Магические заблуждения

Удобное отличие фэнтези от фантастики состоит в том, что…

Нельзя сказать, что жанр фэнтези появился на свет благодаря Дж. Р. Р. Толкину, но он, безусловно, обязан ему своей популярностью. Успех грандиозной и блестящей саги о маленьких хоббитах, посмевших противостать большому злу и сумевших его победить, вызвал целую волну последователей и подражателей. Мир Средиземья из «Властелина колец» положил начало бесконечной цепочке «альтернативных вселенных»…

Удобное отличие фэнтези от фантастики состоит в том, что автор не обязан ничего объяснять: он может начать любую историю с любого места, разместив героев среди произвольно подобранных декораций.

Традиционная старая сказка помещала невероятные события среди узнаваемых реалий привычного мира. Более того, в форме сказки люди сохраняли и передавали из поколения в поколение духовные ценности, на которых держалось здание общественной жизни: «сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок».

Но современному человеку фэнтези предлагает не учиться, а развлекаться, погрузившись в некий мир, в котором происходит что-то, не имеющее никакого отношения к реальности.

Более того, современные технологии способны избавить от необходимости перелистывать страницы и напрягать воображение. Читать больше необязательно – можно смотреть кино или играть в компьютерные игры, и погружение в иную вселенную будет гораздо полнее.

На чём же зиждется жанр фэнтези?

Что отличает его от жанра всё той же научной фантастики?

Волшебство!

Невозможное в обыденной жизни становится возможным благодаря наличию особой силы, для этого предназначенной. И персонажи, владеющие этой силой, неизбежно оказываются в числе главных героев.

Обратите внимание: в мире фэнтези мы обязательно встретимся с тем, кто оперирует волшебством. Как бы он ни назывался – волшебником, чародеем, колдуном или магом – его роль будет весьма значимой.

Это естественно: если вокруг бурлит магия, то и действовать должен маг!

Удар клинка отобьёт тот, кто владеет нужным оружием, но чтобы отбить магический удар, надо уметь управляться с магией.

По этой причине центральный персонаж фэнтези практически всегда обладает магическими способностями. Если же он их лишён, то маг обязательно будет где-то неподалеку, чтобы то и дело вторгаться в события. Иначе к чему вести читателя (зрителя) в альтернативный мир?

Без приключений с привкусом магии повествование окажется пресным.

Популярность фэнтези привела к тому, что магия и маги стали ординарным элементом современной культуры.

Пусть волшебники и не встречаются нам на улице, но мы оперируем понятиями магического так, словно магию мы проходили в школе. Мы перенимаем образ мышления и действий популярных героев из мира фэнтези и начинаем действовать в соответствии с правилами магов в обыденной жизни.

Жанр фэнтези не случайно возник именно в наше время, когда у людей достаточно сильно размылись нравственные ориентиры и люди утратили то, что называется «духовным чутьём».

Именно в силу этого стало возможно предлагать людям (в качестве эстетических и нравственных образцов) откровенно отрицательных персонажей, наделять добро такими качествами, что оно мало чем отличается от зла, но читателями/зрителями воспринимается как добро.

Далее я перечислю некоторые конкретные примеры того, КАК повлияла на современного человека «альтернативная реальность», хлынувшая на нас со страниц фэнтезийных бестселлеров, в которых «добрый маг» – положительный герой, который «служит добру» и «борется со злом». Собственно говоря, в борьбе со злом и состоит коллизия практически всякого произведения фэнтези. Тут и находится место типичным «магическим» заблуждениям.

Заблуждение первое: меняться не обязательно

Если ты – маг, ты просто включаешься в борьбу со злом. Если ты – обыкновенный (на первый взгляд) хороший парень, которого или призвание,  или обстоятельства сделали центральным звеном неких событий, то магические способности тебе придётся развивать. Это без вариантов!

Подобно тому, как школьник учится считать и писать, также и маг учится своей магии, т.к. только более сильный маг может нанести злу больший урон.

Растить своё умение и силу необходимо – иначе зло победить не удастся. Но при этом наш герой  остаётся самим собой, сохраняя узнаваемые черты характера, привычки и слабости.

Заблуждение второе: борьба со злом локальна

Сегодня маг гостит у друзей, мило с ними общается, а завтра берёт свой магический посох и идёт навстречу очередному злодею, чтобы пылью пустить его по ветру.

Или вот ты, например, плетёшь корзинки из ивняка, но приходит враг – и магия сама собой делает тебя сверхчеловеком – чтобы ты мог защитить тех, кто тебе дорог.

Магия – словно волшебный артефакт, лежащий в кладовке: появилась нужда – взял, воспользовался, побыл героем, и снова стал обычным человеком, эдаким волшебником на отдыхе. Пускай себе фейерверки детишкам на забаву.

Заблуждение третье: зло можно распознать

Зло, конечно, любит маскироваться. Но опытного волшебника обмануть сложно. У него всегда есть в запасе специальное заклинание, выявляющее чужую зловредную магию.

Есть особые волшебные предметы – мечи, которые светятся при приближении врагов, амулеты, обжигающие холодом в преддверии опасности, есть предсказания и советы мудрых людей, вовремя  попавшихся на пути. В общем, только наивный простак становится добычей зла.

Заблуждение четвёртое: зло присутствует в мире в особых носителях

В первую очередь, это люди, ставшие слугами зла. Особенно опасны чёрные маги (злые волшебники), использующие магию для истребления неугодных или для порабощения мира.

