МИТРОПОЛИТ ПАВЕЛ: «НАЦИОНАЛЬНЫМ ИДЕЯМ В ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ МЕСТА НЕТ»

Эксклюзивное интервью редакции газеты «Родительский комитет» с Высокопреосвященнейшим Павлом, митрополитом Вышгородским и Чернобыльским, Наместником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры

 

Владыка, на протяжении последних лет против канонического Православия развернулась полномасштабная информационная война – невиданная, пожалуй, со времён махрового атеизма. Против Церкви работает колоссальная пропагандистская машина, которая использует изощрённые технологии воздействия на человеческое сознание. Таким информационным и административным ресурсом Церковь не обладает. Что, на Ваш взгляд, должна и может делать Церковь сегодня в плане контрпропаганды?

– Борьба с Церковью, клевета на Церковь всегда была, есть и будет. Дьявол делает всё, чтобы Церковь не распространялась.

Да, Церковь не имеет такого ресурса, и, наверное, нужно поблагодарить Бога, что не имеет. У неё нет цели бороться с сильными мира сего и реагировать на каждое плохое слово в свой адрес. Её цель – спасать верующих, её задача – содействовать человеку в деле спасения. А люди, которые далеки от Церкви, они Церковью никогда не будут интересоваться, они лишь хотят использовать Её в своих интересах. Они желают, чтобы Церковь шла за ними. Но так никогда не будет.

Церковь идёт только за Христом и ни один человек, кем бы он ни был, не имеет власти над Церковью Христовой.

Скорби нам Господь попускает настолько, насколько мы их заслуживаем.

Сегодня самое главное – молитва, пост, терпение, любовь друг к другу и уважение. Сегодня мы нуждаемся в проповеди и богоугодной жизни. Вот – наша «контрпропаганда»!

Но многих людей всё же смущают антицерковные информационные вбросы…

– Умный человек никогда не будет обращать внимания на то, что говорят. О нас с вами тоже могут говорить и говорят непотребные вещи.

Как говорил покойный ректор Киевских духовных школ отец Николай Забуга, «не так плохи мы, как наши должности».

Люди, которые занимают определённые посты в Церкви, всегда будут в фокусе средств массовой информации, которым очень нужны сюжеты на тему церковных скандалов. И специалисты, которые готовят и получают деньги за такие сюжеты, будут использовать любые сплетни, любые слухи, любые домыслы, любую грязь, чтобы только сделать сенсацию.

Поэтому истинно верующий человек, который хочет быть со Христом, не будет обращать внимания на эти, как Вы говорите, «вбросы»…

Вот, например, многие политики, которые когда-то помогали Лавре, сегодня сюда не приходят. Почему? Потому что они – не верующие, они – коньюктурщики. Сегодня им невыгодно позиционировать себя членами Святой Соборной и Апостольской Церкви. Бог им Судья. А истинно верующие люди всегда увидят Бога и спасутся.

Что касается давления на Церковь…

Я скажу так: в условиях гонений Церковь всегда развивалась лучше. Ещё Тертуллиан говорил, что кровь мучеников – это семя Церкви. Чем больше нас гонят, чем больше на нас клевещут – тем больше спасающихся, тем больше людей присоединяются к Церкви.

Владыка, беседуя с одним из служителей Лавры, который несёт послушание на складе, я не без удивления узнал о том, что при таком огромном людском потоке, который мы ежедневно видим на лаврских улицах, в храмах и церковных лавках православная периодическая литература продаётся очень плохо. Даже такие замечательные издания, как журналы «Отрок» и «Фома». С чем это связано? Народ, призванный по слову Христа быть светом миру, не желает читать, учиться и просвещаться. Мне кажется, весьма тревожный симптом…   

– Сейчас большая часть населения страны едва выживает. Люди собирают на кусок хлеба и думают о том, как им оплатить тарифы за коммунальные услуги.

Вопрос в ином: сейчас мало авторов, которые пишут действительно хорошие статьи. Зато много фальшивой и некачественной литературы.

Вот, например, у стен Лавры раздают так называемые «Почаевские листки», которые никакого отношения к Почаевской Лавре не имеют. Почитаешь порой, что там пишут… Просто ужас!

Такая, с позволения сказать, литература не только никого к Церкви не приведёт, а скорее отобъёт всякое желание в Неё прийти. Люди сочтут нас сумасшедшими и не захотят стать такими же, как те люди, которые кричат про биопаспорта, чипы и прочие вещи, не имеющие никакого отношения ни к христианству, ни к спасению души.

