Мозг первоклассника и успешная учёба

Не секрет, что не всем родителям даётся утешение видеть, как их чадо легко и успешно учится прямо с первого класса.

И как часто мы сетуем на наших отпрысков, упрекая их в недостаточном усердии, раздражаясь их непослушанием, непоседливостью, несобранностью.

Однако зачастую невозможность хорошо учиться обусловлена не только врождёнными способностями к учению, не только наличием или отсутствие дошкольной подготовки к школе, а реальными проблемами со здоровьем и развитием.

В этом случае плохая успеваемость и обучаемость – в буквальном смысле слова не вина ребёнка, а его беда. И в этой беде ему нужно обязательно помочь!

Оказывается, мозг ребёнка развивается неравномерно, мозаично.

Каждый из отделов мозга может иметь те или иные органические изменения и нарушения, причины которых очень многообразны: от недостаточного снабжения кислородом во время беременности – до неправильного прохождения ребёнком фаз онтогенеза (подъём головы, сидение, ползание, вставание на ноги и т.п.).

Наш мозг можно условно разделить на три блока.

Первый (нижний) блок отвечает за подачу энергии на два вышележащих уровня. Располагается он в стволе и в подкорковых структурах.

Второй уровень, находящийся в средних отделах мозга (темя, виски, затылок), отвечает за  переработку и хранение информации, а также – за память, восприятие предметов и пространства.

Третий уровень – уровень программирования и контроля деятельности, которому принадлежат планирующие и смыслообразующис функции (занимает передние (лобные) отделы мозга).

Учёным-нейропсихологам удалось охарактеризовать общие тенденции незрелости мозговых структур детей.

На первый план выступает недостаточная сформированность энергетического (первого) блока.

Ребёнок с подобным дефектом не способен долго заниматься одним видом деятельности из-за быстрой утомляемости, что часто расценивается учителями как интеллектуальная несостоятельность и ведёт к снижению самооценки у ребёнка.

При этом он может быть очень сообразительным, с высоким интеллектом. Просто «энергетических ресурсов» его мозга хватает ненадолго, и, начав с хорошей успеваемости, такой ребёнок может быстро «скатиться» в троечники.

Такой ребёнок, буквально «выкладываясь» в школе, может беспричинно плакать дома после уроков, часто болеть, становиться раздражительным, очень ранимым эмоционально. Из-за этого могут не складываться и отношения с одноклассниками.

Дети, у которых страдает третий блок (блок программирования и контроля) – это те ученики, которые обычно не учитывают общих норм поведения и правил.

Они могут встать из-за парты во время урока и пройтись по классу, заниматься на уроке собственной игрой и мешать соседу, забывают, что нужно поднять руку перед тем, как что-то сказать на уроке…

Словом, они не учитывают правил поведения.

На уроке такие дети могут внимательно работать лишь непродолжительный отрезок времени. А потом начинают зевать, перестают воспринимать информацию, начинают скучать и вертеться. Приспособиться к требованиям и нормам школьной жизни им ещё труднее.

Следующими в рейтинге незрелости мозговых структур выступает недостаточность второго блока, из-за которой у школьников страдает память, наблюдаются трудности пространственной ориентировки (а это – неточное изображение букв и цифр, неправильное расположение их в тетради и т.д.).

Конечно же, всё это отражается на учебных успехах. Но эти недостатки не так влияют на адаптацию к школе, как два вышеперечисленные.

Признаки, по которым мы можем определить плохую адаптированность ребёнка к школе:

  • у ребёнка сменился эмоциональный фон: появилась излишняя агрессивность или пассивность;
  • он часто болеет;
  • появилась неуверенность в себе;
  • быстрая утомляемость проявляется либо в слезливости, либо в болезненной неусидчивости, сопровождающейся неосмысленными хаотичными движениями;
  • несобранность;
  • зная правила, не может их применять, делает «глупые» ошибки;
  • появилось нежелание идти в школу;
  • избегает дружить со сверстниками.

Если вы хотите определить причину, из-за которой ваш ребёнок плохо адаптируется к школе, стоит обратиться к детскому нейропсихологу.

Этот специалист в процессе диагностического обследования точно определит, какой участок головного мозга у вашего ребёнка недостаточно сформирован.

В зависимости от этого нейропсихолог подберёт индивидуальную программу нейрогимнастики (чтобы развить те участки головного мозга, которые не работают в полную силу), когнитивные упражнения (на тренировку памяти, слуха, реакции), а также подскажет, за счёт каких сильных звеньев головного мозга можно скомпенсировать недостаточность других.

Потанина Анна, Соболева Александра