МУДРОСТЬ ЦЕЛОМУДРИЯ

Сегодня наиболее трудным для родителя является воспитание в ребёнке целомудрия. Ведь даже само это слово выпало из школьного лексикона. Мы знаем, что такое половое воспитание, гендер, пол, а «целомудрие», как понятие и как явление, совершенно не обозначено не только для современного подростка, но и для многих людей старшего поколения – это что-то из прошлых эпох…

В вопросе целомудрия мне хотелось бы сознательно уйти от отождествления этого понятия с девственностью.

Целомудрие человека необходимо рассматривать в куда более широком смысле.

К сожалению, понятное как будто бы всем слово, буквально означающее некую целостность, в бытовой трактовке рассматривается исключительно как целостность тела, а разрушение целомудрия воспринимается как утрата «невинности».

Действительно, в самом подлинном значении этого понятия, целомудрие было в человеке единственный раз в истории – в момент сотворения Адама. В нём всё было совершенным и гармоничным.

В результате грехопадения (добровольного отпадении человека от Бога) в человеке сразу же разрушились и гармоничность, и внутренняя иерархия: тело фактически оккупировало душу, поставив её на службу себе, а вместе они начали противостоять духу, блокировать его, навязывая ему свои смыслы и цели.

Создав мужчину и женщину, Господь сразу создал и дом целомудрия – семью. И если мы говорим о воспитании целомудрия в наши дни, прежде всего, надо обратить внимание на то, КАК устроена наша семья – каков отец и какова мать, в каких отношениях они находятся между собой, как они относятся к детям, что они детям предлагают и предъявляют.

Целомудрие развивается в детях только благодаря примеру родителей – то есть всё начинается именно с нас.

Целомудрие в ребёнке корёжит и уничтожает не «порочная среда», а в первую очередь неправильное его воспитание!

Целомудрие не записано в генотипе, не «живёт» оно и в моральных предписаниях.

Никакие поучения, предписания и призывы – «будь скромным, будь воспитанным, будь вежливым, будь таким‑то» – ничего не дают!

Целомудрие – это Божий замысел о человеке и существует он в устройстве совместной жизни детей и взрослых.

Первая заповедь родителя, первая задача взрослых людей – посмотреть на своё собственное жизнеустройство: правильно ли мы живём.

Действия ребёнка определяются той объёмной картиной мира, которая складывается у него в родительском доме!

Следовательно, целомудрие, как внутреннее фундаментальное качество человека, усваивается (заметим, не присваивается!) ребёнком через совместное бытие взрослых и детей.

«Живя» между нами, оно становится тем внутренним остовом, той абсолютной ценностью и силой, которая позволяет устоять, защититься подрастающему человеку в любых жизненных ситуациях.

Если разрушить эту детско-взрослую общность, то все упования на целомудрие просто бессмысленны, потому что тогда не останется тех самых жизненно необходимых условий.

Ввиду трёхсоставности человека (дух, душа, тело) удар по целомудрию может прийтись в любое место.

К примеру, растление может начаться и на чисто душевном уровне – с эмоций, переживаний, визуальных и слуховых образов и т. д.

В психологии существует один интересный термин, который называется «импринтинг» (от англ. Imprint – оставлять след, запечатлевать). По сути, это серьёзный психофизиологический механизм, благодаря которому мозг способен надолго сохранять зрительные, слуховые и прочие образы.

Именно этот механизм обеспечивает процесс, при котором какая-то картинка из далёкого детства неожиданно всплывает спустя годы и десятилетия, и оказывается провокатором действий человека в его дальнейшей жизни.

Прямая угроза целомудрию – попустительство и безответственность родителей, которые попускают своим детям часами торчать у телеэкрана, не задумываясь над тем, что сегодня ребёнок может увидеть на экране то, что ещё несколько десятилетий назад за всю свою жизнь не мог увидеть взрослый человек. И это нечто может настолько глубоко потрясти его, настолько сильно запечатлеться в юной душе, что спустя годы «выстрелит» такими девиациями, о которых родители не могли даже и подозревать!

«Откуда он такой?» – будут недоумевать родители, в отчаянии заламывая руки в кабинетах психологов и психотерапевтов.

Поймите, нам необходимо вернуть самим себе исходные смыслы нашего существования – только тогда может состояться осознание того, что воспитание ребёнка – это колоссальная ответственность, колоссальное искусство и труд, предполагающие видение перспективы растущего человека.

Сегодня же родителя ставят в условия, когда он должен озаботиться лишь тем, как качественно подготовить ребёнка сначала к начальной школе, затем (младшего школьника) – к старшей школе, а далее – к ВУЗу.

Идёт тотальная «профессионализация»: родители озабочены, как максимально вооружить ребёнка «компетенциями» (на языке нынешней реформы образования) – только в этом случае он будет социально более «успешен».

О каком целомудрии может идти речь, когда маленького человека форматируют и специализируют под запросы и ожидания извне?

Вот чем заменили задачу нормального взращивания жизнеспособного, жизнестойкого, жизнелюбивого, а значит, целомудренного человека – её свели, в лучшем случае, к медицинскому обиходу!

Это нарушение в воспитании я бы сформулировал в виде своеобразного антропологического закона: «Всякая преждевременность – интеллектуальная, физическая, эмоционально-чувственная – имеет растлевающий характер».