– Но ведь нам нужна добротная православная литература, периодика, православные СМИ!

– Лично я не вижу таких православных СМИ, которые могли бы реально на что-то влиять. Ну да, есть телеканал «Глас». И, Слава Богу, он исполняет свою миссию.

Газеты? Не знаю. Большинство газет не очень интересны.

Сегодня нужна проповедь! Хорошая, добротная проповедь. Вот в чём сегодня остро нуждается Церковь. Но большинство священников не хотят проповедовать, не хотят трудиться в этом направлении и к проповеди готовятся единицы. Думают, ну, что-нибудь скажу. Вот и говорят такие вещи, которые не способны людей ни зажечь, ни заинтересовать, ни даже пояснить что-либо.

Меня лично возмущает, что архиерей не говорит проповедь после Евангелия. Два слова в конце скажет – и всё. Кому скажет? Стенам? Когда народ уже настроен идти домой, дети кричат, люди причастились, и тут они два слова говорят. А смысл?

Нужно чтобы во всех храмах произносились проповеди. А по факту что?

В городских храмах священник сразу торопится на требы, а сельские вообще – сразу же закрываются по окончании богослужения. А большинство священников в сёлах и не живут. Какая там проповедь!

Не случайно именно в сельской местности больше всего орудуют раскольники и сектанты. Потому что там нет активного, действующего православного прихода!

То есть мы сами, своей пассивностью, своим равнодушием, позволяем антицерковным силам пленять наших людей, многие из которых получили Крещение в Православной вере, а потом были просто брошены, предоставлены самим себе.

Из-за нерадивого духовенства эти люди попали под влияние людей с сектантскими брошюрками в руках…

Вот, смотришь, бывает, на священников – все очень заняты, у всех очень много дел – гораздо более важных, чем созидание собственной приходской общины. Вот и воцаряется мерзость запустения на самом святом месте. Вот и посылает нам Господь то, что мы заслуживаем.

Если люди будут жить по канонам и уставам Святой Церкви, не будет тогда ни расколов, ни ересей ни всякого рода беззаконий!

Я вспоминаю Владыку Алексия (Кутепова). Он говорил: человек сначала приходит в храм, чтобы посмотреть на чисто внешнее: роспись, иконы, послушать хор, посмотреть, как священник служит, как он читает, как он одевается. И если его что-то «заинтересовало», он начинает в этот храм ходить. Да, сначала по привычке, а потом Бог открывает человеку сердце, и он становится верующим. И слова, которые он слышит в храме, уже не просто «ласкают слух», а начинают проникать в его сердце.

Владыка, как Вы считаете, должны ли верующие церковные люди принимать активное участие в жизни общества и государства? Вот мы говорим: «Политика – грязное дело». Но не потому ли, что добропорядочные люди, верующие люди, самоустраняются от участия в политической жизни страны и тем самым позволяют нечистоплотным людям заниматься политикой, делая её грязной?

– Я бы не сказал, что мы самоустраняемся. Но мало что меняется после выборов.

За всё время украинской государственности я знал только одного достойного президента – Леонида Кучму. Он был маловерующим, его называли полуверующим, но посмотрите – что сделано при нём! Сколько настроено обителей, храмов, учебных заведений; а ещё – флаг, Конституция, денежная реформа. Это всё его заслуги!

Пришли новые люди. Они что-то сделали для страны? Нет, они всё делают только для себя и для свеого собственного благополучия! Они не собираются здесь жить. Их дети не связывают своё будущее со страной, в которой их родители принимают законы.

И вот эти люди, ничего хорошего не сделав в экономике, взялись за нашу Церковь: попытались её переименовать, приняли рейдерские законы! Но какое они имеют отношение к Церкви? Никакого!

Церковь отделена от государства. Но эти люди грубо попирают законы.

Нынешняя власть с народом не считается. Особенно, не считается с верующими людьми. Им нужна только власть, но власть для них – не способ служения Богу и людям, а средство достижения своих корысных целей.

Вот если бы нашёлся такой человек, который шёл бы во власть ради страны, и при этом никого бы не слушал – ни Восток, ни Запад – а делал бы только то, что нужно обществу… Но кто туда пустит такого человека?

