжехристов и лжепророков, которые «дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных» (Мф. 24:23-24).

Высока, неизмерима цена духовного невежества, ибо оно закрывает человеку путь в Царство Небесное, лишает его блаженной Вечности с Богом.

И потому для современного православного христианина недостаточно знать Истину. Мало даже любить Её. С каждым днем все более очевидным становится необходимость учиться её защищать. Защищать не по причине Её «уязвимости», а из опасения за свою вечную участь, ибо «кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». (Иак. 4:17).

«Да не будет у тебя других богов пред лицеем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель»

(Исх. 20:2-5; Втор. 5:7-9) – так гласит вторая Заповедь Закона Божия.

«Видите, — говорят последователи Лютера и адепты многочисленных христианских и псевдохристианских сект, — кумиры и всякие изображения запрещены, значит запрещены и иконы».

Поскольку для заокеанских проповедников не существует иного авторитета кроме Библии, ответим им исключительно словами из Священного Писания, а для людей православных пусть эта небольшая статья послужит истинным «оружием правды в правой и левой руке» (2 Кор. 6:7).

Ложные изображения являются идолами.

Что такое идол?

Это ложное божество, воплощенное либо в камне, либо в дереве, либо в изображении.

Это: Золотой Телец (Исх. 32:4), Молох (Лев. 18:21), Ваалфегор (Числ. 25:3), Ваал (Суд. 2:13), Астарта (3 Цар. 18:21-29) и другие.

Что же говорит Священное Писание об идолах?

«…Идол – ничто…» (1 Кор. 8:4-6), «…совершенная пустота, дело заблуждения» (Иер. 10:15), «добра делать не в силах» (Иер. 10:5), «… начало блуда, …растление жизни» (Прем. Сол. 14:12).

Во все времена идолопоклонство неизбежно разрушало индивидуальную и общественную нравственность, вело общество к духовной деградации, а затем и к физическому его вырождению.

Так, например, около идола Астарты существовали дома разврата, и потому благочестивый царь Осия «вынес Астарту за Иерусалим и сжег её, и истер её в прах, и бросил прах её на кладбище общенародное; и разрушил дома блудилищные, и вывел всех жрецов из городов иудейских» (4 Цар. 23:6-8).

Истинные изображения имеют отношение к реальным духовным личностям, которых они изображают и, несомненно, являются установлением Божиим, которых должно почитать святыней.

Вот что говорит Священное Писание о таких изображениях.

Господь Моисею: «Сделай из золота двух херувимов» (Исх. 25:18).

И в другом месте: «И стол и все принадлежности его, и светильник… и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его… святыня великая: всё, прикасающееся к ним, освятится» (Исх. 30:26-29).

Ковчегу завета, вещественной святыне (!), воздавали почести, подобающие Богу (!) и называли его Господом!

«Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам израилевым!» (Чис. 10:35-36).

А царь Давид ликовал перед ковчегом и говорил: «пред Господом играть и плясать буду; и я ещё больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих» (2 Цар. 6:21-22).

Как высшая ветхозаветная святыня, ковчег назывался Богом (естественно, не будучи таковым, но символически изображая Творца мироздания)!

«Боже! Когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею, земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия» (Пс. 67: 8-9).

Истинные изображения находились не только в скинии, но и в храме Соломона:

«Покажи мне вид храма и расположение его… и все образы его» (Иез. 43:11).

«И сделал (царь Соломон) в Давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей. И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма сделал разные изображения херувимов» (3 Цар. 6:23-29).

Может быть царь Соломон нарушил вторую заповедь, украсив храм изображениями того, что «на небе вверху»?

Совсем нет.

Более того,  Господь освящает этот храм и одобряет Соломона: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во век; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3 Цар. 9:3).

И тут следует отметить, что когда Соломон, желая удовлетворить пожелания своих многочисленных жен-язычниц, сделал в храме изображения ложные, то был немедленно осужден за это Богом: «И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской… И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему» (3 Цар. 11:5-11).

Во многих местах ветхозаветных текстов мы встречаем указания на поклонение иудеев пред вещественной святыней:

  •  «поклонюсь святому храму Твоему» (Пс. 5:8).
  •  Моисей и Аарон «пали на лица свои» (Числа 20:6) пред скинией.
  •  Иисус Навин «пал лицем своим на землю пред ковчегом» (Иис. Нав. 7:6).
  •  Пред вещественной святыней возжигали лампады (Исх. 25:31), воскуряли фимиам (Исх. 30:1).

Посредством вещественной святыни Господь творит чудеса:

  •  Ковчег Завета, будучи захвачен филистимлянами и поставленный в храме Дагона, низвергает языческого идола, а сами филистимляне наказываются коростой (1 Цар. 6:19).
  •  За то, что жители Вефсамиса заглянули внутрь ковчега «поразил Господь народ поражением великим» (1 Цар. 6:19).
  •  За прикосновение Озы к ковчегу «поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» (2 Цар. 6:6-7).

Во времена новозаветные сам Спаситель был в храме Иерусалимском, в котором были  многочисленные изображения херувимов, однако Он не только не осудил  их, но сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Мк. 11:17).

В этот храм для поклонения и молитвы ходили и святые апостолы: «Не более двенадцати дней тому, как я (апостол Павел) пришёл в Иерусалим для поклонения» (Деян. 24:11).

Во время молитвы апостола Павла в храме ему явился Сам Господь, показав  тем самым, что Богу приятна молитва в храме (с изображениями): «Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришёл я в исступление и увидел Его (Христа)» (Деян. 22:17-18).

Господь же обещал являться только тем, кто будет исполнять заповеди Его:

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня… и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).

Значит, молитва апостола Павла в красиво украшенном храме с изображениями – дело хорошее, раз Господь явился ему во время такой молитвы!

Апостол предупреждает христиан о том, что перед  Вторым пришествием Христа «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:3-4).

Что означают слова сии, как не то, что до самого Второго пришествия Христова у христиан будут храмы, в которых они будут молиться, и в храмах сих будет «святыня», «называемая Богом»?

Что же это за «святыня», как не благословлённые Богом истинные изображения и священные предметы?

Что значит «называемые Богом», как не то, что эти изображения должно почитать, как носящих на себе начертания (образ) Господа, явившегося во плоти, Его Пречистой Матери, ангелов и почитаемых христианами подвижников благочестия, многие из которых «до крови сражались» (Евр. 12:4) за имя Христово?

Нарушают ли православные вторую заповедь, изображая Бога Отца таким, каким видел Его пророк Даниил (Дан. 7:9)?

Нарушают ли православные вторую заповедь, изображая Сына Божия, как описали Его святые Апостолы (Ин. 1:14)?

Нарушают ли православные вторую заповедь, изображая Духа Святого «в телесном виде» (Лк. 3:22) – т.е. в виде голубя, Каким сошел Он на Спасителя?

Правомерны ли упреки в идолопоклонстве тех, кто поклоняется не доске, на которой писана икона, не краскам, а исключительно Тому, Кто на ней изображен?

Знают ли наши обвинители, что никогда в истории христианства не было такого времени, когда бы у христиан совершенно не было икон?

Знают ли заокеанские «мудрецы» о том, что римские катакомбы, в которых развивалась раннехристианская Церковь, буквально испещрены символами, составившими «азбуку» православной иконы?

А посему хочется спросить самих сектантов: что же вы за христиане такие, что не   имеете святыни, «называемой Богом»?

Священник Александр Каневский