Психологи знают, что сегодняшнее действие аукнется не завтра и даже не послезавтра – значительно позднее. Но, к великому сожалению, этого знания напрочь лишён современный родитель.

Слово «растление» происходит от слова «тление» – т.е. умирание.

Грубо говоря, растление – это процесс внедрения в организм неких духовных молекул, вызывающих смерть. То есть растление – это не просто разрушение целомудрия. Это – его умерщвление.

Нынешнее тотальное физическое нецеломудрие, я уж не говорю о нецеломудрии нравственном, стало результатом того самого ускоряющегося процесса всякой преждевременности в воспитании.

Его участниками являются и родители, и общество – тут все должны понимать свою меру ответственности.

Мы даже не осознаём, что поддаёмся какому‑то негласному приказу, непреодолимому импульсу: «надо успеть, надо не опоздать».

А что это означает?

Это означает: забыть про Бога, семью, отца с матерью – всё потом, «они никуда не денутся», главное – «туда» не опоздать, главное – «туда» успеть!

Однако на деле оказывается: «туда» успел, а в руках ничего не осталось.

Молодая девица поехала в столицу на кастинг, а потом не знает, как вернуться в свою собственную деревню к родителям. Почему? Кто ей этого не даёт? Да потому, что здесь, на кастинге, её родители «умерли» в её сознании. И хотя физически они живы, между ними и их ребёнком образовалась пропасть!

К огромному сожалению, многие упрощают задачу воспитания целомудрия в детях, сводя её к банальному: «Лишь бы гулять рано не начала!».

Между тем, задача воспитания целомудрия куда более глобальна.

Бессмысленно говорить о целомудрии мальчика, если он не воспитывается в парадигме воспитания «мальчик-мужчина-отец».

Бессмысленно говорить о целомудрии девочки в отсутствии родительской парадигмы воспитания «девочка-женщина-мать».

Целомудрие мальчика и целомудрие девочки связаны с воспитанием, культивированием идеального мужского и женского образа бытия.

Воспитание целомудренного мальчика-мужчины означает создание у него правильного понимания жизни, цельного представления о мире.

Его целомудрие заключается, прежде всего, в обладании качествами, которые являются средством защиты от соблазнов и растлительных ситуаций извне, в умении понять и вовремя избежать их.

Мужчина – это глава, но не начальник. Он одновременно и муж, и отец для своей жены.

Глава – это краеугольный камень семьи. Поэтому в воспитании мальчиков надо исходить из той ответственности и тех жизненных задач, которые им предстоит решать.

Приснопамятный протоиерей Борис Ничипоров, православный священник, психолог, педагог, общественный и научный деятель, впервые всерьёз рассмотрел этот вопрос с духовной точки зрения, а не с точки зрения только возрастно-половых особенностей мужчины или женщины.

До него в лучшем случае описывали поведенческие особенности мальчиков и девочек: например, почему первым присуще играть в машинки, а вторым – в куклы. Но что за этим стоит, что это значит?

Мужчина и женщина имеют свою миссию в совместном строительстве семьи – малой Церкви.

Здание семьи зиждется на двух столпах: мужчине и женщине, отце и матери – и весь вопрос заключается лишь в том, каковы свойства этих столпов.

Вот почему центральной задачей воспитания является то, КАК из мальчика и девочки вырастить достойных строителей дома целомудрия!

В своей книге «Введение в христианскую психологию» отец Борис воспитание мальчиков называет краеугольным камнем педагогики и говорит: «Какие воспитываются нынче у нас мальчики – от этого будет зависеть вся судьба державы нашей».

Важнейшим моментом воспитания целомудрия у мальчика, по его мнению, должно стать воспитание патриотизма, которое означает осознание родной земли как своей, а себя – ответственным за неё, за её благосостояние, осознание себя в диалоге с живой историей земли в ряду поколений, населявших эту землю.

Это, наконец, формирование готовности, не осуждая, простить ошибки отцам и дедам и искупить их своей жизнью. Последнее можно назвать выпрямлением пути рода (семьи) и народа в целом.

Отмечает он и ещё два основополагающих мужских качества, которые необходимо воспитывать в мальчиках.

Это мужество – фундамент характера мальчика, и жертвенность – вершина его духовного облика.

И далее о. Борис перечисляет важные нравственные качества, психологические способности, которые, на его взгляд, актуальны для воспитания сегодняшних мальчиков: понятие о грехе, опыт покаяния в Боге; опыт благодати, радости и покоя после искренней молитвы, близость с природой, жертвенность, чувство стыда и жалости, терпимость к любой другой позиции на фоне спокойного и глубокого осознания своей – и всё это должно быть развёрнуто, по его мнению, во времени, опытно.

Отец Борис особенно подчёркивает, что отсутствие духовного воспитания рождает в детях праздность души.

Праздность, пустота, невостребованность души, возникают даже и при формальной загруженности детей в различных школах, секциях и кружках. Но свято место никогда не бывает пусто. Чисто энергетически душа ребёнка постепенно заполняется энергиями, имеющими безблагодатную, а часто и откровенно демоническую природу.

С этим связаны излишняя мечтательность и романтизм, сопряжённые нередко с частичной потерей чувства реальности.

Глубина депрессивности у многих сегодняшних детей всё чаще сочетается с суицидальными тенденциями. Причиной тому являются отсутствие мужества и праздность.

Виктор Слободчиков, доктор психологических наук

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!