Вы думаете, у нас на Украине нет умных людей? Да предостаточно! Просто никто им не даст пройти во власть. Люди, вкусившие сладость власти, люди, опьяневшие от тех возможностей, которые им власть даёт, никогда её добровольно не отдадут.

Вспомните царя Ирода. Он уничтожил 14 тысяч младенцев мужского пола огромного города только ради того, чтобы не потерять власть! Вы представляете – ЧТО творилось тогда в городе?

А современные ироды убивают интеллект подрастающего поколения, приводя разными спосособами к деградации молодого поколения, чтобы вырастить людей, способных максимум – правильно расписаться.

Если сегодня школьная реформа не предполагает оценок, домашних заданий, сочинений, если она не учит детей думать и выражать свои мысли – ЧТО это за школа?

Это вредительство. Чистой воды вредительство. Как и реформа нашего здравоохранения. Но это – тема отдельной беседы…

Последний год постоянно говорят о «национальной церкви» Украины. О том, что наконец-то она у нас есть, и что вот даже Благодатный огонь она получила из рук Иерусалимского Патриарха. Об этом все украинские СМИ написали…

– Никакой национальной Церкви нет и быть не может! Её не существует в природе. Церковь не может быть национальной. У неё совсем другая природа.

Мы – христиане. Вот наша национальность! И только в этом плане Церковь может быть национальной.

Когда человек принимает Крещение, он тем самым свидетельствует, что с этого самого момента он принимает Небесное гражданство, становится гражданином Небесного Отечества, где все люди объединены во Христе.

И здесь, на земле, Церковь Христова – есть не какой-то символ или образ, а самое настоящее земное Представительство Царства Небесного.

И гражданами этого Царства являются все люди, верующие во Христа, принявшие клятвы Ему и сочетавшиеся Ему в Таинстве Крещения, ставшие членами Его Церкви, в котором нет разделения людей ни по цвету кожи, ни по языку, на котором они говорят, ни по национальности.

Я могу приехать в Грецию, в Сирию, в Египет, на Аляску или на остров Сахалин – и в православных храмах, находящихся там, причаститься теми же Святыми Дарами, какими мы причащаемся и здесь, в Украине. Почему? Потому что Глава Церкви – Христос. Он – наш Царь, а мы Его подданные.

Между нами, христианами, нет различий. Поэтому для национальных идей в Церкви Христовой места нет.

Эти идеи людей только разделяют. А это противоречит самому Духу Христову.

Церковь не может быть политической.

Церковь не может управляться из чиновничьего кабинета.

И какое право они имеют «управлять» Церковью? Немощные, духовно убогие люди – как, впрочем, каждый из нас. Совершенных среди нас нет.

Возьмите, например, уже бывшего Президента Украины Петра Порошенко. Причащался у униатов, у раскольников, хотя изначально позиционировал себя членом канонической Православной Церкви. На такого человека в древности накладывалось прещение – вплоть до анафемы.

А что касается ПЦУ, то, как я думаю, патриарх Варфоломей уже сожалеет о том, что пошёл на поводу у неверующих людей, которые преследовали сугубо политические цели.

Когда так называемый «предстоятель ПЦУ» приветствует своих сторонников словами «слава Украине» – он тем самым свидетельствует, что является предводителем сугубо политической организации, не имеющей к Богу никакого отношения.

Вот когда у наших людей на первом месте будет «Слава Богу!», тогда Бог даст и славу Украине. Но никак не наоборот.

Только Бог должен быть на первом месте! А до тех пор, пока мы будем руководствоваться лозунгом «Україна понад усе», и под этим лозунгом продолжать эту Украину разорять и разворовывать, Бог и дальше будет попускать то, что Украина будет выглядеть посмешищем перед всем миром.

Пока народ не начнёт меняться, каяться и трудиться – ни о каком процветании не может быть и речи.

А что касается Благодатного огня, который представители так назывемой ПЦУ привезли из Иерусалима, то ничего особенного в этом нет. Ну, стояли представители ПЦУ среди народа в толпе, ну взяли они огонь от стоящих рядом людей… Самое главное: они не взяли Огонь из рук Патриарха. Они не были в списке официально приглашённых делегаций.

Пользуясь непросвещённостью наших людей в вопросах каноничности, политики манипулируют понятиями «Поместная» и «национальная»…

– Поместная – это Церковь, которая находится в той или иной стране. Но эта Церковь существует не сама по себе. Она органически входит в семью всех остальных Поместных церквей, составляя единую Святую, Соборную, Апостольскую Церковь.