Иногда встречаются инфернальные персонажи – обитатели мира сугубого зла, вырвавшиеся на свободу или специально выпущенные туда, где обитают люди.

Как сосредоточие зла могут быть представлены некоторые места. Например, точка выхода инфернальности, прорубленная злым чародеем или случайно возникшая. Или замок колдуна, который погиб, но наведённые им чары остались.

Предметы, предназначенные для чёрного колдовства или созданные злым волшебником, также часто хранят в себе зло.

В фэнтези борьба со злом заключается в сокрушении носителей зла.

Правильный маг лишает злых волшебников способности творить чары, убивает инфернальные существа, стирает в порошок опасные места или расколдовывает их, уничтожает зловредные артефакты.

Сюжетная линия, охватывающая все эти события, уверенно подводит нас к пятому заблуждению:

Зло истребимо

В жанре фэнтези авторы очень часто оставляют злу различные лазейки: кто-нибудь из злых героев сбегает, или во время борьбы случайно активируются какие-то новые контуры опасности.

Всё это делается для того, чтобы сохранить любимых героев, дав им «повод» для очередных приключений, которые должны закончиться окончательным поражением зла…

Корень описанных заблуждений – общее представление авторов о природе зла.

В мире фэнтези зло имеет внешнее происхождение: оно всегда приходит извне.

Зло может соблазнить человека, обмануть, сломать, подчинить себе силой, но любой источник агрессии в принципе можно блокировать.

Зло бывает могущественным и порой кажется непреодолимым, но всякой силе можно противопоставить другую силу.

Сила против силы – вот физика происходящих событий.

Причём секрет победы далеко не всегда сводится к умению владеть магическим даром. В качестве силы, преодолевающей злые чары, могут выступать такие движения или свойства души, как верность, бескорыстие, самоотверженность, любовь.

По закону жанра эти качества мыслятся как «светлые энергии» – чуть ли не разновидность магии. Их сила способна нарушить или подавить действие колдовства.

Злая магия изгоняется в свой инфернальный мир, каналы, по которым она проникла, запечатываются,  служители злу, перевоспитание которых невозможно, уничтожаются. Наступает мир.

Чувствуете разницу с христианским миропониманием?

Священное Писание учит нас, что зло, конечно, может приходить к нам извне, но это – вовсе не единственный и не главный канал.

Подлинный источник зла – грех. А склонность к греху есть в душе каждого человека, и заблокировать эту склонность невозможно никаким магическим (инструментальным) образом.

Именно по этой причине уничтожение зла снаружи не избавляет от зла внутри.

Поэтому, какой бы яркой ни была видимая победа над злом – зло никуда не исчезнет. Оно по-прежнему здесь, и будет здесь до скончания мира.

Борьба со злом – это перманентное состояние, которое не может окончиться.

От этой борьбы нельзя уклониться, отойти на время, снять доспехи, вытянуть ноги к огню и насладиться покоем.

Грех действует в человеке постоянно и какой бы опыт, и какие бы знания не были у тебя за плечами, это не делает тебя защищённей.

Волшебный посох в углу не стоит. Запасти силу и могущество в том или ином виде не удастся.

В каждый момент времени ты не имеешь больше, чем самого себя.

Каков ты есть здесь и сейчас – таким ты и противостоишь греху.

Если ты не пытаешься измениться к лучшему именно сегодня, ты неизбежно меняешься к худшему.

Такова духовная реальность. Душа никогда не стоит на месте: она или совершенствуется – или деградирует…

Проблема в том, что, будучи крещёными людьми и худо-бедно представляя себе механизм греха, мы, тем не менее, часто высказываемся и действуем так, словно находимся не в реальности, а в мире фэнтези, где магические заблуждения – не заблуждения, а правила жизни.

Мы ожидаем, что со злом вот-вот будет покончено.

Мы даже определили носителей зла: ими назначены конкретные персоналии, а также некоторые социальные институты или современные технологии. И мы ждём героя, который должен волшебным образом получить свою силу, сокрушить носителей зла и установить торжество добра и справедливости – хотя бы в локальном, национальном масштабе.

Поле борьбы со злом размечено, но оно не проходит сквозь нас. Не чувствуя в себе магической силы, мы не считаем себя действующими лицами.

Мы составляем публику, пассивных зрителей, которые, свистя и улюлюкая, требуют начала представления, предполагая, что оно обязательно окажется с хорошим концом.

И мысль о том, что мы, так или иначе, потакаем греху, а значит, причастны злу – либо постоянно выпадает из нашего сознания либо совершенно не приходит нам в голову.

Из того, что у нас нет волшебного посоха, вовсе не следует, что мы – лишь зрители и никак не влияем на происходящее.

Зло пропитывает социальную реальность, просачиваясь в эту реальность из наших душ.

Видя, как оно концентрируется вне нас, мы позволяем себе думать, что не имеем к этому ни малейшего отношения.

Между тем, не будь мы к себе столь снисходительны, зло было бы гораздо слабее.

Зримая, публичная его часть питается теми эманациями, которые исходят от всех, кто ещё не обнаружил источника зла в самом себе.

Не перекрыв этот источник, не начав борьбу со злом внутри себя, нельзя ничего изменить к лучшему и в окружающем тебя мире.

Этой истине фэнтези, увы, не учит. Но если мы хотим реальных побед, мы должны расстаться с нашими магическими заблуждениями.

Андрей  Карпов