Но что нам могут рассказать об этом Парубий или ведущие с канала Порошенко? Вот они и рассказывают украинцам про «московську церкву».

Нет никакой «московской церкви»! Есть Христова Церковь.

На территории современной Украины исторически была только Русская Православная Церковь. Русская, а не российская!

Сегодня нам говорят, что князь Владимир крестил Русь-Украину. Но позвольте – о какой Украине во времена князя Владимира идёт речь? На кого это рассчитано? Покажите хотя бы один серьёзный исторический документ, в котором встречалось бы слово «Украина»? Русский и россиянин – это две большие разницы!

Такая же разница между понятиями Россия, Русь и Российская Федерация.

Сегодня людям эту разницу не объясняют. Сегодня вообще боятся произносить слово «русский». Между тем Варфоломея называют Патриархом Константинопольским. Хотя, вы меня простите, Константинополь – это где? Покажите мне такой город на карте. А мы боимся слова «русский».

Если никогда не было Руси как государства, в котором проживали русские люди – значит, нет у нас и никакой Церкви. Потому что, если сегодня нам говорят о создании новой Церкви – значит существующая до сего времени куда-то делась?

Но почему она столетиями спасала людей, породила в ХХ веке сонм святых и вдруг… стала «неправильной»? Это кто так решил? Политики?

Думаю, мудрые и умные люди сами всё понимают и во всём разберутся!

– Лавру когда-нибудь оставят в покое?

– На Лавру посягательства и были, и будут. Патриарх Варфоломей и раскольники думают, что здесь много денег, и хотят получить уже готовую, красивую, отреставрированную Лавру.

По телевизору говорят о том, что эту духовную жемчужину нужно забрать у «московских попов» и передать её «украинскому народу». И никогда не говорят о том, что за 30 лет, без помощи государства, мы реконструировали все храмы, все братские корпуса, наладили швейное производство, отреставрировали трапезные для братии и паломников. А нас пытаются обвинить, запугать и угрозами забрать то, что с таким трудом и огромными усилиями восстанавливалось братией.

Во-вторых, это место историческое. Это главный духовный центр исторической Руси. Мне «по секрету» говорили о том, что в определённых кругах действительно считают, что если «убрать Павла отсюда и Владимира из Почаева», то новое руководство будет «сговорчивее». Но Лавра – это не Павел (Наместник Лавры. – примеч. А.К.), и не Онуфрий (Митрополит Киевский и всея Украины. – примеч. А.К.).

Лавра – это преподобные отцы Антоний и Феодосий, которые вместе с сонмом Печерских святых престоят пред Престолом Божиим.

Были уже такие времена, когда мощи вывозили и сжигали. И всё это очень плохо закончилось для гонителей Церкви. Ведь никто сегодня не пишет о том, что когда из Святой Лавры вынесли мощи трёх святых и пустили их по Днепру, то на следующий день неожиданно прорвалась дамба, и всю Куренёвку практически смыл жуткий грязевой поток.

Да, мы все не без греха, но грех греху – рознь. Одно дело «в сердцах» сказать бранное слово, и совсем другое – вот так, ради власти, покушаться на Тело Христово, на Его Святую Церковь.

Если мы забудем свою историю и будем подстраиваться под каждого, кто хочет что-то привнести «своё» в Церковь, то и страны не будет.

Вот говорят: в связи с процессами декоммунизации надо снять знаки города-героя Киева. И вот уже при  въезде в Киев со стороны Житомирской, Одесской, Бориспольской трассы эти знаки сняты. Что это? Ради чего?

У нас есть история. Пусть она местами кровавая и безбожная – но это НАША история. Какое мы имеем право её «исправлять»?

Да, нас очень многое связывает с Россией. На Киево-Печерскую Лавру жертвовали русские цари.

В Луцке собор построен на деньги царской семьи.

В 1890 году в Ровно император Александр III заложил первый камень в основание собора, а на закладке при торжественном богослужении была вся царская семья.

Императором Николаем I было выделено 8 миллионов рублей (огромная сумма по тем временам) на строительство Университета им. Тараса Шевченко.

Благодаря рескрипту императора Николая I в 1840 году начинается история Киевского медицинского университета, которому в 1946 году было присвоено имя академика А. Богомольца.

Благодаря финансовой поддержке Александра II в 1875 году удалось продолжить и завершить строительство Владимирского собора.

Андреевскую церковь, которую «подарила» Стамбулу нынешняя власть, строила российская императрица Елизавета. По её просьбе Франческо Бартоломео Растрелли создал этот непревзойдённый проект.

Но люди сегодня просто боятся об этом говорить. А это ведь факты из истории. А у Стамбула сегодня лишь желание всё отобрать. Вот и нашу Лавру они хотят заполучить. И что интересно: те люди, которым кажется, что тут очень прибыльное место, не дали сюда ни копейки.

Мы выживаем благодаря меценатам. Сейчас стало намного меньше средств, но, Слава Богу, люди всё равно помогают.

После того как в обанкротившемся банке пропали все деньги Лавры, у нас возникли элементарные проблемы с оплатой коммунальных услуг. А сумма каждый месяц приходит немалая. Пришлось остановить реконструкцию бывшей инфекционной больницы, в которой мы хотели сделать больницу для братии и простых людей, и храма – по этим же причинам.

Но, несмотря на то, что нас не пускают в школы, не пускают в университеты, нас выгнали из военных частей и госпиталей, мы помогаем 20-ти детским домам, помогаем больницам, тюрьмам, проводим богослужения в тюрьмах.

Как, по Вашему мнению, будет дальше развиваться процесс, запущенный Стамбулом?

– Развалится как липковщина в двадцатых годах прошлого века. Это вне всяких сомнений. Жаль вот только обычных, доверчивых людей – запутанных, сбитых с толку этой лживой пропагандой. Ведь подумайте: более четверти столетия люди, огромная масса людей, которые пошли за Филаретом, умирают без Причастия, неотпетыми, некрещёнными, невенчанными… Ведь там, в этой псевдоцеркви, все без сана, у них нет апостольской преемственности.

У Филарета её тоже уже нет, ибо Церковь, которая рукополагала его во епископа, за преступления перед Церковью, сняла с него сан, и он с тех пор – обычный мирянин. Более того, мирянин, отлучённый от Церкви!

Многие верующие канонической Церкви находятся сейчас в некоем смятении – мол, нас загоняют в гетто, нам не дают строить храмы, не пускают на телевидение и в школы и т. д.

– Нас никто никуда не загонит, если мы сами себя туда не загоним. Если мы будем твёрдо стоять в вере – никто нам ничего не сделает.

Вспомните святых Екатерину, Варвару, Димитрия Солунского, Георгия Победоносца…

А что творилось в безбожном ХХ веке! Замучены миллионы верующих людей. Да, они тоже были обычными, как и мы, людьми. Они тоже боялись. Но они устояли в вере и истине – и своей мученической смертью победили дьявола.

Господь обещал Своей Церкви, что врата ада никогда Её не одолеют.

Сколько уже канули в лету великих империй и государств, а Церковь Христова остаётся несокрушимой. Она, как мощный корабль, несётся по волнам бурлящего мирского моря. И нет такой волны, нет такого ветра, нет такой бури, которые были бы способны этот Корабль потопить!

Будем же и мы, братья и сестры, слушать голос Церкви, её Предстоятеля – Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, епископат и духовенство, сохранивших верность святому каноническому Православию!

Главное – молитесь.

Пост и молитва может и беса изгнать. Того самого беса, который как раз и живёт в тех людях, что не дают нам спокойно жить. Но если мы даже что-то здесь и терпим, не будем забывать, что всё это мы терпим по заслугам.

Не нужно роптать. Нужно почаще задавать себе вопросы: где сейчас наши дети? Что они смотрят? Кого и что они слушают? С кем дружат? Чем живут?

А чем живём мы?

Сколько абортов мы делаем?

Сколько уже лет живём в блуде?

Как часто мы исповедуемся и причащаемся?

Чтим ли мы сами своих родителей?

Если мы хотим жить в другой Украине, если мы хотим, чтобы жизнь в Украине изменилась к лучшему, начинать надо в первую очередь с себя!

Начнём меняться мы – и Бог, видя наше усердие, нашу ревность, нашу деятельную веру – услышит и наши молитвы, и изменит нашу жизнь к лучшему!

– Благодарю Вас, Владыка, за беседу.

– Да благословит Бог Вас, Ваше издание и читателей Вашей газеты.

Беседовал священник Александр Каневский

Фото: Виктор Шуклин